В Тальменке прошел большой муниципальный семинар-практикум по школьному театру
07:44, 10 ноября 2023г, Культура 1268
Фото Олег БОГДАНОВ
Корреспонденты «АП» побывали на мастер-классах для детей и педагогов и обнаружили, что цифровизация добралась и до детской сцены.
Напомним, с этого учебного года в каждой школе должна появиться своя театральная студия, так что на семинаре в Тальменке руководители кружков и режиссеры делились опытом с теми, кто только начинает этот путь.
Думать по-другому
О сценическом звуке и свете учителям рассказал педагог дополнительного образования из Барнаула Константин Антошкин.
– Это целая философия, – объяснил он нам. – В спектаклях нашей театральной студии «Праздник» музыка специально подбирается под каждого актера, его типаж. Так мы создаем нужный эмоциональный фон и поддерживаем ребенка на сцене. А еще это воспитание – например, спектакль «Голубая кровь», который мы сегодня покажем участникам семинара, весь сделан на классической музыке.
Второй руководитель студии Светлана Юдакова добавляет, что их воспитанники переслушали всю классику и без труда отличают Моцарта от Шопена. Собственно, и спектакль «Голубая кровь» – о любви к прекрасному.
– Его герои – крысы, – говорит Светлана Сергеевна. – Есть Елизавета, которая считает себя особой голубых кровей лишь потому, что ей повезло родиться в Санкт-Петербурге и жить в Эрмитаже. А есть простой парень Билл из Барнаула, который влюб-
лен в искусство и откладывает деньги, чтобы увидеть великий музей. Для нас это история о том, что настоящая любовь к искусству возможна в любом уголке нашей страны и мира.
Помимо философских проб-лем, Константин Антошкин говорил с коллегами и о сугубо практических – например, о программах для монтажа видео, подходящих для новичков.
Новым технологиям была посвящена и площадка Алёны Митиной – методиста Алтайского института развития образования. Она продемонстрировала собравшимся «голографические вентиляторы», или проекторы для создания интерактивных декораций.
– Наша задача – соединить классический театр с условиями цифровой образовательной среды, созданной в школах, и научить по-другому думать, – говорит Митина. – А где, как не в Тальменской школе № 3, соединять инновации и традиции? Она недавно построена и по-особому оснащена.
«Джульетта – это банально»
Руководитель театральной студии «Зазеркалье» новоалтайского лицея № 8 Евгений Крупин учил детей сценическому движению.
– Мы похватали основы, чтобы ребята втянулись и поняли, зачем это нужно, – объяснил педагог. – А в нашем лицее № 8 театр только начинается. Мы набрали группу заинтересованных детей и уже почти завершили пластический спектакль, основанный на мифе об Орфее и Эвридике. Знаете, для ребенка это полезно не только с точки зрения последующего поступления на актерское мастерство или режиссуру, но и для обыденной жизни. Мы ведь часто выступаем на публике, общаемся с людьми, надо раскрепощаться, развивать воображение.
О своих впечатлениях от его мастер-класса нам рассказала семиклассница Софья Швец из Тальменской школы № 6: «Мы подстраивались под ритм, пытались «нарисовать» музыку и справлялись со своей социофобией». В ее школе театр начался с появления новой учительницы английского Анастасии Задорожной.
– Мы ставим спектакли на русском языке, хотя там бывают английские песни, – говорит Софья. – Успели сделать сценку на День учителя, но готовимся уже к чему-то большему, и учительница нас реально заинтересовывает!
– У тебя есть роль мечты? – спрашиваем школьницу.
– Ну, Джульетта – это банально… Вот я люблю книги про Гарри Поттера, волшебный мир, и хотела бы сыграть Джинни Уизли или Гермиону.
От страха к уверенности
Помимо тренингов по актерскому мастерству, сцендвижению и сценической речи, дети поучаствовали в теневом спектакле «Репка», который сами же и создали почти с нуля. Две учительницы из Курочкинской школы Тальменского района привезли с собой ширму, светильник и заготовки бумажных кукол и декораций, которые нужно было вырезать и закрасить черным.
– Когда в 2014 году мы выбирали внеурочную деятельность, я решила создать в школе театр, чтобы дети могли отвлечься от учебы, – рассказывает учитель начальных классов Яна Сартакова. – Мы пробовали разные виды: например, с первоклашками занимались пальчиковым театром и делали с ними куколок, потом был театр живого действия, кукольный, для которого мы тоже все, в основном, делаем сами.
– Что это дает?
– Дети становятся раскрепощенными, учатся держаться на публике. Некоторые сначала до обмороков боятся сцены, но через полгода чувствуют себя свободно.
– А еще развитие речи, мелкой моторики, артистизм, – добавляет педагог Ольга Понимасова. –
В прошлом году наши воспитанники выступали на Масленице в селе, сами написали сценарий, подготовили декорации, и все прошло просто здорово, так что театр очень много дает.