ЭТО СЛАВНОЕ ИМЯ - УЧИТЕЛЬ

САМОЕ ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ - ТАК ОБОЗНАЧИЛ МЕСТО ОТКРЫВШИХСЯ ВСЕРОССИЙСКИХ ЧТЕНИЙ "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ СТЕПАНА ПАВЛОВИЧА ТИТОВА" В ЧЕРЕДЕ МЕРОПРИЯТИЙ ГОДА УЧИТЕЛЯ НА АЛТАЕ ГУБЕРНАТОР АЛЕКСАНДР КАРЛИН

00:00, 24 апреля 2010г, Общество 2809


ЭТО СЛАВНОЕ ИМЯ - УЧИТЕЛЬ Фото №1

Фото Наталья ТЕПЛЯКОВА

"Папа" – это слово было написано большущими буквами на страничке прописей маленьким Германом Титовым. Тронула та страничка сердце не одного гостя праздника. А рядом с ней под стеклом можно было увидеть другие уникальные вещи – фотографии, картины, письма, книги. Удивительная экспозиция, представленная в филармонии музеями – мемориальным Г. С. Титова, краеведческим и музеем истории литературы, искусства и культуры Алтая,  называлась "Учитель, воин, просветитель, гражданин…". И всем собравшимся было понятно, что, не случись в судьбе края именно этого человека, Степана Павловича Титова, другая выставка – "Новые школы Алтая" – могла бы быть совершенно иной. Настолько велико значение педагога-просветителя, которого называют "сельским Леонардо".

Уже в третий раз пополняются ряды педагогов, которых называют "титовцами" – лауреатов учрежденной по инициативе губернатора премии имени С.П. Титова. И не только вновь награжденные, но и "титовцы"-2008-2009, ставшие добрыми друзьями, а также представители администрации, системы образования края и высокие гости собрались на торжество. Открыл его губернатор края. 

- Ставшие привычными слова об учителе как наставнике, советчике, проводнике во взрослый мир обретают новое звучание в эпоху развития информационных технологий, когда особенно остро ощущается дефицит душевного общения, – сказал Александр Карлин. – Вот почему сейчас обостряется потребность в справедливом и добром учителе, которому можно доверить любые тайны, с кем можно обсудить различные проблемы. Как отметил в своем послании Федеральному собранию Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, "новая школа должна быть не только умной, но и доброй".

Именно поэтому в Алтайском крае в череде ярких мероприятий Года учителя Титовские педагогические чтения стали самым главным событием. Главным и по духу, и по задачам, и по идейному содержанию. Формировать нового человека, не только разносторонне образованного, но в первую очередь духовно и нравственно богатого – вот главная задача сегодняшней школы. Уверен, подвижнический труд Степана Павловича Титова, масштаб его личности станут той благодатной почвой, которая способна сегодня воспитать современных ученика и учителя для новой школы России.

Губернатор подчеркнул символичность того факта, что в 2010 году отмечается и 100-летие Степана Павловича Титова, и 75-летие его сына, космонавта Германа Степановича Титова: "В этом совпадении кроется неразрывная связь поколений отцов и детей, когда вместе с отцовской любовью идет передача лучших качеств детям, развитие их таланта до гениальности. Как и достойнейший пример отношений матери и сына в семье Шукшиных, нравственное наследие отношений отца и сына Титовых свято для алтайской земли. Такие вечные человеческие ценности составляют у нас основу воспитания молодого поколения".

Позитивные изменения в системе образования края, о которых рассказал далее Александр Карлин, не понаслышке были известны собравшимся. Комплексный проект модернизации образования, модернизация системы школьного питания, внедрение инновационных технологий обучения в начальном профессиональном образовании – эти процессы касаются и городских, и сельских образовательных учреждений края. Для наших школ становятся привычными Интернет и интерактивные доски, функциональная мебель и современное лабораторное оборудование. За последние четыре года в крае построено и реконструировано 24 школы, практически все – на селе. Доля школьников, обучающихся в современных условиях, выросла вдвое – с 35 до 70 процентов. Причем все направления приоритетного национального проекта поддержаны соответствующими краевыми программами. Особое внимание уделяется повышению престижа профессии педагога. С 2006 года учреждена ежегодная премия администрации края в размере 30 тыс. рублей 100 лучшим педагогическим работникам. В Год учителя введены две дополнительные номинации: "Учительские династии" и "Молодые педагоги".

Год учителя – это не только и не столько акции и торжества. Но чествование педагогов занимает особое место: "Мы должны славить учителя, проявлять все знаки уважения к нему публично, открыто и не стесняться этого", – отметил Александр Карлин.

