«С этим и живу…»

00:00, 21 сентября 2012г, Культура 3273


«С этим и живу…» Фото №1

Почему или зачем человек становится поэтом, писателем? Не приходится ли разочаровываться потом в выбранном пути? На этот и другие вопросы в интервью журналисту «АП» отвечает член Союза писателей России Валерий Котеленец.

«Последняя книга у меня – “Лилия долин” – выходила в 2007 году. С тех пор я не только не пишу, но, в общем-то, и не читаю почти ничего», - неожиданно говорит он в самом начале встречи, и исходя из этой фразы и складывается весь наш дальнейший разговор.

- Скажите, почему Валера Котеленец начал писать в свое время, а Валерий Степанович перестал это делать?

- Почему, даже и не знаю, в основном, наверное, из внутренней потребности это делать. Я помню, что это было со мной всегда и когда я в Павловске пошел в первый класс, меня спросила какая-то тетенька большая, похоже, учительница: «Кем ты хочешь стать, мальчик?» – «Писателем», - ответил я. Я даже не задумывался, я знал, кем буду, и вопроса «почему?» у меня не возникало.

- А вопрос «зачем?» был?

- Был. Я его и потом периодически себе задавал и в разное время отвечал на него по-разному. Поначалу речь шла о высоких нравственных мотивах, о том, что я должен сказать что-то свое людям, поделиться с ними тем, что я знаю, чувствую, принести какую-то пользу человечеству. Я читал книжки и знал, какую пользу это приносит лично мне, моему воспитанию, образованию, и хотел тоже ее приносить. Потом менялось время, менялся я, шел и шел по этой стезе, пока не обнаружил, что пришла пора, когда люди уже не хотят брать то, что я им предлагаю, и наступило разочарование…

- Отчего сложилось убеждение, что люди «не хотят брать»?

- Просто выяснилось, что никому особенно и не надо то, что я делаю. Не то время, не те люди, я не знаю, что для них нужно писать. Раз так, зачем? Пришла пора смирять душевные порывы, поскольку мотивация для них исчезла. Писать нужно для тех людей, которые испытывают потребность в знакомстве с твоим творчеством. А если их нет или почти нет…

- А рассматривать писательский труд именно как профессию, то есть средство получения основного источника дохода…

- В свое время, когда я начинал, меня убедили в том, что писательство – это профессия. Я ходил в литобъединение «Родник» при газете «Молодежь Алтая», откуда вышли многие известные в дальнейшем в крае литераторы - Наталья Николенкова, Фарида Габдраупова, Виолетта Метелица, Сергей Клюшников, - готовил себя к профессиональной работе и стал ею заниматься, вступил в Союз писателей России, правда, уже в 2001 году, уже вместе с моими учениками, когда в него было принято приехавшим из Москвы человеком сразу 12 человек. Так что сделаться профессиональным литератором мне, в общем-то, удалось, тем более что с 1996 года я стал вести литературную студию. Но сам писательский труд доходов мне не принес, подрабатываю в основном случайными заработками, тем, что умею кроме писательства – дизайн, верстка, редактура, художественное оформление книг других авторов.

- Хотя вы уже частично и ответили на этот вопрос, по крайней мере, для себя, скажите, испытывает ли, по-вашему, современный человек потребность в поэзии? Мне вот лично приходилось встречать людей, которые искренне считали, что в наш век она не нужна вовсе, поскольку всякие там «сантименты» нынче не требуются. Более того – вредны.

- Стихи нужны всегда и всякому человеку. Поэзия, по моему мнению, вообще стоит на самой вершине видов литературной деятельности как квинтэссенция слова, как самая органичная и мощная разновидность человеческой речевой деятельности. Ну как без нее? Без нее может вырасти только абсолютно неотесанный и попросту скучный человек. Я уже не один раз приводил слова подзабытого сегодня поэта Евгения Винокурова, написавшего стихи к песне «Сережка с Малой Бронной…», сказавшего, что поэзия – это есть, пожалуй, единственный способ борьбы человечества со смертью. Для меня эти слова являются путеводной нитью, что ли, мерилом литературной деятельности вообще. С этим я и живу…

- Для ваших нынешних студийцев эти слова тоже являются мерилом всего или?.. Вообще, те, кто посещал литературную студию Валерия Котеленца в 90-х, и те, с кем вы работаете сегодня, похожи друг на друга и если нет, в чем между ними разница?

- В моем первом наборе была известная ныне троица поэтесс – Елена Безрукова, Татьяна Баймундузова, Наталья Зелянская…

- Когда вы перечисляли тех, с кем ходили вместе в студию при «Молодежке», женских имен было больше, и вот опять. Получается, что женщины вообще больше склонны к поэтическому творчеству ?

