«Пожалуйста, помогите...»

00:00, 26 июля 2012г, Медицина 2543


«Пожалуйста, помогите...» Фото №1

«Прямая линия» по вопросам оказания медицинской помощи состоялась 19 июля в редакции «АП». На вопросы жителей края отвечали заместитель начальника Барнаульского межрайонного округа кандидат медицинских наук, врач высшей категории Татьяна Анатольевна Батрак и заместитель начальника Бийского межрайонного округа врач высшей категории Людмила Владимировна Грядунова.

В течение часа было принято два десятка звонков. Абоненты интересовались доступностью оказания медицинской помощи, ходом реализации программы модернизации здравоохранения, лекарственным обеспечением и другими вопросами, которые их волнуют.

Первый звонок поступил из села Раздольного Родинского района. Галина Петровна В., болеющая сахарным диабетом, без инвалидности, интересуется, имеет ли право на ежемесячное получение лекарств.

Т.Батрак: - Да, в рамках региональной программы лекарственного обеспечения вы имеете право на ежемесячное получение сахароснижающих препаратов. Другие медикаменты, имеющие метаболическое действие (в частности, глюкофаж), не являются базовыми препаратами и назначаются врачом-эндокринологом по мере необходимости в индивидуальном порядке.

Нина Лаврентьевна М. из Барнаула сетует на то, что в поликлинике № 2, где она наблюдается, нет ультразвукового обследования. «Нас отправляют на ВРЗ, а там огромная очередь, бывает, что по месяцу ждем, чтобы сделать УЗИ. Туда же направляют сдавать анализы на гормоны, в частности, на ТГ. А кроме того, хочется знать, когда в поликлинике будет ремонт. В настоящее время она находится в ужасном состоянии. В прошлом году первый этаж немного привели в порядок, а второй и третий так и стоят в неприглядном виде.

Т.Батрак: - Начнем со второго вопроса. По программе модернизации ремонт в поликлинике состоится в плановом порядке. Заявка принята, теперь остается подождать, когда сделают ремонт. Что касается УЗИ - в основном корпусе поликлиники № 2 этот аппарат неисправен, поэтому вопрос обследования пациентов решается с использованием филиалов и подключением других лечебных учреждений города. В филиале, куда направили вас, два аппарата, что обеспечивает доступность этого вида диагностики. Единственно, что не для всех удобно туда добираться.

Жительница Барнаула Тамара Семеновна, 62 года, страдает остеопорозом. «Не могу найти медучреждение, где можно пройти обследование на аппарате «Денситометр», хотя еще несколько лет назад я могла это сделать в коммерческой фирме. Что вы мне посоветуете?

Т.Батрак: - В настоящее время в крае нет аппарата для проведения такого обследования. Решается вопрос по его приобретению. Скорее всего, он будет установлен в диагностическом центре. В настоящее время пациенты с остеопорозом могут пройти только определение кальция в крови.

- Да, его выполняют в «Тенториуме», но эта услуга платная, стоит 810 рублей, а я пенсионерка. Можно ли вернуть деньги по медицинской страховке?

- К сожалению, нет, это обследование не входит в перечень предусмотренных обязательным медицинским страхованием.

Из села Ключи Ключевского района позвонила пенсионерка Татьяна Федоровна В. и сообщила, что в этом году к ним приехал молодой специалист Константин Олегович Олейников. Очень хороший врач. Но даже за тот миллион рублей, который он получил в качестве подъемных на приобретение жилья, в Ключах не может купить квартиру. Администрация района прежде выражала готовность помочь в решении этого вопроса, а сейчас, похоже, энтузиазм там поостыл. «Как удержать такого отличного специалиста?» - интересуется Татьяна Федоровна.

Т.Батрак: - Приятно слышать, что вы так хорошо отзываетесь о молодом докторе. Решение жилищного вопроса находится в компетенции местных органов власти. Молодым специалистам, уезжающим работать в село, они предоставляют либо ведомственное жилье, либо субсидию на приобретение собственного жилья, оказывая содействие в получении кредитов с небольшим процентом. В любом случае главный врач лечебного учреждения подает на данного сотрудника ходатайство в администрацию района, а та принимает решение по удовлетворению или отклонению ходатайства. Таковы общие правила. Конкретно ответить по вашему вопросу я смогу только после знакомства с ситуацией. Поэтому вы оставьте свои координаты, мы с вами свяжемся.

