Чувство долга

Полковник Павел Баранов в милицию попал, как сам говорит, совершенно случайно. По комсомольской путевке в 1984 году

00:00, 04 ноября 2011г, Общество 3822


Чувство долга Фото №1

Особого рвения служить в органах не проявлял, тем более не мечтал носить форму, как многие тогда мальчишки. Окончив школу в селе Соусканиха Красногорского района, он поступил в Бийский техникум механизации сельского хозяйства. Отучился на механика, пошел в армию. Вернувшись, устроился рядовым милиционером в местный районный отдел. Сначала больше из любопытства, потом втянулся, понравилось, начало получаться. Так и остался: девять лет отработал оперативником, три года - замом и пять - начальником РОВД Красногорского района. В феврале 2001-го в звании подполковника милиции назначен на должность начальника Бийского райотдела, который он до сих пор и возглавляет. «Где бы Павел Николаевич ни работал, везде у него идеальный порядок, - говорят коллеги. – И всегда одни из лучших показателей по всем, что называется, направлениям служебной деятельности».

Дорога в угро

Это сейчас начинающие милиционеры (теперь уже полицейские) по полгода ходят стажерами и дублерами у более опытных наставников. В 80-х было по-другому. Рядовой Павел Баранов и месяца не отслужил, как его отправили в свободное плавание - сопровождать жуликов на судебные заседания. Сейчас он с улыбкой вспоминает, как нервничал, первое время даже дороги до здания суда не знал. Жулики подсказывали, куда вести, вместе плутали. Их подводил, руководство - нет. Через полгода начальник отдела пригласил его в кабинет. Высказался коротко и ясно: хватит выгуливать преступников, пора их ловить! Павел Николаевич ответил еще короче: «Есть!» Так у него началась настоящая служба – оперуполномоченным в уголовном розыске.

Жизнь круто изменилась и на личном фронте. Павел сделал предложение Светлане, своей нынешней супруге. Она училась тогда на третьем курсе в том же техникуме, который окончил он. Жили в общежитии в маленькой комнатушке. В тесноте, как говорится, да не в обиде.

- Молодые мы были, беззаботные и счастливые, - с улыбкой вспоминает начало их семейной жизни Светлана Владимировна. – Трудности старались не замечать, а ведь приходилось совсем не просто. Все время Павел пропадал на работе, даже по выходным. Вызывали его часто, и… он мчался сломя голову, возвращался иногда через несколько дней. То у него засады, то погони…

- Было и такое, что домой со службы идти опасался, - парирует Павел Николаевич. – Помню, жена купила мне новую меховую куртку – тогда большой дефицит. А ночью позвонил дежурный и сообщил, что в селе Тайна совершено убийство. Я думал, что мы быстро разберемся, накинул ее и поехал. Не знал, что придется два дня сидеть в засаде. При задержании преступника куртку порвал, потом боялся жене в глаза смотреть.

Самоотдачу и профессионализм молодого Баранова руководство РОВД заметило сразу. Он весь отдавался работе, проявлял инициативу, если ставил цель, то обязательно своего добивался. К примеру, в середине 80-х по Красногорскому району прокатилась серия краж. Поймать воришек не удавалось – они пользовались тем, что район граничит с Республикой Алтай, а здесь – непроходимая тайга, довольно легко затеряться. Зимой, совершив очередную вылазку, с краденым жулики пошли по тайге к границе с Горным Алтаем. Павел с напарником на лошадях по следам преследовал их два дня. И догнал.

- Посбивали себе все, но без преступников не вернулись, - рассказывает Павел Николаевич. - Нашли их на заимке, а назад вели привязанными к лошадям, как пленных колчаковцев. К концу пути уже сами шли пешком, сидеть в седлах было невыносимо больно. Об отгулах при этом даже и не думали, на следующий день вышли на работу и занимались другими делами. В таких случаях я вспоминал и вспоминаю своего наставника Владимира Ивановича Горбунова – он обучал меня оперскому делу: как нужно с людьми разговаривать, оценивать поведение преступника и вообще как себя вести в обществе. К каждому надо находить подход, говорил он. Работать следует тоже до конца, на износ, иначе не будет результата.

