ДА будет музыка!

00:00, 29 апреля 2011г, Культура 2858


ДА будет музыка! Фото №1

Фото Олег МИКУРОВ

Сегодня Тюменцевский оркестр русских народных инструментов отметит свой полувековой юбилей большим концертом в зале районной детской школы искусств. За дирижерским пультом – основатель и бессменный руководитель известного музыкального коллектива, бывший директор первой за Уралом сельской ДШИ, заслуженный работник культуры России Валентин Власов. 

Строго говоря, Валентин Матвеевич приложил руку к созданию огромного количества хоров и любительских ансамблей в районе: в те годы, когда иметь художественную самодеятельность было вопросом престижа для любого предприятия, он организовывал и пестовал музыкальные коллективы, просвещал учащихся общеобразовательных школ и вообще всячески популяризировал музицирование в селах Тюменцевского района.

И сегодня жители района шутят, что если в сельском хозяйстве у них и бывают сложности, то уж в культуре они точно впереди всего края. Еще бы, только в районной ДШИ, которая находится в прекрасном двухэтажном здании с концертным залом на 200 мест, учится почти четверть всех школьников района! А ведь существуют еще и филиалы в Шарчино, Вылково, Березовке и поселке Заводском… Еще в районе пять народных коллективов, которыми руководят бывшие или нынешние оркестранты Валентина Власова.

Мы беседуем с Валентином Матвеевичем перед очередной репетицией оркестра. К нам присоединяются его ученик, зять, многолетний участник оркестра, а ныне – директор школы искусств Валерий Тарасов и бывшая оркестрантка, председатель комитета по культуре Людмила Бырдина. Кстати, Людмила Ивановна на юбилейном концерте будет петь в сопровождении оркестра.

– У нас вообще мало кто не прошел музыкальную школу, – объясняет Валерий Тарасов. – Даже те, кто потом получил не связанное с музыкой образование, возвращались в село и зачастую снова приходили в оркестр. Сейчас в нем играют сотрудники Пенсионного фонда, администрации, учителя средней школы и коррекционного интерната, врачи… Хотя костяк оркестра – это, конечно, преподаватели музыки.

«Теперь-то заиграете!»

– Началось все с директора средней школы Ивана Никифоровича Рощупкина. Он был фронтовик и музыкант страстный! С вой-ны привез в вещмешке баян, да какой! Потом приобрел еще комплект инструментов, а играть на них было некому, так их в школе на стену повесили. Я тогда в 10-м классе учился и на уроках больше на инструменты смотрел, чем на доску, – смеется Валентин Матвеевич. – В то время я уже играл на балалайке и гармошке.

– А кто вас научил?

– Сам я не тюменцевский, отца перевели сюда по работе, когда я был ребенком. Он был главным бухгалтером «Заготскота». Культурный человек, пять классов образования (улыбается). Нас было шестеро детей, настоящий семейный ансамбль: гармошка, баян, мандолина, две гитары. Моя старшая сестра Мария и учила меня играть на гармошке, я с ней больше ста песен подобрал на слух. А когда попросил отца научить играть на баяне, он сказал: «Поздно, сынок, у меня повесточка на фронт». С войны он не вернулся, погиб под Сталинградом. А инструменты мы вынуждены были продать …

После школы я поступил в горный техникум в Прокопьевске, – не из любви к делу, просто там была самая высокая стипендия, а мы остались без родителей и жили очень трудно. Шахта, армия, снова шахта, женитьба. В 1957 году я вернулся в Тюменцево, и мне предложили работать в средней школе – учить детей музыке. А два года спустя вызвал меня председатель райисполкома и сказал: «Ты играешь хорошо, давай научи наших детей. Создадим музыкальную школу». Пришел я в школу, посмотрел на инструменты, которые так и висели на стене, и сказал: «Ну, теперь-то вы заиграете».

Когда поступил в Барнаульское музучилище, сразу сказал, что хочу создать оркестр, и попросил давать мне дополнительные знания: как настраивать разные инструменты, какой у них диапазон. Удивительно, но мои собственные ученики заиграли довольно быстро. Тогда к нам подали заявления 90 желающих! Но принять мы смогли человек десять. Многие в селе умели играть, но никто не знал нотной грамоты. А тяга к музыке у людей была огромная.

– А в 1961 году вы уже собрали оркестр…

– Да, уговорил тринадцать первых учеников, им было лет по 10-12. А в 1967 году мы впервые выехали на большой сборный концерт в Барнаул. Туда доехали на автобусах, а обратно на открытых грузовиках. Кроме того, мы стали играть по всем селам района, даже фортепиано с собой возили!

Вообще, ансамблевое музицирование воспитывает в ребенке ответственность за общее дело, учит взаимопониманию, это и в жизни потом пригождается. А еще дети тут сразу понимают, что музыка – это не только огромная радость, но и труд. Это важно, если в планах у ребенка музыкальная карьера.