- Пожалуйста, помогите. Я знаю, как много жителей села хотели дозвониться и сказать то же самое, о чем вас попросила и я. Вот, например, женщина прямо вырывает трубку.

- Здравствуйте, это Любовь Петровна Х., я полностью присоединяюсь к словам Татьяны Федоровны, которая к вам обратилась. Действительно, чтобы удержать такого специалиста, надо проявить внимание к человеку, оказать ему помощь. Мы просим: помогите приобрести жилье замечательному врачу. Он у нас тут мастер на все руки - хирург, онколог, лор, он проводит плановые операции, которые у нас никогда не делали, например, сетки ставит на грыжи - да все на свете делает. Мы благодарны медуниверситету, что выучили такого прекрасного специалиста, и администрации, что пригласила его к нам. Но очень хочется, чтобы он у нас и остался работать дальше. Как нам узнать, чем дело-то кончится?

- Вам сообщит администрация Ключевской ЦРБ.

Звонок от Татьяны Дмитриевны С. из Бийска. В 2008 году ей была сделана операция по замене тазобедренного сустава. В такой же операции нуждается и второй сустав. «Жду уже четыре года, а очередь не продвигается, говорят, нет квот. Что мне делать, сколько еще ждать?»

Л.Грядунова: - Оставьте, пожалуйста, свой телефон, я уточню, включены ли вы в список на операцию. Но вы, наверное, знаете, что в Алтайском крае строится федеральный центр ортопедии и травматологии, в конце года он сдается в эксплуатацию, а с будущего года начнет обслуживать пациентов. Первоочередное право на проведение операций получают жители края. Если вы включены в список на оказание ортопедической помощи, вам незачем волноваться, вы будете приглашены в порядке очередности. Если очередь подойдет раньше, чем откроется федеральный центр, вы можете получить направление в Новосибирский институт травматологии, ортопедии и эндопротезирования или другое лечебное учреждение. Так что ждите вызов.

(Р.S. Данная пациентка в настоящее время находится в листе ожидания на высокотехнологичную медицинскую помощь по травматологическому профилю. Ее контактный телефон уточнен.)

Сергей М. из Первомайского района:

- На весь Первомайский район осталась одна машина скорой помощи, остальные сломаны. И люди ждут по полчаса, по сорок минут, пока приедет «скорая». Ни администрация района, ни администрация больницы, видимо, не собираются ремонтировать автомобили.

Т.Батрак: - Вашу информацию нужно проверить, потому что, по нашим данным, в вашем районе пять машин скорой помощи, и если так много неисправных, то это, конечно, плохо. Однако в связи с тем, что ЦРБ Первомайского района участвует в федеральной целевой программе “Повышение безопасности дорожного движения на 2006 - 2012 годы», она в ближайшее время должна получить новый автомобиль скорой помощи. А по поводу сказанного вами - я выясню, почему произошла одновременная поломка автомобилей. Из какого села вы вызывали «скорую помощь»?

- Из Баюновских Ключей, мы ждали почти сорок минут.

- Хорошо, я выясню, с вами свяжутся. Спасибо за звонок.

Любовь Михайловна К. из Бийска интересуется: «Действительно ли существует какое-то постановление, согласно которому при вызове «скорой помощи» пациента обязаны везти в лечебное учреждение только по месту жительства. Это так? Я сердечница, мне еще в 1995 году поставили два искусственных клапана, а вообще было две операции на сердце, делали в Новосибирске. Меня при вызове «скорой» везут в терапевтическое отделение, хотя в больничном комплексе есть специализированное кардиологическое отделение. Но в «скорой» мне говорят, что независимо от того, какой диагноз, пациента доставляют только в терапию и только по месту жительства. А у меня в последнее время стал срываться сердечный ритм, а в стационаре больницы по месту жительства мне его не могли восстановить во время очередной госпитализации. Я оттуда сбежала и самостоятельно обратилась в больничный комплекс. Там мне ритм восстановили только методом дифибрилляции.

Л.Грядунова: - Действительно, существуют утвержденные технологии по госпитализации пациентов по «скорой помощи». Если вы сами хотите госпитализироваться в определенное лечебное учреждение, вы должны обратиться за направлением в поликлинику по месту жительства и тогда в плановом порядке при необходимости оказания кардиологической помощи вы будете направлены в кардиологическое отделение.