Сжав зубы

Когда пришла перестройка, Павел Баранов был уже матерым опером. Теперь у него спрашивали совета, молодые консультировались, как и что сделать лучше. Это было самое тяжелое в психологическом плане время для Баранова. В отдел приходили люди, главное для которых – рубль в кармане, а мораль и дисциплина никого не интересовали. Только вот рубля в милиции не было. Несостоявшиеся стражи порядка разворачивались и уходили - в охранники, сторожа или в торговлю. Текучка была настолько большой, что телефонный справочник в райотделе от корки до корки был исчеркан ручкой.

- Все менялось на глазах, - качает головой Павел Николаевич. – К сожалению, не в лучшую сторону. Преступность росла, а ловить жуликов никто не хотел. Тогда в разговорный язык из блатного жаргона пришло оскорбительное слово «мент», приходилось скрипя зубами терпеть к себе неуважительное отношение населения. Но в милиции все-таки оставались люди старой закалки, которые ответственно относились к службе, – они-то и работали. Остался костяк, благодаря которому мы прошли лихие 90-е с гордо поднятой головой.

В марте 1996 года капитан милиции Павел Баранов с должности заместителя начальника РОВД - начальника МОБ назначается на должность начальника. Во время его руководства заметно укрепляется служебная дисциплина, стабилизируется работа следственного отделения, по всем службам прослеживается рост показателей оперативно-служебной деятельности. В 1999 году Красногорский РОВД занимает первое место в оперативно-служебной деятельности в своей рейтинговой группе. После перевода Баранова на новое место работы показатели улучшаются и в Бийском РОВД.

180 дней на Кавказе

До 2007 года служба шла своим чередом. Пока Баранов не получил приказа о командировке на полгода в Шалинский район Чеченской республики в качестве командира оперативной группы алтайских милиционеров. Этот период стал самым сложным в его жизни и его семьи – жены Светланы, дочерей Ольги и Татьяны. Отправка, как назло, была назначена на 7 января, в день рождения младшей дочери. Какой тут праздник! Прощание, слезы, чувство тревоги…

- Слава богу, что все это осталось позади, - с неохотой рассказывает Светлана Владимировна. – Мы созванивались регулярно, а когда не было связи, начинались волнения – что да почему. Ну ничего: мы все вынесли, пережили, стали еще более крепкой семьей…

По телефону Павел Николаевич рассказывал только хорошие новости, чтобы лишний раз не волновать. Не обо всем нужно рассказывать. За шесть месяцев при непосредственном участии алтайской оперативной группы на территории Шалинского района было задержано более тридцати участников незаконных вооруженных формирований, из незаконного оборота изъято больше 20 единиц автоматического оружия и несколько тысяч боеприпасов.

- Работы нам хватало, - говорит Павел Николаевич. – В основном обстрелы начинались ночью, бывало – и днем. Наш финансист Алексей Илларионов едва не погиб в первые дни командировки. Ваххабиты обогнали его машину и расстреляли почти в упор. Чудом остался жив, пули прошли в нескольких сантиметрах от головы. В такой обстановке нервы у всех на пределе, бойцы начинают паниковать, совершать непредсказуемые поступки и конфликтовать друг с другом. Передо мной стояла главная задача – предугадать настроения в коллективе и доставить бойцов домой к матерям и женам живыми и здоровыми.

Через полгода - 17 июля - все 150 алтайских милиционеров вернулись домой. Кто-то даже набрал вес. На пункте временной дислокации полковник Баранов организовал работу столовой так «вкусно», что к нему приезжали обедать даже военнослужащие из Ханкалы. По приезде домой, на Алтай, жены милиционеров за заботу о мужьях выразили ему особую, так сказать, женскую признательность…

Как надо работать?

После Чечни полковник Баранов быстро вошел в привычный режим работы. Раньше девяти часов вечера домой он не возвращается. Только в четверг уходит пораньше - в шесть, чтобы погонять мяч на стадионе. Два часа на футбольном поле – как отдушина. «Нужно держать себя в хорошей форме, - говорит. – Иначе какой пример я показываю подчиненным?!»

