Тесло – ремесло

Иван Вогнерубов из села Быстрый Исток смолоду занимается резьбой по дереву

00:00, 05 апреля 2011г, Культура 2043


Тесло – ремесло Фото №1

Родом он, как гласит родовая легенда, из терских казаков. Однако для ратных подвигов, вероятно, припоздал родиться. Хотя, конечно, исполнил воинский долг, служил в ракетных войсках стратегического назначения на Дальнем Востоке. Между прочим, имел звание старшины роты.

Однако предпочел гражданскую жизнь. Четверть века трудился слесарем на Быстроистокском сахарном заводе. Специфика отрасли такова, что летом предприятие останавливается на ремонт, чтобы заменить изъеденные химическими соединениями агрегаты. В эту пору Иван Алексеевич вынужден был искать другие занятия. Нанимался изготавливать наглядную агитацию – в советское время в том была немалая нужда.

А вообще тяга к художествам у него проявлялась еще в школьную пору. Выпускал стенные газеты. Позже навыки владения плакатным пером и кистью пригодились, когда его привлекли к работе «Комсомольского прожектора», в выпусках которого обличались недостатки в молодежной среде. И, пока существовали пионеры, вел фотокружок в Доме пионеров.

Одно время даже подумывал устроиться в цех по изготовлению деревянных сувениров, существовавший в районе. Все бы ничего, но на этом производстве изо дня в день следовало изготавливать одинаковые фигурки медведей. А такая работа не для мастера-одиночки, игнорирующего ширпотреб, изготавливающего, как принято говорить сейчас, эксклюзивные изделия.

Иван Вогнерубов пришел к работе с деревом не сразу. Кроме «ненаглядной» агитации поначалу увлекался изготовлением изделий из гипса. Но вскоре посчитал это несерьезным занятием. Потому что гипс уж очень хрупок. Иное дело дерево – вечный материал.

Еще занимался и чеканкой. Но времена, когда металлические пластины можно было приобрести за копейки, давно прошли. Сейчас медный щит стоит около трех тысяч рублей. При заработной плате в четыре тысячи это неподъемная цена: вот уже полтора десятка лет, после того как закрыли сахарный завод, Иван Алексеевич работает сторожем на частном предприятии.

Все, кто бывает у Ивана Вогнерубова, конечно же, обращают внимание на работы, выполненные им из дерева. Дом, баня, летняя кухня и столярка украшены изделиями, выполненными хозяином. А в самой квартире нельзя не заметить мебель и посуду, изготовленные им, зеркала и часы, увенчанные ажурным орнаментом. И все же главное его увлечение – изготовление масок и фигур. Маски – самые разные: африканские, азиатские – реальные и фантастические. Немало и оригинальных вещиц – это копилки, игрушки с секретами, кувшины, скульптуры, наборы из трех десятков ложек – от крохотной, детской, до огромной – для солидной рыбацкой компании…

Своих внуков, понятное дело, Иван Алексеевич одаривает игрушками собственного изготовления. Старшей внучке – Наташе изготовил деревянных, но словно живых кукол. Внуку Ване – коня-качалку с настоящей гривой и уздечкой. А Димке подарил изящный резной деревянный стульчик.

С годами Иван Вогнерубов накупил или изготовил самостоятельно разнообразные инструменты. Это – резцы, стамески из высококачественной стали, тесло, ножи-косяки, резаки, косячки, цезарики, ложечные ножи, клюкарзы, скобели, рашпили, цикли, проволочные щетки, шерхебели, ножовки… Еще есть токарный станок по дереву. И, конечно, морилки и лаки.

Несколько лет назад состоялась персональная выставка работ, приуроченная к 55-летию со дня рождения Ивана Алексеевича в рамках Покровского фестиваля. «Деревяшки» быстроистокского мастера имеются в сибирских городах и селах, в европейской части страны, в Германии. Но это преимущественно подарки знакомым людям. Быстрый Исток далеко от городов и оживленных туристических маршрутов. Иван Алексеевич даже не слышал о краевой организации народных ремесел «Город мастеров», конкурсе на звание «Народный мастер Алтайского края», но все же надеется поучаствовать в региональной выставке ремесленников.

Фоторепортаж