- Не сказал бы, что их было тогда больше, просто, наверное, среди них чаще встречались талантливые люди. А вот сейчас этого нет, не сказал бы, что дамы превалируют. Основное же отличие между тогдашними и нынешними студийцами, по моему мнению, состоит в том, что тогда приходили фанаты, люди, для которых литература и жизнь были фактически словами-синонимами.

Для них, как и для меня, когда я начинал свой литературный путь, поэзия была главным делом, и только так. Я, например, для этого от многого отказывался и многим жертвовал. Студийцы того времени в большинстве своем были такими же. Сейчас те, кто приходит в студию, по большей части люди молодые, могут писать, а могут не писать. Отношения к литературе как к упорному, до пота труду нет. Она для них вторична, для некоторых вообще что-то вроде хобби, первичны учеба, работа, карьера и т.п. Я в свое время за литературу… от всего мог отказаться. Среди своих студийцев я таких людей почти не вижу.

Да и вообще интерес к литературе в обществе падает. Не хочу ни на что жаловаться, но это так. Причем к условиям жизни – деньгам, достатку – это, по моим наблюдениям, отношения не имеет. Просто отношение к ней у многих людей стало другим, гораздо более потребительским, а отсюда и к литературе, соответственно. Она ведь материальных благ не приносит ни пишущему, ни читающему. Очень много люди для себя при таком подходе к жизни теряют, но многие, по-моему, даже не понимают этого.

- Как, по-вашему, должны мы этот период пережить? Начать со временем вновь по достоинству оценивать не только материальные, но и духовные ценности, ощущать их как жизненную потребность?

- Переживем, я думаю. Только для этого нужно дойти до кульминационной точки этого периода, только после этого может произойти перелом. И для каждого из нас, и для России, и для любой другой страны. Тогда, может быть, и профессия писателя вновь станет престижной, если, конечно, государство поймет, как оно это понимало раньше, что литература, которая старается сделать человека лучше, чище, духовнее, является одной из его опор. Сейчас оно пока обходится без нее.

- Ну а вы лично продолжаете ведь вести литературную студию, хоть и получаете за это, прямо скажем, номинальное денежное вознаграждение. Почему не оставите это дело?

- Думаю, что по глупости и слабоволию своему. Не могу бросить, и все. А главным образом потому, что там есть родственные мне души. Если бы их там не было, я бы туда давно не ходил…

Справка «АП»
Валерий Степанович Котеленец родился в 1954 году в городе Асино Томской области. Служил в армии, работал слесарем на заводе, монтировщиком сцены и актером в кукольном театре, сторожем, дворником, санитаром “скорой помощи”, художником-оформителем. Автор книг стихотворений и прозы: “Другая жизнь” (1990), “Небесный поединок” (1994), “Тихие стихи” (1996), “Ваятель облаков” (1999), “Середина земли” (2001), “Ангел-хранитель” (2001), “Лилия долин” (2007). Живёт в Барнауле.

*   *   *

Поэтам от Сбербанка

В рамках празднования Всероссийских Шукшинских дней на Алтае в краевой библиотеке им. В.Я. Шишкова состоялось награждение ежегодной премией Алтайского отделения Сбербанка России «Золотое перо» и «Серебряное перо». Лауреатами 2012 года стали Юлия Нифонтова («Золотое перо») и Евгений Ермаков («Серебряное перо»).

Между отделением Сбербанка России и Алтайским Домом литераторов достигнуто соглашение о творческом сотрудничестве.

Отзовитесь!

В связи с комплектованием пятитомника антологии «Образ Алтая в русской литературе» администрация КАУ «Алтайский Дом литераторов» разыскивает родственников/правонаследников писателей Сергея Павловича Залыгина и Максима Дмитриевича Зверева.

Обращаться по тел: (3852) 63-48-80; (3852) 63-75-68, e-mail: anna_samoilova@rambler.ru

«Когда-то Обь, а ныне – Влтава»

В конце лета в барнаульской библиотеке № 20 прошла встреча с поэтессой из Праги Людмилой Свирской. Несмотря на погоду – шёл проливной дождь, местами с градом, библиотечный зал был полон. Эту поэтессу у нас знают и помнят.

Первая публикация Людмилы Свирской была на страницах газеты «Молодёжь Алтая» в 1993 году. Ее стихи печатались в «Вечернем Барнауле», «Алтайской правде», в литературных журналах «Алтай», «Барнаул» и других изданиях. В 1995 году в книжной серии просветительского фонда «Август» вышел первый поэтический сборник Людмилы Свирской «Дамское седло».