– Все дети как минимум раз в месяц ходили на классные часы в музыкальную школу, узнавали там музыкальные жанры, возможности инструментов, – добавляет Людмила Бырдина. – Для меня это была такая радость! Телевизоров не было, а радио все равно не сравнить с живым исполнением. А когда мне было 12 лет, я сама поступила в музыкальную школу, и со второго полугодия Валентин Матвеевич посадил меня в оркестр за домру пикколо…

– Были годы, когда в оркестре играли 50 человек вместе с солистами! – говорит Валентин Власов. – А популярность музыкальной школы была так велика, что стали открывать филиалы в других селах.

Семья, оркестр и школа

– Идея преобразовать музыкальную школу в школу искусств в 1977 году принадлежит именно вам…

– Я пришел в райисполком и высказал идею создания школы, в которой дети не только играли бы, но и рисовали, танцевали, и обязательно под одной крышей. Вот, говорю, возле меня как раз новое здание строится (а оно предназначалось для нужд сельского хозяйства). Меня отправили перенимать опыт в Ульяновскую область, в деревню Кузоватово, где уже была ДШИ. Хотя я и сам прекрасно представлял себе, какой она должна быть, а в Кузоватово просто увидел свою мечту воочию. Впрочем, прежде чем школа была достроена и у нее появился концертный зал, нам, педагогам, пришлось самим кирпичи таскать, крышу крыть…

Важно было, чтобы начальство поверило в полезность нашей затеи. Сейчас школа искусств и оркестр, по сути, единое целое. Это трамплин, с которого до сих пор дети попадают в музыкальное училище, академию культуры.

– Только мой сын, внук Валентина Матвеевича, пошел в медицину, хотя прекрасно играл на баяне, – замечает Валерий Тарасов. – Сейчас Максим вертеброневролог, но баян, гитару и фортепиано не забывает. А дочь Алёна – пианистка, она и стихи пишет…

– У вас это, кажется, семейное: разносторонняя одаренность. Алексей Власов известен в крае как композитор, поэт и педагог-просветитель, лауреат Титовской премии.

– Я как-то пошутил, что мой сын стал поэтом и композитором, чтобы не обидеть ни отца, ни мать, – отвечает Валентин Матвеевич. – Супруга моя Валентина Семеновна – заслуженный учитель, преподавала литературу, около 30 лет завучем была.

– А музыкой он занимался без нажима с вашей стороны?

– Да я его чуть ли не силой уводил отсюда обедать! Отдал его на фортепиано и, думаю, не ошибся. Потом он сам освоил балалайку и гитару и уже более тридцати лет играет в оркестре.

Взаимопомощь «народников»

– И все же, возвращаясь на полвека назад… Как вы справлялись с материальными трудностями?

– Тогда действительно ничего не было – ноты и те не достать. Но тут уж судьба: я в армии служил в Тбилиси, где уже вовсю развивались музыкальные школы. После демобилизации все чай грузинский домой везли, а я – полный мешок хрестоматий для первого-второго класса. Как будто знал! Хотя тогда ведь был шахтером. Вот с этими учебниками мы и начинали работать.

Нотами нам помогал и Николай Корниенко (ныне – завотделением музыкального искусства АлтГУ, профессор, дирижер университетского русского оркестра. – Прим. ред.). Когда он преподавал в музучилище, я у него занимался по инструментовке и дирижированию.

Вообще, наши связи с оркестрами народных инструментов традиционно очень крепки. Я часто бывал на репетициях Великорусского оркестра «Сибирь», нас там всегда хорошо принимали и поддерживали, делились домрами, инструментовками. Не так давно дирижер Николай Комиссаров приглашал нас участвовать в проекте «Музыкальные династии и семьи». Я предложил исполнить музыкальную фантазию «Я солдат» на темы пяти песен Алексея Власова, мне даже доверили дирижировать «Сибирью»!

– Как получилось, что ваш оркестр взрослел, но многие его так и не покидали?

– Спасибо моим оркестрантам за то, что они так преданы этому искусству, так сильны! Все мы пережили трудные времена, но живы и школа, и оркестр.

Думаю, мы сразу выбрали правильный курс, решили сами готовить будущих педагогов музыкальной школы. Двадцать из нынешних двадцати девяти наших учителей – доморощенные.

– Неужели вы за полвека не устали дирижировать?

– Ну вы спросили! Напротив, прихожу домой – все болит, а здесь сразу забываю об этом (смеется). Нет, это не надоест – наоборот, расставаться надо, а не хочется.

– Зачем же тогда расставаться?

– Не до ста же лет дирижировать! 

Новости партнеров
Фоторепортаж