«Жди меня, и я вернусь»

00:00, 07 мая 2011г, Общество 2068


«Жди меня, и я вернусь» Фото №1

Накануне 66-летия Победы ветеран Великой Отечественной войны Николай Гордеевич Ломжин и его супруга Мария Петровна отметили бриллиантовую свадьбу.

…Мы далеко не первые гости у Ломжиных. В их квартире в Научном городке уже побывали родня, администрация района, сотрудники ЗАГСа, а вот теперь представители прокуратуры края и «Алтайской правды». И нас супруги встречают с искренней радостью. Накрыт красиво сервированный стол - Мария Петровна постаралась. И атмосфера в квартире теплая, по-настоящему гостеприимная.

Николаю Гордеевичу 83 года, но в его порывистых движениях – что-то от 15-летнего мальчишки, может быть, потому, что часто вспоминает он свои отрочество и юность, которые пришлись на военные годы. Иногда, как сам говорит, удивляется, как дети могли столько вынести… Да и по характеру Николай Гордеевич неуемный - до 70 лет ходил на лыжах. Потом, после операции на суставе (сказались травмы молодости), пришлось отказаться от этого вида спорта. Но Николай Ломжин не унывает - каждое утро делает физзарядку. И в Научном городке его знают как принципиального человека, который активно участвует в общественной жизни, спорит и аргументированно отстаивает свою точку зрения.

Мария Петровна смотрит на мужа, и во взгляде – забота и внимание. Она куда более мягкая и спокойная, чем Николай Гордееевич. Но, наверное, именно о таких женщинах, как она, говорят: «берегиня». Ее мудрость и спокойствие помогают сохранять гармонию в семье. А главное, заметно, что в отношениях супругов – взаимное уважение, понимание. Наверное, в этом и секрет супружеского счастья, которого сегодня так не хватает многим молодым семьям.

Военная биография

Великая Отечественная война ворвалась в жизнь Николая Гордеевича, когда ему не исполнилось и 14 лет. В 1940 году отец перевез семью – троих сыновей и грудную дочь - из Усть-Пристани в Ташкент. А в 1941-м пришлось идти на фронт. Семья переехала в Казахстан, но и старшему сыну вскоре пришлось уйти бить фашистов. Он, кстати, дошел до Берлина. Николай Гордеевич остался в семье за главу. Все было непросто.Умерла маленькая сестра. И вскоре вернулись обратно в Усть-Пристань мать и младший брат. Николай Ломжин говорит: «Я их отправил, а сам остался, работал. И мои сверстники тоже трудились наравне со взрослыми. Пахать приходилось на быках. В 15 лет я был бригадиром полеводов».

В 1944 году Николая Ломжина призвали в ряды Советской армии, направили в полковую школу «Алкинские лагеря». Николай Гордеевич был командиром сорокапятки, орудия, которое еще называли «Прощай, Родина!».

Потом учился в Рижском военно-пехотном училище. Но, как говорит Николай Гордеевич, ему хотелось летать, поэтому попросился в авиашколу. И вот в августе 1946 года оказался на острове Итуруп Сахалинской области, летал на пикирующем бомбардировщике в качестве стрелка-радиста. Однако в 1949 году Николай Ломжин попал в госпиталь, получив травму позвоночника. Возвращаясь с очередного задания, бомбардировщик совершил аварийную посадку – от удара отпало шасси. Всех, кто находился в самолете, едва успели вытащить – через несколько минут он взорвался.

После госпиталя Николай Ломжин был назначен начальником физической подготовки полка. А в 1951 году получил отпуск. «Получилось, что через целых семь лет я смог наконец увидеться со своей семьей, - рассказывает Николай Гордеевич. - Перед тем как мне уехать из полка, меня вызвал к себе командир и посоветовал жениться и возвращаться к военной службе».

Невеста и жена

Николая Ломжина в Усть-Пристани не ждала девушка. Когда его призвали в армию, он был еще слишком молод, и подруги по переписке как-то не появилось. Выбрать невесту ему помогал одноклассник.

И уже Николай Гордеевич чуть ли не посватался к единственной дочери директора мелькомбината, когда одна из знакомых сказала: «Посмотри на учительницу Марию». Молодой офицер увидел Марию Петровну… и все другие невесты ему стали неинтересны. Пришлось извиняться перед дочкой директора за то, что выбрал не ее.

Вскоре и свадьбу сыграли. А потом пришлось вернуться в армию. Направили его на небольшой остров Мацуа дежурным по перелетам. Везти сюда молодую жену он побоялся. Во-первых, дорога от Усть-Пристани до места службы мужа лежала через океан, вдруг не вынесет хрупкая Мария морской качки; во-вторых, на острове было два действующих вулкана. Поэтому пришлось молодым супругам жить в разлуке аж до 1953 года. Письма и те шли долго.

А ещё в селе досталось молодой жене от досужих языков. Мол, пошла за офицера, а вернется ли он? Но настал час, когда муж постучался в дверь. И с тех пор они не расставались надолго.

На «гражданке»

Переезжать Ломжиным приходилось довольно часто. Как говорит Николай Гордеевич, только в Тальменке он прожил долго на одном месте - 11 лет был там прокурором района, а потом оставался там, выйдя на пенсию.

Оказавшись на «гражданке», Николай Ломжин 10 лет посвятил партийной работе. Потом, окончив Томский государственный университет, стал сначала дознавателем Усть-Пристанского РОВД, затем старшим следователем.

С сентября 1966 года служил в прокуратуре, сначала помощником прокурора Быстроистокского района, затем прокурором Петропавловского района, где проработал 8 лет. Потом возглавил прокуратуру Мамонтовского района. А через пять лет был назначен Тальменским прокурором. Каждый раз, получая новую должность, Николай Гордеевич непременно заботился о том, чтобы и Мария Петровна получала работу, не прерывала своего профессионального стажа.

У Ломжиных двое сыновей, один пошел по стопам отца – окончил юридический факультет, теперь адвокат в Москве, второй стал врачом. Теперь уже и внуки – их четверо – получили высшее образование, успешно работают. Есть и один правнук, которому два года. Все дети и внуки часто навещают Николая Гордеевича и Марию Петровну.

Фоторепортаж