ОСТАНОВИТЬСЯ, ОГЛЯНУТЬСЯ

ТОЛЬКО В БАРНАУЛЕ В МЕРОПРИЯТИЯХ «МУЗЕЙНОЙ НОЧИ» ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ 13 000 ПОСЕТИТЕЛЕЙ, ИЗ НИХ БОЛЕЕ 4000 ГОСТЕЙ ПОБЫВАЛИ В ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЯХ

00:00, 18 мая 2010г, Культура 3957


ОСТАНОВИТЬСЯ, ОГЛЯНУТЬСЯ Фото №1

Фото Наталья ТЕПЛЯКОВА

В пятый раз в Алтайском крае прошла «Музейная ночь». Она была посвящена 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, Году учителя и Году Франции в России. Акция состоялась одновременно с европейской «Ночью музеев».

Впервые в Барнауле она прошла в 2006 году. Тогда краевой художественный музей пригласил к участию в событии 14 государственных, ведомственных и частных музеев и галерей Барнаула. Нашему примеру последовали музеи Томска, Новокузнецка, Кемерово и Новосибирска. Постоянным партнером акции является Министерство культуры и коммуникаций и Дирекция музеев Франции.

Краевой художественный музей, 19:02

Уже за несколько десятков метров до музея понятно, что прорваться внутрь будет непросто: на подступах к крыльцу толчея, в сквере перед главным входом народ в нетерпении вытягивает шеи, пытаясь высмотреть свободное местечко поближе к центру событий. Официальное открытие "Музейной ночи" в Алтайском крае начинается с усиленного аппаратурой телефонного звонка губернатора Александра Карлина из Франции, с Франш-Контийской ярмарки, в которой принимает участие алтайская делегация. Губернатор напомнил, что Алтайский край присоединился к акции в числе первых регионов России.

– Мы попадаем в необычное ночное музейное пространство, по-иному воспринимая культурное наследие и современное художественное творчество благодаря инновационным проектам, которые организуют музейные работники, – отметил губернатор. – Но эта акция не была бы такой успешной без активного интереса со стороны наших жителей, молодежи, студентов.

Пожелав удачного музейного праздника, Александр Карлин передал поздравительную эстафету вице-губернатору Борису Ларину, который признал, что «Музейная ночь» всегда получается волшебной:

– Многие из нас воспринимают музей как место, где хранятся древности, молчаливые служители следят за порядком, где нельзя громко разговаривать и трогать экспонаты. И только в одну ночь музеи предстают перед нами в неформальном виде, они открыты, пародируют себя и дарят нам что-то новое.

Куратор акции Татьяна Бондаренко в шутку пригласила зрителей «на штурм музеев» – но музей пришлось штурмовать без всяких шуток: почему-то всем хочется попасть в эти залы первыми.

19:18

Году Франции в России художественный музей, не мудрствуя лукаво, посвятил выставку «Париж всегда Париж…», которая развернулась в двух залах на втором этаже. На стенах – живопись известных алтайских художников, писавших Париж с натуры. В витринах – авторские куклы, излюбленная затея музейщиков, которая, судя по ажиотажу, еще не скоро наскучит барнаульским зрителям. Куклы, разумеется, тоже отвечают французской тематике: облаченные в алое и черное кружево, они танцуют канкан или воплощают образы классических литературных героев, вроде мадам Бовари. Тут были истинно французский шарманщик в войлочной шляпе и жилетке и портрет Коко Шанель. Были и такие работы, в которых наиболее изящно выразились старинные культурные связи России и Франции – «Жена Потифара» и «Тамара», одетые по эскизам Льва Бакста к «русским сезонам» в Париже.

Эйфелева башня, без которой, видимо, невозможно передать дух Франции, присутствует в виде затейливого костюма одной из кукол (автор – Людмила Корникова). Еще она в изобилии представлена на авторской бижутерии и декоративных тарелочках – дело в том, что в разных углах зала расположились столики, за которыми свои маленькие экспозиции представляют мастера бижутерии, декупажа и других изысканных искусств. Жгучий интерес к ним проявляет в основном женская часть публики.