- А если у меня ритм сорвался, например, в 11 часов вечера? Как я попаду в поликлинику? Я уже говорила о неэффективности лечения моего кардиологического заболевания в терапевтическом отделении.

- Сложно, конечно, со слов, не зная подробностей, оценить ситуацию. В Центральной больнице имеется кардиологическое отделение, где оказывают экстренную кардиологическую помощь. Мне тоже удивительно, почему это не было сделано. В этой ситуации, безусловно, нужно разбираться. Оставьте свои координаты, мы все выясним.

Валентина Константиновна А. из Благовещенского района: «Я инвалид (удалена почка, операция на щитовидной железе), лекарств, которыми пользуюсь, в перечне по льготному обеспечению нет: я принимаю канефрон и дополнительно назначили «Альфа Д-3».

Т.Батрак: - В отношении препаратов, которых нет в перечне, ситуация такая - рекомендованное вам дополнительное назначение рассматривается на ВК в составе лечащего доктора (участкового терапевта), клинического фармаколога, заведующего отделением, при необходимости узкого специалиста. Если необходимые вам препараты отсутствуют в перечне, комиссия решает вопрос об адекватной замене на препараты, входящие в список, и направляет дополнительное ходатайство в Главное управление на получение их адресно для вас в количестве, необходимом для прохождения курса лечения.

По данному вопросу вам необходимо обратиться к заведующей отделением, объяснить ситуацию, и ваш вопрос будет обязательно рассмотрен на ВК.

- А еще такой вопрос: при выписке рецепта я прошу еще и обезболивающий препарат, а меня спрашивают: для чего? Я всегда пью на ночь обезболивающее лекарство, чтобы успокоить почку.

- По поводу обезболивающих препаратов хочу предостеречь вас от чрезмерного увлечения такими медикаментами, так как это создает дополнительную нагрузку на организм. Каким бы хорошим ни был препарат, это все-таки химическое вещество, которое человеческий организм должен переработать, а продукты обмена – обезвредить и вывести. Функцию обезвреживания в организме выполняет печень, а выведение продуктов обмена происходит в основном через почки, а у вас она одна. Поэтому в каждом конкретном случае вопрос о длительном назначении любых сильнодействующих препаратов (в том числе обезболивающих) решается индивидуально. Вам следует обсудить данный вопрос со своим лечащим доктором и клиническим фармакологом поликлиники, посмотреть, нужно ли и можно ли данный обезболивающий препарат длительно назначать в вашем случае.

- Понятно. Спасибо.

Звонок от Лидии Дмитриевны из Барнаула, она хлопочет за внучку, которой два с половиной года. В настоящее время, как и в прошлом году, та находится в психоневрологическом санатории, готовится к выписке. Но в этом году в ней не указывают, что ребенок нуждается в санаторном лечении. На наш вопрос: почему - врач ссылается на приказ, а номер его не называет.

Т.Батрак: - Существует перечень заболеваний, которые подлежат санаторно-курортному лечению, и тех, при которых оно противопоказано. Этот перечень находится у заведующего отделением, у главного врача лечебного учреждения, в том числе и психоневрологического санатория. Вам следует обратиться к ним с просьбой пояснить, по какой причине вашему ребенку в текущем году не рекомендовано санаторное лечение.

- Но мне сказали, что им запрещено писать это в выписке на основании какого-то приказа, а какого – не говорят. Я и спрашиваю, есть такой приказ или нет? Ведь если бы внучке не было рекомендовано санаторное лечение, она бы там не находилась.

- Давайте поступим так: после выписки пусть мама вашей внучки вместе с ребенком подойдет к заведующему поликлиникой по месту жительства ребенка, он свяжется с нами и мы решим вопрос в индивидуальном порядке. Не возражаете?

- Хорошо.

Из Кулунды позвонила Анна Николаевна, у которой две восьмимесячные внучки-близняшки. Одна девочка родилась с врожденными пороками. Местные педиатры такое заболевание никогда не видели раньше, что делать, не знают: отправляют в край, а край отправляет сюда, чтобы вопрос решали на месте. Бабушка беспокоится за иммунизацию внучки. Считает, что отношение к детям странное. «У девочки врожденное заболевание почек. В апреле она сутки не писала в памперсы. Но врачи даже не посмотрели амбулаторную карту, говорят, если температуры нет, то ничего страшного. А она вареная. Как же так-то?»

