Сундук лоскутных идей

В краевом художественном музее состоялась выставка «Творческие миры Светланы и Елены Булатовых»

00:00, 18 августа 2011г, Культура 1733


Сундук лоскутных идей Фото №1

Мать и дочь – два поколения талантов – представили на выставке более 60 своих работ. Среди них – произведения авторского лоскутного шитья Светланы Булатовой, живописные и графические работы, художественная керамика и коллаж Елены Булатовой-Пагель.

Изюминкой в украшении современного костюма у Светланы Булатовой является пэчворк. Кроме него она использует в своих работах такие технические приемы, как стёжка, прорезная аппликация, большое внимание уделяет контрасту цветов. Светлана занимается изготовлением композиций из ткани уже более 10 лет. В основном это одеяла, панно, коврики. Искусная игра цветом и фактурой ткани позволяет передать сложные, пространственно-объемные формы и образы.

- Есть у меня дома большой-большой сундук с лоскутками. Всю жизнь я занималась шитьем и не выбрасывала остатки ткани. Сейчас накопила столько всего, что он уже не закрывается, скоро стремянку покупать буду, чтоб до крышки добраться, - смеется Светлана Фёдоровна. – Каждый лоскутик будто призывает меня: «Посмотри, какой я необычный, сделай из меня что-нибудь оригинальное».

Светлана Фёдоровна родилась в Новокузнецке. Училась в профессиональном училище по пошиву верхней женской одежды три года. Переехав в Барнаул, поступила во Всесоюзный заочный институт текстильной и лёгкой промышленности по специальности «инженер-технолог швейного производства». Преподавала популярные в свое время курсы кройки и шитья.

- Готовой одежды тогда почти не было, приходилось шить самим. Курсы посещали все: врачи, учителя, инженеры, экономисты. Проходили они в очень дружелюбной обстановке. Как спектакль – эмоционально, образно, живо. Помню, когда защищала диплом, председатель комиссии мне сказал: «Профессия у вас какая-то интересная – преподаватель курсов кройки и шитья. Даже как-то смешно». А почему смешно? Ведь огромное количество людей работает на полях - выращивают хлопок, огромное количество людей делают хлопковые нити на фабриках, ткут материал, художники создают рисунки на этом материале. Выстраивается своеобразная пирамида. А на вершине ее кто? Кто-то, кто по незнанию изрежет эту ткань неправильно и выкинет! Я же помогала людям научиться делать выкройки, шить одежду грамотно, чтоб как можно меньше лоскутков выбросить за ненадобностью. В общем, сначала считала, что на вершине пирамиды стою я, а потом поняла, что не я - зритель! Зритель, который пришел посмотреть на искусство, улучшить свое настроение. А чем лучше настроение у человека, тем меньше плохого он совершит. Таким способом мы вносим свою небольшую лепту в наполнение мировой чаши добра, гармонии.

Через год после того как Лена, моя дочь, уехала в Германию, она попросила меня сшить лоскутное покрывало. А я на тот момент уже так «нашилась» за всю жизнь, что не могла смотреть на иголку! Даже пуговицы сама не пришивала. Но дочка ведь просит! Пошла я к соседке, Вере Николаевне Краевой, стали мы с ней подбирать цвета! И я втянулась. Ведь это такая тонкая, многоэтапная работа: сначала весь сундук пересмотрю, потом высматриваю лоскутки, подходящие по цвету, из них часть еще отсеиваю. Зову даже знакомых, соседей, чтоб дали совет, что к чему подходит. Азарт нападает, такая охота, которая пуще неволи. Шьешь до 12 ночи, загораешься! Будто тот факел на моей картине «Костер». На дорогу авторского пэчворка вышла случайно. По книгам, присланным дочерью, делала узоры, сама что-то изобретала – так и получилось.

Особое место в коллекции Светланы Булатовой занимают картины из серии «Круги на полях». Увидев в Интернете, как обработал круги на полях голландский художник Янош, она начала использовать узор в своих работах.

- Одна из моих любимых работ – картина «Африка», которая является образцом так называемых объемных картин. Смотришь на нее, и кажется, будто она в движении, закручивается внутрь. Объёмные картины, как ни странно, тоже получаются случайно! Каждый видит в них что-то свое, многие думают, что они выпуклые, стремятся потрогать их. И удивляются, узнав, что ошиблись! Сама того не ведая, перехожу в своем творчестве в формат 3D! Конечно, сшила еще далеко не все, что хотела. Хочу создать коллекцию под названием «Иллюзия движения», туда-то и войдет «Африка», - делится Светлана.

Елена Булатова-Пагель занимается живописью и изготовлением керамических изделий. Глядя на ее работы, даже слегка устаешь – так сильно разыгрывается воображение! Безумно много образов и посланий можно приметить в одном полотне. Пример тому – картина «Колесница». Вообще она расположена горизонтально по задумке автора, но если повернуть вертикально, увидишь двух людей с каким-то ореолом над головами.

Помимо станковой и монументальной скульптуры Елена успешно занимается фотографией, мозаикой, инсталляцией. Постоянно применяет в творческой работе новые материалы, технику и выразительные средства. Связывая в работах исторические, этнографические и мифологические мотивы, художница создает свою собственную неповторимую манеру изображения объединенного прошлого и настоящего.

Фоторепортаж