– Это украшения из полимерной глины, которые запекаются в духовке, – объясняет Юлия Сергованцева. – Можно переводить картинки, а можно просто смешать глину нескольких цветов – и получится эффектный рисунок.

– Техника декупажа позволяет оформлять любые предметы – посуду, шкатулки, мебель, и для этого даже не обязательно уметь рисовать, потому что используются специальные салфетки или декупажные карты, – говорит Наталья Шадрина-Чепель. – Здесь мы использовали картины французских мастеров. Еще можно сделать имитацию трещин или эффект облезшего сусального золота…

Пока готовится видеоконференция с музеями Новосибирска и Томска, ведущий устраивает викторину на знание Франции. Самая высокая точка Парижа? Оказывается, это вовсе не пресловутая Эйфелева башня, а собор «Святое сердце» – Сакре-Кёр. «Так вы были в Париже? – спрашивает ведущий даму, ответившую правильно. – Ничего себе! Скоро для вас принесут презент».

На первом этаже – юбилейная выставка члена Союза художников Александра Потапова «Неопубликованная книга». На стенах расположены работы в жанре лубка с подписями вроде «Поберегитесь Вышнего – не говорите лишнего». С потолка на веревочках свисают шапки, фуражки и тюбетейки. Здесь же художник учит детей делать гравюру на линолеуме.

Выставочный зал Союза художников, 20:20

Перед входом на асфальте еще не затоптаны результаты детского конкурса рисунка мелом – цветы, бабочки, солнце. В самом зале идут мастер-классы. Художник Владимир Кикоть сворачивает свою импровизированную школу академического рисунка (бумага закончилась). Зато рядом можно поучиться рисовать батик. Причем тонкости мастерства объясняют дети – ученики Юлии Кикоть.

– Я раньше проводила боди-арт, делала какие-то инсталляции, а теперь решила, что моим ученикам нужно на один час самим стать учителями. Это поможет им преодолеть комплексы и страхи и рассказать пошагово, как делается батик в холодной технике. Дети ведь думают, что они этакие вечные ученики, на них печать послушания. А на самом деле я у них все время учусь.

– Вы постоянно участвуете в «Музейной ночи». Как думаете, почему она имеет такой успех у молодежи?

– А в юности ведь нет запретов, человек не стесняется ничего, и это хорошо. Слава богу, что люди у нас перестали быть такими зажатыми, как в 70-е годы, когда ничего было нельзя!

Галерея «Universum», 21:10

Сюда можно было прийти задолго до официального открытия акции: уже после полудня начала работать выставка-ярмарка изделий ручной работы «Разные вещи». В ней приняли участие более двадцати мастеров. Посетители увидели весьма оригинальные изделия: забавных кукол, ароматные свечи, изделия из керамики и сувениры, бижутерию и аксессуары. Умельцы показали всем желающим, как сделать цветочную открытку, расписать медальон или сплести мандалу.

На втором этаже галереи- выставка-конкурс студентов, магистрантов и преподавателей факультета искусств АлтГУ «Человек и время». Экспозиция открывается почему-то портретами Сталина, Рокоссовского и Жукова, но дальше идут копии с фронтовых фотографий участников войны. В памяти застревает эффектная инсталляция «Облако войны», собранная студентами из крашенных черной краской палочек. Под «Облаком» в витрине куклы Барби демонстрируют моду разных народов и эпох.

Музей истории литературы, искусства и культуры Алтая, 21:53

Из всего, что здесь происходило, наибольшим культурологическим весом обладала выставка студии Василия Рублева, незатейливо приуроченная… к Году учителя в России. И она же, вероятно, оказалась самой незамеченной выставкой этого вечера. В малюсеньком зале поместились всего пять рисунков самого мастера, а также графика и живопись нескольких его студийцев – Ларисы Пастушковой, Людмилы Кульгачевой, Татьяны Ашкинази, Сергея Боженко, Владимира Максименко и Николая Гудовича. В витрине – фотографии из мастерской художника 60-80-х годов. Но проникнуться ее атмосферой непросто. Камерное открытие, на котором участникам выставки хотелось сказать какие-то важные слова о важном для них человеке и времени, увы, происходило в атмосфере непрерывного движения юных зрителей. Они попадали в зал уже изрядно разогретые музейной гонкой и, мало что поняв, быстро выходили. Впрочем, возможность присмотреться повнимательнее у них еще будет. Не менее стоящей получилась и экспозиция «Из истории православия» на первом этаже.