Л.Грядунова: - Анна Николаевна, оставьте, пожалуйста, ваши координаты, мы разберемся и свяжемся с вами.

- Спасибо, что выслушали. Мы будем ждать.

Петр Тимофеевич А. из села Новоярки Каменского района: «Меня к вам привела такая забота – при нашей больнице была лаборатория, где мы два раза в неделю могли сдавать анализы. Кругом нашего села четыре-пять поселков. Лабораторию закрыли. Ездим в Камень за 40 километров. А там очередь да неизвестно, успеешь пройти или нет. Автобус стоит 150 рублей в один конец. Если даже сдашь анализы, то через два дня надо снова ехать за результатами. Это еще раз 300 рублей.

Т.Батрак: - Петр Тимофеевич, запишите мой телефон и перезвоните мне завтра, мы с вами все выясним и разберемся. Согласны?

- Хорошо. До свидания.

Жительница Барнаула Лариса Викторовна Л., обслуживается в поликлинике № 2. В настоящее время находится на амбулаторном лечении по поводу остеохондроза. «Получилось так, что десять дней я пролежала пластом, острую боль сняли. Через две недели назначили второй курс лечения, после которого через неделю болезнь вновь обострилась. В настоящее время я прошла третий курс лечения медикаментозной терапией, к которому потом добавили физиолечение. Но после процедуры электромассажа состояние резко ухудшилось, усилилась боль, поднялось давление. Пришлось даже вызвать «скорую помощь». Но когда я позвонила неврологу, чтобы проконсультироваться по поводу своего состояния, врач посоветовала вызвать терапевта. А терапевт отослал меня к неврологу. И что мне делать?»

Т.Батрак: - Сообщите свои координаты, мы разберемся, и я вам чуть позже перезвоню. Хорошо?

- Спасибо. Всего доброго.

Людмила Васильевна, инвалид второй группы, проживает в селе Краснодарском Усть-Пристанского района. В 2009 году перенесла на щитовидной железе онкологическую операцию, в результате которой была наложена трахеостома, которая затрудняла дыхание. При осмотре у эндокринолога пациентка пожаловалась на имеющееся неудобство. Стечением обстоятельств свидетелем этого стал профессор-оториноларинголог, который предложил свою консультацию, а после осмотра рекомендовал операцию на гортани. Пациентка согласилась, операция действительно помогла избавиться от боли, затрудненного дыхания и других неудобств, вызванных заболеванием. Трахеостома была сохранена. В настоящее время трахеостомическая трубка требует замены, но приобрести ее с 2010 года она не может. В аптеке по месту жительства отказываются принимать «не массовый» заказ – трубочка импортная, особая, с манжеткой.

Т.Батрак: - Да, ваша просьба требует индивидуального решения. Оставьте свои координаты, мы свяжемся с вами.

Звонившие на «прямую линию» граждане затрагивали важные вопросы, касающиеся не только их личных интересов. Солонешенцы выражали недовольство лекарственным обеспечением района, отсутствием в аптеке необходимых диабетикам тест-полосок для измерения уровня сахара в крови, интересовались возможностью создания в районе социального такси, позволяющего маломобильным гражданам комфортнее добираться до краевых или межрайонных лечебных учреждений.

А жители села Урлапово Шипуновского района выразили благодарность медикам своего ФАПа. Участковый терапевт Ирина Пономарева, несмотря на то, что живет за 30 км и обслуживает три села, в любое время готова оказать помощь. Но на ФАПе нет транспорта, а тот, которым пользуется Ирина Владимировна, очень уж старенький. Возникают трудности с отправкой пациентов в ЦРБ, которая находится за 50 км от села. Добраться туда можно только частным извозом. Еще с советских времен в селе сохранились физиолечебница и стоматологический кабинет. Их сотрудники тоже очень добросовестно относятся к своей работе. Но возможности оказания помощи снижает отсутствие УВЧ и УЗИ аппаратов для физиолечения.

Неудовольствие закрытием круглосуточных коек в больнице выразили жители села Киприно Шелаболихинского района, считая, что дневного стационара недостаточно для оказания качественной медицинской помощи. Неудовлетворительным состоянием районной больницы и нехваткой специалистов озабочены жители Солтонского района.

Все просьбы и предложения принимавшие звонки специалисты пообещали взять на контроль, в сложных ситуациях разобраться и дать ответы всем своим абонентам.

Фоторепортаж