И многие из собравшихся не постеснялись набежавших слез, когда губернатор помог подняться на сцену Петру Романовичу Скрылеву. Зал стоя аплодисментами приветствовал человека, получившего в 1941 году две профессии – учителя и артиллериста. А Петр Романович поделился воспоминаниями о Степане Павловиче Титове, с которым был знаком лично:

– Ученики задавали много вопросов Степану Павловичу о подвиге его сына. И мне особенно запомнилось, что учитель, будучи скромным человеком, очень скупо отвечал на них. Он больше интересовался вопросами воспитания, обучения, просвещения молодежи и взрослого населения у нас в селе. Интересовался, как организуются вечера отдыха, какие работают кружки. Я понял, что встречаюсь с неординарным, разносторонне образованным и обладающим большим талантом в области не только педагогики, но и просвещения всего народа человеком, – говорит Петр Романович.

Возрождение интереса к наследию С.П. Титова, по словам ветерана, очень значимо.

– Было такое у нас, очень редко упоминалось его имя, – вспоминает Скрылев. – Но в последнее время ситуация изменилась. Это очень хорошо, что молодое поколение, наши дети и внуки будут знать о деятельности выдающегося человека – Степана Павловича Титова.

О внимании, которое в последнее время уделяется сельским школам, Петр Романович рассказал на примере возрожденной после 15-летнего долгостроя школы в селе Сосновый Лог его родного Кытмановского района: "Школа сегодня – социально-культурный центр, где сосредоточены воспитательные, образовательные организации села. И село ожило, люди довольны, не собираются никуда уезжать. Село будет процветать – это разве плохо?" – задал он риторический вопрос.

Петру Романовичу Скрылеву, как и всем лауреатам этого года, премию им. С.П. Титова вручал губернатор Александр Карлин. Немало добрых слов прозвучало в адрес алтайского учительства. От имени Государственной думы виновников торжества и гостей приветствовал Николай Герасименко:

– Чтения имени Титова, несомненно, станут одним из самых ярких событий Года учителя. Владимир Путин сказал, что развитие человеческого потенциала является главной задачей России. Что такое человеческий потенциал? Это прежде всего образование, культура и здоровье. Задача учителя – не только обогатить ребенка новыми знаниями, но и помочь ему раскрыть свой потенциал. Как писал Степан Павлович, "какое терпение нужно тому, кто по слабым признакам предположит, на что способен молодой побег, каким цветком он может раскрыться".

Трудно переоценить тот богатейший опыт работы с детьми и молодежью, который накоплен сегодня в Алтайском крае. Уверен, что просветительские традиции сельской школы Алтая, ярким примером которой является наследие Степана Павловича Титова, могут и должны быть основой воспитания выпускников наших школ.

В адрес участников чтений поступили приветственные телеграммы от руководителей регионов Сибирского федерального округа. Со сцены филармонии была зачитана правительственная телеграмма. "Многочисленные последователи Степана Павловича Титова продолжают воплощать в жизнь его идеи, и ваш образовательный опыт – прекрасное подтверждение любви и почитания многогранного таланта достойного сына нашего Отечества", – отметил в своем послании председатель Комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин.

Многим гостям запомнится эмоциональное выступление нашего земляка Геннадия Бордовского – ректора Российского государственного педагогического университета имени Герцена (г. Санкт-Петербург), профессора, академика Российской академии образования.

– Вспоминаю август 1961 года… Я был на каникулах в своей родной деревне в Алтайском районе, когда второй космонавт на Земле полетел в космос. И он, как и я, тоже оказался сыном сельского учителя!

Я приехал сюда, чтобы увидеть эти открытые, благородные, одухотворенные лица, неравнодушные глаза. Сейчас это, к сожалению, стало большой редкостью на экранах наших телевизоров. Еще реже встречается на улицах больших мегаполисов…

 

* * *

Но замечательный концерт, который порадовал гостей, не был заключительным аккордом первого дня чтений. В этот день случилось еще одно знаковое событие. Виновников торжества ждали в барнаульской гимназии N 22. Там состоялось открытие мемориальной доски С.П. Титову – ведь в девятый класс именно 22-й школы (с педагогическим уклоном) он поступил по настоянию своего учителя, выдающегося педагога-просветителя Адриана Митрофановича Топорова.

После окончания торжественной церемонии состоялась экскурсия по школе. Гости прошлись по тихим школьным этажам, осмотрели экспозицию картинной галереи, заглянули в кабинеты. Дольше всего губернатор задержался у малышей, которые делали газету, посвященную Герману Степановичу Титову. Но юные корреспонденты создавали ее не с помощью красок-карандашей – каждый творил на… компьютере.

