Из Барнаула – с любовью

00:00, 12 января 2012г, Общество 2239


Из Барнаула – с любовью Фото №1

Алтайский край внешне становится с каждым годом все краше. Меняется облик архитектурных сооружений, памятных мест, площадей, совершенствуется оформление улиц, скверов, парков, музеев. Приводится в порядок наружная реклама: появляется больше новых креативных решений, ликвидируются непривлекательные щиты и растяжки. Хотя, с точки зрения профессиональных дизайнеров, работы здесь, что называется, начать и кончить.

12 октября при управлении Алтайского края по печати и информации был создан методический совет по вопросам социальной рекламы, целью которого является повышение ее эстетического и художественного уровня, увеличение объема. С помощью членов совета будет разработана единая информационная политика в сфере социальной рекламы. В его состав вошли рекламопроизводители, СМИ, общественные деятели, ученые и другие независимые эксперты. Одним из них стал член Союза дизайнеров России Александр ЦЕЛОВАЛЬНИКОВ (на снимке), который сегодня рассказывает о том, как сделать регион привлекательнее.

- Александр Сергеевич, как вы стали дизайнером? Когда вы поняли, что это ваше призвание?

- Рисую я с детства – сколько себя помню. Оформительскими работами занялся ещё в школе. Над стенгазетами и “боевыми листками” мы трудились вместе с моим другом Игорем Позняковым – ныне известным в Европе художником, выставка графики которого прошла летом здесь, на малой родине, в Художественном музее. Тогда же в школе (после 8-го класса) я получил свой первый гонорар – за оформление кабинета истории в одной из школ Новоалтайска. Насчёт призвания - громко сказано... Просто жизнь так повернула, что в 90-е пришлось оставить медицину, занятие наукой и сделать хобби профессией. 17 ноября 2011 года исполнится 20 лет моей профессиональной деятельности в графическом дизайне.

- С чего начинали, где и как обучались этому?

- Специального художественного образования у меня нет. Люблю учиться сам и делаю это с удовольствием. Плюс, наверное, сыграли свою роль и какие-то врождённые способности – мой дед и отец – художники-самоучки, всю жизнь проработавшие машинистами локомотивов на железной дороге (наша династия железнодорожников насчитывает более 400 лет). Сколько помню – они всегда дома чертили какие-то схемы, оформляли стенгазеты к торжествам, писали памятные адреса. Оба – отменные каллиграфы, а у деда был ещё и талант карикатуриста! Кроме этого мои прапрадеды – трое родных братьев – были богомазами. Они ходили по России “семейным подрядом” и расписывали церкви.

- Откуда вы черпаете идеи для создания креативных дизайнерских проектов?

- Правильнее, наверное, как? Для этого я пользуюсь эмпирическим научным методом, которым овладел в аспирантуре АГМУ: наблюдение, сбор информации, измерение, анализ, эксперимент... У меня были хорошие учителя. Вы знаете, у дизайна и медицины много общего: и то, и другое – ремесло, при должном усердии и подходе обращаемое в искусство... Хороший дизайнер и хороший врач делают этот мир лучше, жизнь удобнее и здоровее.

К вопросу откуда. Оглянитесь! В мире очень много прекрасных идей, реализованных проектов, произведений искусства и дизайна. Очень много талантливых людей, у которых есть чему поучиться. Для дизайнера очень важно воспитать у себя хороший вкус! Искать, изучать и брать на вооружение лучший опыт в профессии. Стараться не прогибаться под мнение заказчика и выполнять свою работу честно, с должным прилежанием.

- Одно из важнейших направлений вашей деятельности – создание социальной рекламы. Как она должна воздействовать на людей и за счет чего этого можно добиться?

- А вы оглянитесь назад в историю и найдёте ответ... и не один. Пропагандистская мощь печатной визуальной коммуникации проверена временем и испытана практически на всём населении планеты Земля. Как и в любом ответственном деле, главное здесь – взвешенные решения и профессиональный подход.

Социальная реклама призвана “изменить модель общественного поведения и привлечь внимание к проблемам социума”. Но одной лишь рекламы здесь недостаточно. Слова должны подкрепляться делом. Хорошая афиша не сделает шедевр из плохого фильма. В “социалке” важны системный подход и обратная связь.

- Расскажите о своих проектах, как успешно реализованных, так и не опубликованных по сей день.

- Мою серию “Наш край” с изречениями известных людей об Алтае дурно напечатали (фото вышли тёмными), укрупнили шрифт и без того громоздких цитат. Из неопубликованных – серия о наркомании. Причина невыхода – жёстко. Да, жёстко! На мой взгляд, наркомания – абсолютное зло и общество должно говорить об этом жёстко, честно и без компромиссов. Цена за наркотическое удовольствие всегда слишком высока!

В социальной рекламе импонирует простая форма разговора (без пафоса). С этой точки зрения, мне кажется, удачным был марафон “Поддержим ребёнка!” с мальчиком, которому вернули слух.

- Как сделать качественную социальную рекламу?