Павильон «Открытое небо», 22:45

В темноте двора, в котором расположена городская молодежная библиотека им. В. Башунова, на газоне мерцает нечто, обозначенное как «светоинсталляция». Сейчас самое лучшее время для ее созерцания – но явно не лучшее для фотографирования на ее фоне. В прохладном ночном воздухе висит туча беленьких бумажных корабликов, подсвеченных снизу. Вблизи понятно, что кораблики крепятся на леске, натянутой плотными рядами между двух гнутых «рельс», но волшебного впечатления это ни на секунду не портит.

Напротив "сидят" (кажется, что именно сидят) непонятные прозрачные фигурки с лампочками внутри. Газон оккупирован молодежью, которая созерцает процесс изготовления граффити Андреем Aber’ом.

Но центральное событие здесь – экспозиция московской художницы Алисы Зражевской «Вальсирующие». Большие холсты представляют метафоры человеческих отношений – так описывает концепцию сама художница. В книге отзывов молодые посетители оставили запись: «Я как будто живу, проживаю, а оказывается, чего-то не замечаю. Настроение внутри человека переходит за границы тела. Мастер может без слов поведать о счастье. Спасибо. Ира + Кирилл».

– Как вам кажется, «Музейная ночь» за пять лет не изжила себя? – спрашиваем куратора Елену Рублеву.

– Круг творческих людей в Барнауле не очень широкий, поэтому кое-где неизбежно начинаются повторы. Выдумывать что-то особенное все сложнее. Но когда сегодня я вижу такое огромное количество людей, это придает силы – все-таки «Музейная ночь» проводится не зря.

*   *   *

Прошедший праздник показал… «Какая хорошая у нас молодежь!» – такой отзыв дала пенсионерка, ученица мастер-класса по керамике, который в музее «Город» проводили молоденькие девушки. Но что бросалось в глаза сразу – пожилых гостей на «Музейной ночи» было совсем немного. Встречались родители с детьми, но преобладали на акции молодые. Они без лишней скромности выплясывали «Московскую кадриль» в музее истории литературы, плели-лепили-рисовали, выстраивались в очередь «за боди-артом»… И еще – смотрели картины, скульптуры и арт-объекты, слушали музыку и стихи. Они открывали для себя мир Прекрасного.

Любовь Карпова, Светлана Тирская

*   *   *

Европейская акция «Музейная ночь» инициирована Международным советом музеев ЮНЕСКО. Она проводится накануне Всемирного дня музеев с 1997 года. В России пионером стал в 2002 году Красноярский музейный центр. Уже в 2006 году участниками необычного проекта были более 2000 музеев в 38 странах мира. Сегодня музейная ночь - уже традиция во многих регионах России и СНГ.

География «Музейной ночи» в Алтайском крае ежегодно расширяется. Если в прошлом году в ней приняли участие 43 музея края (которые посетили 13 тысяч человек), то в 2010 году – 58 музеев. Из них – 19 государственные, городские, ведомственные, частные музеи и галереи, 19 – школьные музеи Барнаула, 20 – краевые. Присоединились мемориальный музей Г.С. Титова, историко-краеведческий музей Алейска, Солонешенский районный краеведческий музей, Павловский историко-художественный музей им. Г.Ф. Борунова, Славгородский городской краеведческий музей, музей истории
г. Яровое и другие.

«АП» рекомендует
Музеи мира в Интернете – http://www.hist.msu.ru/ER/museum.htm. По этому адресу вы сможете найти богатейшую коллекцию ссылок исторического факультета МГУ на веб-сайты музеев (художественных, исторических, этнографических и т.д.). Россия, страны СНГ, государства Азии, Америки, Африки, Австралии и Океании, Европы – все флаги в гости к вам. Удивляйтесь, просвещайтесь и расскажите другим.

Фоторепортаж