Король в изгнании

Брак Бориса Спасского и Марины Щербачевой с детектива начался, детективом и заканчивается…

00:00, 12 октября 2012г, Спорт 2835


Король в изгнании Фото №1

74-летний Борис Спасский, чемпион мира по шахматам (1969 - 1972), стал на прошлой неделе героем новостей. Ему пришлось буквально бежать из Франции в Россию. Причиной стали семейные неурядицы – после случившегося с чемпионом в 2010 году инсульта жена Спасского Марина держала его под семейным арестом, намереваясь, по словам Спасского, добиться признания его недееспособным.

В июле 2003 года Борис Спасский приезжал в Барнаул – встречался с шахматистами. Тогда же он дал «Алтайской правде» интервью, в котором с удовольствием рассказал, каким детективом и приключением была его женитьба на Марине.

- Это правда, что брак с нынешней женой, русской француженкой, вам удалось заключить только с помощью президента Помпиду?

- Нет. Леонид Ильич Брежнев в тот момент решил прослыть большим человеколюбцем и разрешил браки с иностранцами. Ну я этим и воспользовался. Мою жену преследовала секретная полиция Франции, у меня были хлопоты с КГБ. Таким образом, две секретные службы создали крепкую семью. С тех пор я очень люблю секретную полицию...

- Но как же легенда? (На официальном приеме возлюбленная Спасского Марина Щербачева спросила Жоржа Помпиду, как он относится к любви. Тот ответил: «О, нет ничего прекраснее!» Тогда Щербачева спросила: «А почему же нам со Спасским запрещают жениться?» Помпиду спросил об этом стоявшего рядом Брежнева. На следующий день Спасского и Щербачеву вызвали в ЗАГС и зарегистрировали их брак. - Прим. «АП».)

- Это высосанные из пальца истории. Обо мне рассказывают огромное количество глупых историй.

Целью акции, полагают в СМИ, могло быть имущество, которого у Спасского на миллионы, и прежде всего – его дом во Франции.

- Пишут, что дом во Франции вы построили своими руками. Что это за дом?

- Нет, своими руками я дом не строил. Я уважаю профессионалов. А в строительстве я жалкий любитель. Я просто работал рабочим на стройке своего дома три с половиной месяца. Когда я выехал из России, пригласил двоих знакомых, они тоже из России, и мы втроем все сделали. Я делал бетон, таскал на спине мешки... И был очень доволен - мне было интересно понять психологию рабочего, инженера. Я и сейчас живу в этом доме. Должен сказать, что во Франции я живу очень вольготно и очень уютно. У меня жилье в трех местах…

Впрочем, может быть, причина и не в деньгах. По крайней мере, сам Спасский рассказывал, что его жена к финансовым потерям относилась спокойно.

- Что вы сделали с призовыми деньгами после матча с Фишером в 1992 году?

- Я их довольно успешно тратил. Из меня накопитель плохой. У меня было так: я богател-разорялся, богател-разорялся... Сейчас я держусь на плаву. Надо отдать должное моей последней жене, Марине Юрьевне, для нее деньги не главное. Я недавно потерял много денег - помог человеку и потерял. Она лишь сказала: «Если бы я так сделала, ты бы меня наказал...» Представляете, какая у меня жена...

Может быть, они просто устали друг от друга? Шахматисты, как известно, славятся своим умением просчитывать ходы соперника наперед. Но такой поворот Борис Спасский, видимо, упустил из виду. В конце концов, Марина (урожденная Щербачева) была внучкой белого генерала, кавалера ордена Св. Георгия третьей степени и ордена Почетного легиона Дмитрия Щербачева – а ну как унаследовала дедовский характер? К тому же в шахматах жена у короля – ферзь, главная фигура на доске. Так что еще неизвестно, какие страсти кипели в семье Спасских…

Фоторепортаж