Смерть – это не навсегда!

Ведь за порогом жизни Ромео и Джульетта смогут соединиться навеки…

00:00, 20 мая 2011г, Культура 2096


Смерть – это не навсегда! Фото №1

Мюзикл «Ромео и Джульетта» Алтайский государственный театр музыкальной комедии явил публике в последних числах апреля. Однако театральные люди знают, что спектакль рождается в день премьеры, а окончательно обретает, так сказать, плоть и кровь примерно к пятому премьерному показу. Поэтому автор этих строк и решила вкусить уже созревший плод творческих дерзаний режиссера Константина Яковлева в содружестве с музыкальным руководителем Еленой Иващенко, художником-сценографом Даниилом Ахмедовым (Москва), художником по костюмам Натальей Калининой (Новосибирск) и балетмейстером Юрием Писаревским (Кемерово). В минувшую пятницу, 13 мая.

Проделки царицы Маб

…Торжественный и одновременно тревожный музыкальный аккорд, возвещающий о грядущей трагедии, «поднимал» занавес и перед тем, как зазвучать вновь, превращался в неспешную печальную мелодию, на фоне которой зритель успевал рассмотреть застывших в неоконченном движении героев спектакля – всех без исключения, от главных до эпизодических, включая хор и балет.

Живописно расположенные на сцене в два этажа, ярко и красиво наряженные в костюмы не нашего века, они вызывали ассоциации с … превосходно написанным натюрмортом. Мертвая или, скорее, застывшая натура? Куклы, у которых внезапно кончился завод? Или люди, врасплох застигнутые волшебным сном?

Но и потом, когда куклы оживали и начиналось действие, это ощущение некой, подобной сновидению, ирреальности происходящего не оставляло, хотя зритель, возможно, этого и не осознавал. Даже если и прочитал перед спектаклем странноватое предисловие в программке, где в тринадцати строчках слово «сон» повторяется пять раз! В том числе в цитате из Шекспира: «Мы созданы из сна…».

А еще благодаря программке можно было предположить, что эта ирреальная, как будто бы потусторонняя и местами жутковатая атмосфера спектакля – вполне удавшееся стремление режиссера создать на сцене «пространство на рубеже яви и сна».

И на пути к этому рубежу его главными помощниками становятся «говорящая» Музыка, пронизанная по большей части нездешней печалью, и таинственная царица Маб в изысканном исполнении солистки балета Марины Парфеновой.

В оригинальной пьесе Шекспира такой роли нет. О проказах царицы Маб всего один раз весело повествует Меркуцио: «по вечерам она на шестерне пылинок цугом ездит вдоль по носам у нас, пока мы спим», «она пересекает по ночам мозг любящих, которым снится нежность», «под нею стонут девушки во сне, заранее готовясь к материнству»… То есть одна из забав царицы Маб – вмешиваться в сновидения или даже творить сны.

Да вот только вряд ли зритель (особенно юный) помнит этот остроумный монолог Меркуцио. И царица Маб для него так и останется главным безымянным действующим лицом балетного действа…

В мюзикле Маб со своей жутковатой, но и смешной свитой (особи в лохмотьях и масках с длинным клювом) появляется едва ли не в каждой сцене, не исключая даже церкви. Она – режиссер этого мрачно прекрасного сна, который, увы, завершается смертью. Но смерть ведь и есть вечный сон. И потому, очевидно, именно Маб вкладывает как бы исподтишка смертельный кинжал в решительную руку Джульетты.

 

Они принадлежат вечности

Если говорить о содержании мюзикла, нельзя не заметить, что человеку, которому чужды правила игры в театре «легкого жанра», наверняка скажет, что шекспировский текст упрощен до пунктира; что в спектакле нет драматического действия, актеры играют не процесс, а результат; их герои как бы лишены объема – плоски и одномерны.

Да, все это так и есть. Но необходимый объем действию и героям придает Музыка - сама по себе и восхитительное, пронзающее душу исполнение артистами труднейших вокальных партий. И их герои становятся и живыми, и объемными, и эмоционально наполненными.

Ах, как изумительно поют в этом спектакле! И нежная искренняя Джульетта (Ирина Басманова), и легконогий пылкий Ромео (Валерий Гурин), и мятежный Меркуцио (Константин Кряжев), и заводила Бенволио (Илья Парфенов), и синьора Капулетти (Татьяна Ремизова), и преданная Кормилица (заслуженная артистка РФ Зинаида Черных), и благородный священник Лоренцо (Юрий Голубев).