- Мне представляется, что нужно работать над качеством исполнения. Порой хорошие, здравые идеи губит дурное исполнение. Примером тому могу привести проходившую не так давно акцию “Знай наших! Живи как мы!” Но не ту, что с уродливыми “мультяшками”, а ту, что с реальными, живыми людьми, делающими вещи достойные уважения – помощь бездомным, посадка и выращивание деревьев, рассказывающую о людях, живущих рядом с нами, жизнь которых наполняется смыслом через созидание. Прекрасная, позитивная идея, обращающая людей к ценности ежедневных простых, красивых дел... Но, увы, фото героев, снятое на “мыльницу”, дикий, ядовито-жёлтый фон, чудовищная типографика, отсутствие композиции и чувства меры сделали эти плакаты недружественными окружающей среде. Гармонии так и не суждено было родиться! А идея-то хорошая…

А вот по инициативе Общественного совета при управлении по печати информации в начале этого года была разработана визуальная концепция “Алтайский край – это мы!” с репортажными фотографиями простых людей, героев публикаций СМИ Алтайского края. Цель – показать красоту простого человека, посмотреть на себя со стороны. Эта идея пришла под впечатлением от сценографии чудесного спектакля “Рассказы Шукшина” Театра наций под руководством Евгения Миронова. Увидеть этот шедевр мне посчастливилось в Алтайском театре драмы. Тешу себя надеждой, что в грядущем году появится видеоверсия спектакля на DVD. Это был бы прекрасный подарок жителям и гостям Алтайского края на его 75-летие. И прекрасный образец пропаганды настоящих культурных ценностей!

- А как вы оцениваете перспективы и пользу от вновь созданного методического совета по социальной рекламе?

- Про перспективы и планы работы совета лучше спросить у его создателей. На мой взгляд, одна из главных задач совета – это вспомнить и вновь взять на вооружение богатый опыт индустрии советской пропаганды. Я говорю о её лучших, профессионально выполненных образцах и системном подходе... Корявости в таком тонком деле, как “инженерия человеческих предпочтений”, быть не должно!

- Сейчас многие производители товаров и услуг стремятся к созданию собственных брендов, торговых марок, которые бы легко узнавались далеко за пределами края. Как, на ваш взгляд, изменилась ситуация с позиционированием товаров и услуг за последние годы? Каким должно быть грамотное позиционирование региона?

- В пользу продукции края продолжает работать сложившееся представление большинства россиян об Алтае как об экологически чистом регионе. Вид упаковки, увы, пока в подавляющем большинстве не отвечает современным тенденциям рынка. По-прежнему в массе своей аляповато, провинциально. Но, конечно, есть хорошие и очень хорошие, добротные решения, но их пока мало.

Одну из тем позиционирования подсказывают последние грандиозные события в науке. Речь идёт о вновь открытой ветви развития человека – Homo altaiensis (Денисовский человек). Первые останки соседа Homo altaiensis – неандертальца – были найдены в Германии (в местечке Неандерталь). Сейчас на этом месте красуется Neanderthal Museum с прилегающими к нему природным, ландшафтным и скульптурным парками. Почему не сделать нечто подобное у нас? Скажем, в предгорьях, на подъезде к Белокурихе. Привлечь для этого специалистов из той же Германии. Это снизит туристическую нагрузку на Денисову пещеру (это всё-таки научная, а не туристская база) и заложит серьёзную основу в развитие познавательного туризма в Алтайском крае.

- Есть ли, на ваш взгляд, в Барнауле и Алтайском крае какие-то наиболее удачные дизайнерские решения, которыми можно гордиться и которые бросались бы в глаза гостям и туристам? Что это за объекты и почему заслуживают высокой оценки?

- Примерно половина моих знакомых отмечают грамотный выбор места в закладке Барнаула – удачное его расположение. Он компактен и удобен. Нравится новый мост и вид с него на город. Многих впечатляет архитектура магазина «Красный». Многие находят красивым проспект Ленина (от речного порта до пл. Октября). Новосибирцы дико завидуют автомобильной трассе на подъезде к Барнаулу.

В этом году гости, которые ранее уже бывали в Барнауле, отметили преображение площади Октября и советовали снять баннеры с окон гастронома «Под шпилем» и «скворечники» с балконов, чтобы площадь обрела законченный вид.

- И, напротив, за какие объекты должно быть стыдно? Можно ли из них тоже сделать «конфетку» и как?

- Это беспредел наружной рекламы, отсутствие парковой культуры, прогулочной набережной при наличии двух рек, монотонность и не везде ухоженность города. Некоторые отмечают странность современной архитектуры (КДМ на Строителей кто-то обозвал «VIP-фавелой”).

Мне очень импонирует идея восстановления сереброплавильного завода. Наряду с восстановлением зданий заводского ансамбля необходимо очистить прилежащую территорию и берега Барнаулки, присоединить территорию городского парка, провести тотальное ландшафтное проектирование и разбить прогулочно-парковый комплекс вдоль берега реки. В обновленных зданиях создать экспозицию развития горно-рудного дела в Сибири (это само собой) и организовать производство ювелирных украшений из серебра, призвать на развитие промысла мастеров филиграни из Углича. В этих же корпусах организовать стильную галерею по продаже изделий из серебра и произведений мастеров-камнерезов “Из Барнаула – с любовью”...

 

Беседу вела Ольга ПОЛИЕНКО.

Фоторепортаж