С 1999 года Людмила Свирская живёт в Праге. Занимается переводами, обучает пражан русскому языку. Она неоднократно была участницей общечешского литературного фестиваля «Памятник Пушкину», который проводится там уже сорок лет.

За эти годы вышло несколько книг стихов. В 2008 году сборник «Когда-то Обь, а ныне – Влтава» выпустило в свет общество «Русская традиция».

Она - финалист Международного поэтического конкурса «Эмигрантская лира-2009» в Брюсселе.

О поэте и просто человеке Людмиле Свирской рассказали поэтессы Галина Колесникова и Татьяна Кузнецова. Поддержать Людмилу Свирскую пришли её давнишние друзья Екатерина Самсонова и Алексей Пшеничников. Они исполнили песни на стихи поэтессы.

*   *   *

«Только люби нас, Господи!»

В Барнауле продолжается выпуск книг местных писателей в серии «Городская библиотека». Автором этого проекта несколько лет назад стал писатель Владимир Свинцов, а после трагической гибели Владимира Борисовича в 2008 году курировать этот проект взялась поэтесса Галина Колесникова.
В нынешнем году запланирован выпуск семи книг «Городской библиотеки». Среди них – уже вышедшие в свет «Была пора» Владимира Казакова, «Проводы» Юлии Нифонтовой, «Снегопады» Евгения Ермакова.

Поэт Владимир Казаков – член Союза писателей России с 1981 года, автор более десятка книг, в числе которых «Снег наутро» и «Памяти печаль», «Болью сердца жив человек» и «Брат, здравствуй...», «Калиновый куст» и «Верховая дорога». Все они, по сути, своеобразный монолог поэта и его лирического героя о самом главном, что помогало, помогает и поможет быть, а не казаться человеку Человеком и Гражданином в прошлом, настоящем и будущем... Об этом же и в заглавном стихотворении нового сборника, которое называется

От автора, или Вместо предисловия

И на распросы: «Cам-то кто?..» –
я без улыбки фарисейской
всегда ответить был готов:
- Такой же, как и все, расейскай!..

Не потому ли в снах немых
меня не уставала ранить
Россия бывших – с Колымы,
буровиков из Бугульмы,
девчонок из Тьмутаракани...
И с каждой новою судьбой,
что мне в дороге открывалась,
учился быть самим собой
и не рассчитывать на жалость…

«Издавна на Руси снеги белые олицетворяют чистоту, высоту и размах. В книгу Евгения Ермакова «Снегопады» вошли стихотворения разных лет, объединённые сакральной темой любви к Родине, - пишет в предисловии к этому сборнику член Союза писателей России Владимир Коржов. - У Евгения Ермакова Россия простирается от порога отчего, от родной околицы, от Киселёвска и Барнаула, объемля необъятность наших городов и весей, над которыми сияет «…символ христианства – золотой церковный крест!..».

Стихи его просты по форме, но образны и глубоки по содержанию. Они легко запоминаются.

Опять я приехал в деревню.
И в полночь слепая метель,
Остужно качая деревья,
Так грустно роняла свирель.
А утром и цвет стал особым,
И речи – теплей городских,
И даже курносость сугробов –
Похожа на холст или стих.

Поэт в своих стихах говорит о любви к людям. Он ощущает нашу вину перед природой, детьми коей мы являемся, и призывает нас к всепрощению».

«Предчувствие» – третья поэтическая книга Юлии Нифонтовой, которая должна быть второй. Она стояла в плане книжной серии «Городская библиотека» на 2009 год, но в связи с гибелью основателя этого проекта Владимира Борисовича Свинцова выпуск книжной серии был временно приостановлен.

«Стихи Юлии Нифонтовой акварельные и пластичные, а порою метафорично сложные, заставляют читателя вчитываться в них, - пишет тот же Владимир Коржов. - И в то же время её стихи не громки, не риторичны, они идут из глубины мятущейся души, а оттого образны и запоминаемы.

Юлия в поиске... Она ждёт чуда и в то же время творит его, не останавливаясь на достигнутом. Она идёт по жизни «с ветром рука об руку», на «вздыбленных парусах», на «острие-кончике судьбы» – с верой и надеждой... Она идёт только вперёд! И дай бог кораблику её поэзии и прозы, вместившему ранимую душу и точное слово, преодолеть коварные течения и обойти острые рифы»...

Лунный глаз что огромный воз в пути,
Горемычный, во льду застыл.
Хоть бы Ты был, Господи!
Господи, хоть бы Ты был!

В небо чёрное-чёрное с проседью,
Будто в ухо, Тебе кричу:
«Верить хочу, Господи,
Верить Тебе хочу!»

Вместе бы нам на погост идти.
Простить бы кровную месть.
Только люби нас, Господи,
Таких, какие есть!

Фоторепортаж