В интересах большинства

00:00, 04 августа 2012г, Политика 2712


В интересах большинства Фото №1

В середине июля Государственная дума приняла федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». В первую очередь он касается тех организаций, которые получают деньги от иностранных источников и при этом участвуют в политической деятельности. Обсуждение нового закона, получившего широкий резонанс в обществе, продолжается до сих пор. Читатель «АП» просит, чтобы по данному вопросу свое мнение высказали бы местные ученые, общественники, юристы. Вот точка зрения некоторых из них. 

Александр СТАРЦЕВ - заместитель председателя совета Общественной палаты, председатель комиссии по развитию гражданского общества и взаимодействию с общественными объединениями, говорит:

- Федеральный закон от 20 июля 2012 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента», принятый Государственной думой 13 июля 2012 года и одобренный Советом Федерации 18 июля 2012 года, касается тех НКО, которые финансируются из-за рубежа и занимаются политикой. НКО, зарегистрированные в качестве иностранных агентов, будут внесены в специальный реестр. Их обяжут при распространении материалов указывать свой статус, раз в полгода публиковать отчет и строго соблюдать все предписанные им правила.

Под действие закона не попадает деятельность в следующих областях: науки, культуры, искусства; здравоохранения и социальной поддержки граждан; защиты материнства и детства; пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта; защиты растительного и животного мира; благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества. Также новые нормы не распространяются на зарегистрированные религиозные организации, госкорпорации и госкомпании и на созданные ими некоммерческие организации, государственные и муниципальные, в том числе бюджетные учреждения.

Я не вижу реальных аргументов против этого закона по существу, поскольку он позволяет достигнуть «прозрачности» в получении иностранных денег рядом наших НКО и сопоставить их реальную деятельность с декларируемыми целями. Возможно, что название репутационно не очень благозвучно, но дискриминации НКО в нем нет.

Активное обсуждение в СМИ этого закона инициировано прежде всего теми организациями, которые «борются» за права российского народа на зарубежные деньги. И для некоторых деятелей это стало профессией со всеми вытекающими отсюда последствиями. Утверждения о том, что источник финансирования не влияет на их политическую позицию, мне представляются неубедительными. А разговоры о «непредвзятости», «объективности» весьма сомнительными.

Как историку, мне доводилось довольно много заниматься грантами. Я посылал в различные зарубежные научные фонды проекты по экономической и социальной истории. Оттуда в свою очередь получал ответы, что, если бы я занялся, к примеру, историей протестных движений или политических репрессий в России, деньги бы дали. То есть эти фонды поддерживают научные исследования только определенной политической направленности.

С другой стороны, я очень сомневаюсь, что американский или европейский истеблишмент действительно озабочен правами российских граждан. Если судить по зарубежной прессе, то все рассуждения в этом отношении вращаются вокруг десятка имен: Ходорковского, Магницкого, Немцова, Навального и пр. А с правами всех остальных – все в порядке? То есть как в «Скотном дворе» Оруэлла: «Все звери равны, но некоторые - ровнее»? Как-то не очень демократично, не правда ли?

Аналогичный закон, только в более жестком виде, существует в Америке с середины 1930-х годов. Почему там он считается демократичным, а в России вызывает такую критику?

И третий момент - почему закон «назрел» только теперь? По-моему, в обществе наблюдается определенная усталость от словесной трескотни, нытья по поводу «как у нас все плохо», призывов учиться у «цивилизованных стран» и т.д. Россия – страна с более чем тысячелетней историей, удивительным народом и богатейшей культурой. И далеко не все, что принято у наших зарубежных соседей, для нас приемлемо и полезно. Принятый закон вполне сбалансирован. С одной стороны, он отражает интересы большинства наших граждан, а с другой – не ущемляет интересов меньшинства.

Валерий Невинский - заведующий кафедрой конституционного и международного права АлтГУ, заместитель председателя алтайского отделения “Ассоциация юристов России”, член краевой Общественной палаты, комментирует:

- Закон вносит изменения сразу в пять федеральных законов. В России зарегистрировано около 230 тысяч некоммерческих организаций. Треть из них бездействует, несколько десятков тысяч в той или иной степени осуществляют политическую деятельность. В Алтайском крае около 2170 НКО, некоторые из них политически ориентированы.

Закон направлен на усиление контроля со стороны общественности и государства за деятельностью политически ориентированных НКО, которые получают материальную поддержку от иностранных государств, корпораций, частных лиц, международных организаций.

В частности, в федеральный закон “О некоммерческих организациях” внесены изменения в пять статей. Указаны признаки некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. В их ряду: призывы к проведению акций, направленных на воздействие на органы государственной власти с целью побуждения их к изменению государственной политики; призывы к побуждению населения к участию в такого рода акциях; также само участие граждан в подобных акциях тоже будет считаться противоправным.

Отмечу, что политическая деятельность для некоммерческих организаций не запрещается. Но встает вопрос: на какие ресурсы они опираются. Изменения, по сути, коснутся всех некоммерческих организаций, занимающихся политической деятельностью. Тем, которые существуют на российские ресурсы, нужно будет ежегодно предоставлять отчет о своей работе. А вот некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента, придется писать заявления в органы юстиции о включении их в специальный реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Такие организации обяжут ежегодно предоставлять бухгалтерскую отчетность для аудита, осуществлять отдельный учет доходов (расходов) в рамках поступления от иностранных и российских источников. Кроме того, предоставлять документы, содержащие отчет о своей деятельности, сведения о персональном составе руководящих органов - раз в полгода, а документы о целях расходования денежных средств, в том числе полученных от иностранных источников, - ежеквартально.

Повышается и юридическая ответственность за нарушение правил деятельности НКО. Согласно измененному Уголовному кодексу РФ, если НКО злостно уклоняется от предоставления документов, необходимых для включения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа в размере до 300 тысяч рублей, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательных работ на срок до 480 часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на тот же срок.

Общеизвестно, что повышенный уровень контроля за деятельностью общественных объединений, получающих финансовую поддержку из-за рубежа, существует и в других странах, в том числе признаваемых вполне демократическими. Например, в США с 1938 г. действует так называемый местный закон об иностранных агентах. Полагаю, что поправки к законам, регулирующим деятельность НКО, необходимы для упорядочения их деятельности в российском обществе и государстве. Речь не идет о закрытии либо об установлении жестких препонов на пути создания новых НКО. Вместе с тем, очевидно, практика применения настоящего закона позволит в дальнейшем усовершенствовать его отдельные предписания на благо развития гражданского общества и государственности.  

Фоторепортаж