А дуэт Кормилицы и Лоренцо в сцене венчания главных героев («Пусть любовь сохраняется, всемогущая, вечная!») заставляет наши души унестись в условное небо. Тем более что взору публики в этот момент предстает волнующая картина: счастливые влюбленные медленно возносятся к пылающему в небе кресту. И тогда невольно думаешь о том, что эта душераздирающая история любви давно уже стала достоянием вечности, а Ромео и Джульетту, будь они не персонажами пьесы, а живыми людьми, отдавшими свои жизни за божественный дар любви, наверное, стоило бы причислить к сонму святых.

 

Волшебный фонарь

Наутро во мне будто зажглась laterna magika – волшебный фонарь, если по-русски, который рождал в голове очаровательные картины. Перед внутренним взором проносились одна за другой красивейшие метафоры и захватывающие дух сцены, мастерски сотканные из цвета и света (по словам художника по свету Надежды Зуевой, за два часа спектакля освещение сцены изменялось сто раз!). А вслед за ними возникали «портреты»: внушительного и грозного герцога Веронского (заслуженный артист РФ Дмитрий Иванов); доброго и мягкого синьора Капулетти (Илья Зуев), которому так надоела кровная вражда; властной светской дамы - синьоры Капулетти (Татьяна Ремизова), отчаянно взывающей на коленях к Деве Марии; злющего красавца Тибальта (Виктор Некрасов); отважного Меркуцио (Константин Кряжев), неистово кричащего: «Чума на оба ваших дома!» И, конечно же, все дуэты с участием Джульетты и ее Ромео.

В любовных сценах, разыгранных (нет, прожитых!) на фоне огромной луны, в пространстве, сотканном из навевающих грусть голубого и бирюзово-зеленого оттенков света, Джульетта и Ромео, ловко и грациозно перемещаясь на батуте (символ зыбкой неустойчивости всего земного?), общаются друг с другом словно ангелы, слетевшие с небес. И от того их любовь обретает характер вселенский, космический – а значит, лишенный земной человеческой страсти. Именно поэтому смерть героев может вовсе не вызвать слез, но зато она дает возможность испытать чувство гораздо более значительное - высокую и чистую печаль по поводу вечных несовершенств нашего подлунного мира. А еще потому, что благодаря стилистике спектакля осознаешь: смерть – это не навсегда, за порогом жизни Ромео и Джульетта смогут соединиться навеки!

 

Культурный шок

На этой печально-торжест-венной ноте вполне можно было бы завершить заметки о безусловно выдающемся спектакле театра музыкальной комедии. Но как честный критик не могу пройти мимо некоторых шероховатостей, оставивших легкие царапины на зрительских впечатлениях; и на одной проходящей сквозь весь спектакль метафоре, которую мне разгадать, увы, не удалось.

Слегка царапнула работа балетмейстера: изрядная часть массовых сцен с танцующим кордебалетом воспринималась как досадная суета, лишенная и смысла, и синхрона. А сцены драки слуг враждующих семей и боя господ сильно смахивали на малохудожественную самодеятельность...

Впрочем, о балете благодаря всем другим достоинствам спектакля можно было бы забыть. А вот сквозная метафора!

Это десятка полтора «компьютерных» манекенов, вызывающих ассоциации со скелетами. Манекены не только смирно стояли в разных углах сцены, но и танцевали с кордебалетом. И в этих случаях их можно было принять за неупокоенные души несчастных членов враждующих семей, ставших когда-то давно жертвами нескончаемой вражды.

Но когда ближе к финалу спектакля парочка этих бесполых нежитей, переплетясь руками и ногами, взлетает в небо (именно в то место, где еще не остыл след светящегося креста), невольно ощущаешь культурный шок!

«Наверное, так выглядят влюбленные, которые давно принадлежат вечности», - предположила я. «А по-моему, оба они – мужского пола, - уверенно ответила подруга. – Может быть, это Меркуцио и Тибальт?» Еще с десяток опрошенных не смогли объяснить ни мне, ни себе, что бы это значило. Наверное, знает режиссер. Но зрителю в зале она мешает полноценно воспринимать действо – и визуальное, и эмоциональное?!

В целом же, повторюсь, мюзикл «Ромео и Джульетта» следует отнести к числу творческих удач театра музыкальной комедии. И к тем спектаклям, которые можно смотреть много раз.

Елена РЯБОВА

Фоторепортаж