– Второклассник – и уже с компьютером на "ты"! Это значит, что ребенок адаптирован в жизни с первых шагов. Мы все понимаем, что без этого сегодня просто нельзя, – поделился своими впечатлениями Александр Карлин в беседе за чашкой чая с лауреатами премии им. С.П. Титова разных лет.

На встрече речь шла о том, что в крае одна из самых сложных систем образования в стране, ведь 80% школ – сельские. А это требует огромных ресурсов, непросто в управлении. Но тем не менее проблемы решаются. Национальные проекты дали возможность привлечь значительные федеральные ресурсы в систему образования региона. Это отметили участники встречи. "Мы сделали все, в том числе благодаря муниципалитетам и органам по управлению образованием – не упустили ни одного сегмента по нацпроекту: как тех, что в обязательном порядке реализуются везде, так и конкурсных", – отметил Александр Карлин. Например, в результате модернизации столовых в 70% школ заменено оборудование. Учебный процесс в сельской школе благодаря нацпроекту организован сейчас на уровне современных стандартов образования.

– Мы будем делать все для того, чтобы не отставать от тех темпов, которые у нас сложились, – сказал губернатор. – Мы не забываем: в образовании нужны достойные школы, достойное оборудование и современные технологии, но никогда проблемы образования не решить, если хоть на миг забудешь о центральной фигуре – учителе.

Мне кажется, что очень важно, какой настрой, какая волна жизненная исходит от учителя в классе – даже если вы не говорите с детьми о каких-то вещах, прямо относящихся к предмету, который вы преподаете. У вас слишком короткая душевная дистанция с ребенком. И очень часто ее даже нет – вы как будто соприкасаетесь с душой ребенка, он вас чувствует. И если учитель ощущает несправедливость, обделенность вниманием, как будто он отодвинут на обочину общественной жизни – это передается ребенку, и он с этим чувством входит в жизнь. Чего мы допустить ни в коем случае не можем.

Одним из эффективных способов поддержки педагогов губернатор назвал справедливую оплату труда учителя с учетом напряженности и качества работы. "К сожалению, нет еще ни одной системы оплаты труда, которая могла бы точно оценить вклад творческого человека. Но в реализуемой сейчас системе есть механизм, который должен позволить механические издержки компенсировать, – это участие педагогических коллективов и профсоюзных организаций. И это участие не должно быть конфликтным. Все системы сами по себе формализованы и бездушны. Систему нужно наполнить человеческим содержанием", – отметил Александр Карлин.

Была поднята и тема поддержки молодых специалистов. По словам губернатора, это одно из приоритетных направлений деятельности администрации края. В регионе сохранены все льготы сельским учителям. За счет средств бюджетов осуществляются доплаты молодым специалистам. Их закреплению на селе служит и реализация в регионе целевых программ по обеспечению жильем, подкрепленных соответствующими краевыми программами. Только за 2009 год 86 молодых специалистов получили квартиры и 48 – льготные ссуды на приобретение жилья.

На встрече Светлана Васильчикова, учитель русского языка и литературы из Курьинского района, поблагодарила губернатора за помощь, благодаря которой ее ученица смогла участвовать в конкурсе и получила премию Галуа. Зная об увлеченности Светланы Семеновны историей родного края, корреспондент задал вопрос: близка ли эта тема ее ученикам?

– Интерес к истории семьи – а через нее и к истории Отечества – навсегда должен оставаться главным. И мы, учителя, должны детям помочь этот интерес пробудить и сохранить. Знания, информацию в наше время ребята могут получить из различных источников, а вот воспитать достойных граждан Отечества – это наша задача. Так делал Степан Павлович Титов, так и мы должны: нужно помочь человеку полюбить то место, где ты появился на свет, и людей, живущих рядом с тобой.

Учитель математики, создатель школьного музея Чарышской школы Людмила Бушуева тоже говорила о любви к родной земле. На этой встрече она увиделась со своей учительницей – Надеждой Ядыкиной из Сросток, педагогический стаж которой составляет 53(!) года. Символично было это свидание: обе землячки в разное время стали лауреатами премии им. С.П. Титова.

Лауреаты не только обсудили с губернатором профессиональные темы, они еще и … пели песни и читали стихи. Финал встречи стал абсолютно закономерным: собравшиеся озвучили идею, буквально витавшую в воздухе – создать в крае клуб лауреатов премии имени С.П. Титова.

 

Рассказ о втором дне Всероссийских чтений "Педагогическое наследие Степана Павловича Титова" - в "АП" 27 апреля.

Обращение к педагогической общественности региона

Уважаемые учителя!

