«Мысли Ивана уже о Бразилии»

00:00, 25 августа 2012г, Спорт 1884


«Мысли Ивана уже о Бразилии» Фото №1

Тренер по дзюдо краевой детско-юношеской спортивной школы Игорь Вотяков вернулся из Лондона, куда ездил поболеть за своего титулованного воспитанника Ивана Нифонтова. Сегодня он рассказывает читателям «АП» о том, за счёт чего российские дзюдоисты сотворили сенсацию на Олимпиаде, а также о планах Ивана на ближайшее будущее.

Установка прежняя

– Честно скажу, от нашей сборной по дзюдо я такого не ожидал. Верил только в своего ученика. Конечно, мы были настроены на «золото», но и «бронзой» остались довольны. Все говорили, что Иван мог бы и «серебро» выиграть, ведь ставшего вторым немца он уже не раз побеждал. Но «серебро» нам не нужно, потому что если бы Ваня проиграл корейцу в финале, то у него осталось бы гораздо больше горечи и недовольства. А медаль, завоёванная в последней встрече, всегда дороже и приятнее!

Ещё я как тренер доволен тем, что он заряжен на следующий олимпийский цикл. Иван – максималист. Выиграй он Олимпиаду сейчас, неизвестно, нашёлся бы для него стимул продолжать спортивную карьеру? А теперь он рвётся в бой, хочет поскорее отправиться на следующую Олимпиаду в Бразилию.

Приятным для нас сюрпризом стало слабое выступление родоначальников дзюдо – японцев. Они сносили всех на двух последних чемпионатах мира, а сейчас мужчины вообще остались без «золота». Наши ребята оказались лучше готовы к Олимпиаде. И это только благодаря тренеру Эцио Гамбе, который вывел их на пик формы. Будем надеяться, что этот волшебник и к Бразилии будет готовить нашу команду.

В лобовую атаку

– Я очень волновался перед полуфинальной встречей с корейцем, понимая, что победить в ней будет очень непросто. Были опасения, что после двух золотых медалей судьи будут придерживать русских. Две победы и так слишком жирно. К тому же кореец – самый титулованный в этом весе. А Ваня после травмы где-то перестраховывался, боролся не так ярко, как хотелось бы. После схватки мы, конечно, расстроились, но это поражение не выглядело каким-то неожиданным.

У Ивана такой стиль, что он больше борется вторым номером, т.е. даёт сопернику начинать атаку, а затем ловит его и бросает. Возможно, с корейцем нужно было действовать по-другому – идти в лобовую атаку. Зато с японцем в борьбе за «бронзу» эта тактика принесла успех, и Ваня дважды поймал того на контратаке.

Также болели за Арсена Галстяна, они с Пашей Глюзом (Вотяков ездил в Лондон с двумя своими учениками – Глюзом и Романом Клыковым. – Прим. «АП») вместе тренировались в юношеской сборной страны, хорошо друг друга знают. Арсен даже подарил Паше свою олимпийскую курточку.

Билетов не было

– После соревнований по дзюдо у нас ещё оставалось два дня, но попасть куда-либо было нереально. Хотя и на футбольном стадионе, и на баскетбольной арене зияли пустоты, но билетов было не найти днём с огнём.

В тот день, когда на трибунах сидел Владимир Путин и наш Тагир Хайбулаев выиграл третье «золото», вся команда дзюдоистов отправилась праздновать в Русский дом. Благодаря спортивному директору Федерации дзюдо России мы тоже там побывали. В роли тамады был Гедиминас Таранда, также присутствовали Сергей Гармаш, Ирина Роднина, Андрей Кириленко и многие другие. Встретились с Алексеем Тищенко, с Карелиным удалось перекинуться парой слов.

Параллельный зачёт – необходимость

– После Олимпиады какие-то недоброжелатели развили тему выступления Ивана за другой регион. Вкратце расскажу предысторию. В 2003 году Ваня стал победителем первенства России, попав в юношескую сборную страны, которую тренировал Дмитрий Сергеев, бронзовый призёр Олимпийских игр 1992 года. Вскоре руководство поменялось, и Сергеев стал работать обычным тренером в родной Рязани. Он и предложил Ивану заниматься у него и давать параллельный зачёт Рязанской области. Учитывая его большой профессиональный опыт и то, что у нас в городе не всегда можно найти хороших спарринг-партнёров, мы согласились.

И что в этом такого? В наше время почти все российские олимпийцы имеют двойной зачёт. Дагестанец Хайбулаев вообще живёт в Самаре и даёт параллельный зачёт Санкт-Петербургу. Безусловно, эта система имеет как плюсы, так и минусы. Но раз она существует, значит, кому-то нужна. В первую очередь спортсменам, которым параллельный зачёт помогает материально. Когда в 2009 году Иван стал чемпионом Европы и мира, Сергеев со своей стороны решил все вопросы, связанные с поощрением спортсмена. Они там ему и машину, и ключи от квартиры дали. Здесь его тоже наградили, дали субсидию на приобретение жилья. Мы благодарны обоим регионам за поддержку, собираемся продлить договор с Рязанской областью и на следующий олимпийский цикл.

Но Иван связывает своё настоящее и будущее именно с Барнаулом. Здесь проживают и работают его супруга и родители, родственники и многочисленные друзья. Да, раньше он больше тренировался в Рязани. Но за последний год, например, провёл там всего несколько дней. Остальное время проводил на сборах – их у него 300 дней в году – и приезжал к семье домой. Даже последний сбор перед Олимпиадой он проходил на базе нашей краевой спортшколы.

Уверен, что в ближайшие годы у него появится ещё больше поводов бывать в Барнауле. Насколько мне известно, вопрос строительства центра единоборств и открытия на его базе спортивной школы по дзюдо имени Ивана Нифонтова принципиально решен. В настоящее время готова проектно-сметная документация. Есть основания рассчитывать, что в следующем году начнётся строительство рядом со школой Алексея Смертина на средства из федерального и краевого бюджетов. В этом центре и сам Иван в промежутках между сборами сможет готовиться к следующей Олимпиаде.

Фоторепортаж