Впечатления, выраженные в цвете

00:00, 13 октября 2011г, Культура 1316


Впечатления, выраженные в цвете Фото №1

В краевом Художественном музее на этой неделе завершает свою работу выставка живописи Андрея Арестова «Впечатление души» (к 55-летию художника). Она представляет работы разных лет – пейзажи, портреты и жанровые картины.

Что делает эту выставку особенно интересной для зрителей, так это сама фигура автора, с которым при желании можно было побеседовать на творческих встречах (они проходили по четвергам). Андрей Васильевич из тех художников, которые способны спокойно, без кокетства и ложной скромности говорить о сильных и слабых сторонах своих работ, а также подробно рассказывать о замысле той или иной картины.

Хотя и без специальных, авторских пояснений его работы понятны самому широкому кругу зрителей, в том числе и тем, кто от художественной выставки ждет не сложных концептуальных построений, а понятной и самоочевидной красоты. Андрей Арестов в первую очередь пейзажист, причем пишет он с натуры, даже если материал требует провести несколько дней на пленэре.

В конце 1980-х годов в творчестве Арестова появляется тема Тобольска – там живет его хороший друг, и, приезжая к нему в гости, художник много писал старинный сибирский город. Одну из работ этого времени, красивый пейзаж 1991 года «Тобольск. Холодный вечер» в серо-синих тонах, в Художественном музее называют настоящей жемчужиной творчества Андрея Васильевича. Искусствоведы объясняют: небольшой этюд разнообразен по цветовой палитре, но главная роль в нем отводится композиционному построению, что превращает произведение в законченную картину.

«Здесь много работ, написанных за один сеанс, – раскрывает художник свою творческую «кухню». – Если сразу что-то не получилось, то на второй день ты обязательно все испортишь. Потому что сквозь первый слой живописи еще просвечивает грунт, он «работает», заставляет краски как бы светиться. Потом от этого внутреннего свечения уходишь все дальше и дальше. Но это очень индивидуально, я ведь рассказываю про себя».

Даже если не вдаваться в такие тонкости, трудно не заметить одну чудесную и очень узнаваемую черту пейзажей Андрея Арестова – небо. Иногда и вовсе кажется, что именно ради клубящихся облаков художник взялся за кисть. Такова картина «Один из дней», к которой автор периодически возвращался больше десяти лет: лодка, в ней отдыхает семья, пока мужчина спит, голый ребенок сидит с удочкой, вдали виден берег, а в роскошном небе плещутся чайки. Таковы и «Осень в горах» 2011 года, и картина «Маленький человек в большом Париже», излучающая неожиданное счастье (неожиданное, поскольку главный герой – бродяга).

«Вот этот барнаульский пейзаж я написал в нынешнем году, ранней весной, – рассказывает художник об одной из картин. – Сначала собирался писать на улице Никитина, где Покровский собор. Иду и вижу: все тополя спилили. У нас в городе сейчас вообще как на Марсе, найти какой-то мотив невозможно. Не знаю, кто придумал все выпилить, – насмотрелись, видимо, на стриженые деревья Версаля (смеется). Полдня ходил и кое-как нашел место».

Кстати, одна из самых запоминающихся вещей у Арестова в последнее время вовсе не пейзаж. Картина «Альмира», приковывающая к себе зрительское внимание на коллективных выставках, создана на стыке нескольких жанров. Это в первую очередь психологический портрет, но отчасти и интерьер и даже немножко натюрморт. Кажется, эта работа удивляет и самого автора:

– Она вроде немного неграмотно написана, в живописи принято «держать общий тон» и разница между черным и белым не дается так контрастно. Но ведь у каждого из нас сама жизнь контрастная: черное – белое, хорошее – плохое, всякое. Я потом думал, что, если бы сделал все по правилам, потерялась бы выразительность. Еще здесь очень активный фон, но когда мы смотрим на работу, то видим прежде всего портрет. И это была сложная задача – заставить портрет «звучать» в таком окружении.

Здесь есть и еще несколько сильных портретов – художника Жеребцова (1991 год), бывшего председателя Родинского райисполкома Ивана Тарана (2000 год). А на основе давнего портрета собственного сына художник в 2004 году создал пронзительную работу «Чье-то далекое детство», посвященную блокаде Ленинграда.

 

Мария ИВАНОВА

Фоторепортаж