Краски осени

Традиционная краевая выставка «Осень-2011» в зале Союза художников считается своеобразным отчетом за прошедший год

00:00, 24 сентября 2011г, Культура 2719


Краски осени Фото №1

Так что работы на ней, как правило, самые свежие, а участвуют только члены творческой организации. Еще одна особенность этой экспозиции состоит в том, что среди представленных работ профессиональное жюри выбирает три лучшие, как бы трудно ни было. А в нынешнем году около 80 живописцев, графиков, скульпторов и мастеров декоративно-прикладного искусства предложили на суд публики более 170 произведений в различных жанрах и техниках! И, по наблюдениям корреспондентов «АП», это одна из самых сильных осенних выставок за последние несколько лет.

Пожалуй, первое, что бросается в глаза, – широкое и разнообразное представительство бийских авторов. Здесь можно упомянуть и запоминающиеся работы Геннадия Андрианова «Вершины» и «Молочная река», в которых он передает пространство и объемы локальными цветовыми пятнами, и нежный пейзаж «Дыхание весны» Валерия Борзова, построенный на сложных нюансах серо-зеленого цвета, и его же «Трубадуры осени». Ряд солнечных испанских пейзажей создал бийчанин Михаил Карнаев.

Формально авторы должны были предложить выставкому работы за последние год-два, однако маститым художникам всегда дается право напомнить зрителям о своих лучших вещах прошлых десятилетий. Так, известнейшая художница Майя Ковешникова, персональная выставка которой работает в краевом Художественном музее, выставила не только сумрачный натюрморт «Пионы» 2010 года и свежий во всех смыслах этюд «Ирисы», но и пейзаж 1979 года «Хлеб убран». Вошли в экспозицию и дивные акварели Глеба Белышева.

Что же касается тематики, то здесь есть и традиционные для наших выставок реалистические пейзажи, и натюрморты высокого художественного уровня (многие из них можно назвать «салонными», однако они не оскорбили бы вкуса самого строгого зрителя). А еще местное искусство все чаще обращается к воспеванию и прославлению великих земляков. Пример – работа Федора Торхова «Космонавт Г.С. Титов на малой родине в 2000 году», а рядом с ней – классический «парадный» портрет Михаила Калашникова, написанный Ильбеком Хайрулиновым с большим вниманием к личности героя.

Также на выставке можно увидеть картину «Перед стартом» – посвящение Геннадия Буркова земляку-космонавту, торжественная презентация которой состоялась минувшим летом в рамках празднования 50-летия полета Титова в космос. С именем Титова так или иначе связано и полотно Ирины Щетининой «Село Полковниково в середине лета». Художница запечатлела вид прелестного озерца в центре села: тихие заводи, камыши и пышные лиловые облака. Людмила Рублева создала скульптурный портрет известнейшего алтайского живописца Григория Гуркина, которого в нашем крае тоже считают, в общем-то, «своим».

Впрочем, кто может быть лучшей моделью, чем коллега-художник? В экспозицию вошли несколько драматичный портрет Евгении Октябрь (автор – Владимир Тимуш), скульптурный портрет архитектора Петра Анисифорова работы Михаила Кульгачева и портрет художницы Ларисы Пастушковой, написанный ее супругом Николаем Острицовым.

Пейзаж, излюбленный жанр местных живописцев, представлен как большеформатными полотнами с видами Катуни и Белухи, так и небольшими натурными этюдами-озарениями, написанными в тихой глубинке. Одну из самых напряженных работ в этом жанре создал Владимир Кикоть: его «Холодное безмолвие Алтая» запечатлело чрезвычайно мрачное и грозное состояние горной природы. Нельзя не отметить и выполненные в технике пастозной живописи, объемным мазком, этюды Владимира Максименко – тонкие и точные по цвету.

Вообще, на вернисаже художники отмечали: экспозиция буквально «пульсирует цветом» и, судя по последним работам, в Союзе художников Алтая существенно возросла творческая активность. Это, кажется, не преувеличение. А еще, как бы ни были дороги местным мастерам традиции русской реалистической школы, все большее количество авторов пробуют себя в других стилях и направлениях, и вполне успешно. Как обычно, завораживают своей формальной безупречностью картины Альфреда Фризена («Миша на красном табурете», «Вертикали», «Объект»). Живописец Юрий Юрасов вновь предлагает зрителю поломать голову над неким таинственным сюжетом, зашифрованным в работе «Птичка. Иркутская история».

Графика представлена шутливыми работами Александра Потапова в жанре современного лубка, лихой черно-белой акварелью «Деревенька» Любови Ботевой, изысканными иллюстрациями Аркадия Казанцева, угольными пейзажами Евгения Югаткина, карандашными рисунками Юрия Кабанова.

И все же, как бы ни были прекрасны эти тонкости, наибольшее зрительское внимание явно достается нахальным скульптурам из металла Эдуарда Добровольского – просто в силу величины и экспрессии не заметить «Не женский разговор» и «Гостя» невозможно. Однако мы предлагаем зрителям обязательно отыскать в зале еще одно произведение художника – декоративное панно из меди «Аквариум»: нежный и хрупкий подводный мирок, спаянный из нарочито грубых и корявых кусков металла.

 

Лучшие работы выставки «Осень-2011»
«Кладовочка» (автор - Сергей Дедов, Барнаул).
«Полевые цветы. Попутчики» (Владимир Терещенко, Барнаул).
«Царица» (заслуженный художник России Леопольд Цесюлевич, Барнаул).

Фоторепортаж