По выходным Павел Николаевич тоже работает, но до обеда. За пределы района не выезжает, чтобы в случае непредвиденных ситуаций самому вовремя быть на месте ЧП.

- Может, я разучился отдыхать? - задается риторическим вопросом. – В отпуске чувствую себя совершенно потерянным, чего-то не хватает. И от подчиненных того же требую: как раньше говорили, ударного труда, оперативной исполнительности и профессионального азарта. По-моему, надо работать так, как работали в прежние времена. Мне кажется, что тогда люди были гораздо ответственнее, самокритичнее, патриотичнее, что ли. Сейчас начинающие полицейские требуют сначала создать для них условия, а потом спрашивать результат. В мои годы было наоборот. Нужно было доказать другим и себе прежде всего, что ты достоин носить форму, а потом чего-то просить. Так должно быть…

О проводимых реформах в МВД Павел Николаевич говорит как о рождении любимых дочерей: ждал их не меньше:

- Невозможно мириться с прежней системой отбора в органы. Ведь было время, когда объявления о приеме в милицию висели на всех столбах, с текучкой кадров мы просто не могли справиться. В итоге получили то, что заслужили. Сейчас, слава богу, каждый руководитель еженедельно отчитывается о том, как идет отбор кандидатов. Коллегиально обсуждается каждый потенциальный милиционер. И это радует. Наверху наконец-то поняли, что должна работать система поручительства и милиционерам нужно платить достойные деньги.

О главном

Достойную зарплату пока не платят. Первые шесть месяцев стажеры-полицейские получают по пять тысяч рублей. И тем не менее нынче на подведомственной территории полковника Баранова традиционно без перемен. Работа, как и в прошлые годы, по всем фронтам организована на высочайшем уровне. У него в районе нет ни одного нераскрытого убийства, а их было двенадцать! Павел Николаевич стучит по дереву. Скромничает, мол, не один он такой. Может, и не один, но далеко не у каждого руководителя районного отдела полиции столько поощрений и наград. Он награжден всеми ведомственными медалями МВД РФ, а также медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Но самая дорогая сердцу – знак «Отличник милиции», который он получил еще оперативником.

- Все эти награды в большей степени заслуга окружающих меня людей, подчиненных, которые достойно несли и продолжают нести службу в славных, не побоюсь этого слова, органах внутренних дел. Это заместитель начальника МО МВД России «Обской» подполковник Михаил Воронин, руководитель группы по работе с личным составом подполковник Ольга Жаворонкова, заместитель начальника полиции по оперативной работе подполковник Андрей Рогов, государственный инспектор безопасности дорожного движения отделения ГИБДД капитан Артем Погодин, старший следователь следственного отделения капитан юстиции Юлия Баева, старший участковый уполномоченный майор Владимир Скрипкин и другие. Не могу не сказать и о людях, которые плечом к плечу со мной несли службу в Чечне. Особо хочу отметить старшего участкового уполномоченного ОВД по Заринскому району подполковника Александра Григорьева, начальника отдела по борьбе с организованной преступностью по Бийску полковника Александра Островского – теперь начальника СУ МУ МВД России «Бийское», а также главного инспектора штаба ГУВД по Алтайскому краю подполковника Эдуарда Ивановича Дейнеса, ныне пенсионера МВД.

О работе Павел Николаевич рассказывает с невозмутимым лицом. Зато когда речь заходит о супруге и детях, меняется на глазах:

- Семья – самая главная радость в моей жизни. Ради них я живу и работаю. Когда у тебя такой надежный тыл, можно спокойно заниматься любимым делом. Все бывает, но одно я точно знаю - мне повезло с женой - матерью моих детей, мудрой, красивой женщиной, которая всегда меня поддерживала и никогда не высказала слова упрека. Она, Оля и Таня – это моя слабость…

Юрий ВЕРЕЩАГИН (фото)

Фоторепортаж