23 апреля 2010 года – знаменательная дата для Алтайского края. В этот день исполняется 100 лет со дня рождения нашего земляка – сельского учителя Степана Павловича Титова, имя которого может занять достойное место в одном ряду с именами Антона Семеновича Макаренко, Владимира Александровича Сухомлинского, Константина Дмитриевича Ушинского и многих других российских педагогов-просветителей. Отец второго космонавта планеты Германа Титова, на Алтае он известен как педагог-просветитель, краевед, литератор, музыкант, художник, внесший неоценимый вклад в социальное и культурное развитие села.

Обучая грамоте деревенских ребятишек в начальных классах, преподавая литературу и русский язык, математику и ботанику, черчение и немецкий язык в Полковниковской школе Косихинского района, он наверняка мечтал о том, что его подопечные станут космонавтами и полярниками, геологами и строителями. А может быть, сельскими учителями, как он сам, как его наставник Адриан Митрофанович Топоров. Но главное – станут гражданами великой страны.

Степан Павлович безгранично верил в силу народного просвещения и стремился пробудить в воспитанниках свойственную ему самому тягу к знаниям. Он осознавал, что от успеха его миссии зависит, как будет развиваться государство, какое положение в мире оно займет. Ведь во все времена школа работала для общества. Именно здесь начинают формироваться бизнесмены и политики, механизаторы и ученые, воспитатели детских садов и домохозяйки – словом, граждане страны, в которой мы живем. И учитель, таким образом, ответственен не только за качество полученных школьниками знаний и их воспитание, но в конечном итоге и за то, какой будет страна. Он выполняет социальный заказ общества, связанный с дальнейшей профессиональной подготовкой ребенка, его успешной социализацией. От того, как он выполняет этот заказ, зависит, в каком обществе будем жить мы, наши дети и внуки.

Это отчетливо понимал Степан Титов почти столетие назад. Поэтому столь современна система его мировоззренческих взглядов и высока социальная и историческая ценность педагогической деятельности, которая вполне соответствует происходящим на Алтае и в России в целом системным изменениям в сфере образования. Данное обстоятельство позволяет говорить о С.П. Титове как об учителе-просветителе российского масштаба.

В современном мире личность учителя приобретает поистине огромное значение. Он не просто информатор, ретранслятор определенного объема знаний, он должен оставаться образцом для подражания. Главный его капитал во все времена – любовь к детям, доброе имя, ум, опыт и знания. В нашей истории представление об учителе связано с понятием интеллигентности. А российская интеллигенция – явление особенное. Педагог в России всегда был авторитетом для учеников, их родителей и даже для государственных деятелей.

2010 год объявлен президентом Российской Федерации Годом учителя. Это признание государством особой роли учителя в обществе, стремление повысить престиж профессии. В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" в развитие данной сферы вкладываются немалые денежные средства. В край поступают многомиллиардные инвестиции. Никогда раньше не уделялось столько внимания созданию условий для успешного образовательного процесса. Регион стал участником реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", воплощение которой в жизнь позволит педагогам соответствовать современным эталонам обучения, включающим меры по созданию в образовательных учреждениях комфортных условий для работы лучших учителей, повышения их квалификации, дающим возможность поиска и поддержки талантливых учеников. Поэтому сегодня в школах востребованы динамично развивающиеся, нестандартно мыслящие специалисты, способные вовлечь детей в сложный процесс познания.

Когда мы вручаем педагогическим работникам ежегодную премию имени нашего земляка С.П. Титова, то отчетливо понимаем, что его дело находит продолжателей. Среди алтайских педагогов много неравнодушных, по-настоящему талантливых людей, искренне любящих свою профессию, которая нередко становится семейной традицией. Именно это дало нам возможность объявить региональный конкурс "Педагогические династии", по итогам которого
выйдет в свет книга "Педагогическая галерея Алтая".

Мы делаем все для того, чтобы повысить уровень экономического развития региона, укрепить социальную составляющую жизни людей. Но самая сложная задача для нашего аграрного края – духовное возрождение села. Будет жить село – будет жива Россия. В процессе решения этой задачи трудно переоценить роль учителя, который во все времена служил для сельского жителя источником знаний, образцом высокой культуры, нравственности и гражданственности. Школа и государство – соратники в деле возрождения страны. Основа нашего единения – любовь к родному краю и к родной стране. Пусть патриотизм остается для всех нас непреходящей ценностью.

Желаю педагогам Алтайского края веры в свои силы и терпения, исполнения самых смелых замыслов и истинного удовлетворения от работы, способных и благодарных учеников, а также талантливых продолжателей лучших школьных традиций.

Губернатор Алтайского края А.КАРЛИН.

Фоторепортаж