Не ведая границ и расстояний

00:00, 24 марта 2011г, Культура 2702


Не ведая границ и расстояний Фото №1

IV Международный конкурс-фестиваль исполнителей музыки Астора Пьяццоллы «LIBERTANGO», прошедший в Барнауле, был приурочен к 90-летию со дня рождения аргентинского композитора. Он собрал на алтайской земле музыкантов из России и стран ближнего и дальнего зарубежья – всего более 100 человек: 11 солистов, 18 ансамблей и 10 оркестров, прошедших отборочный тур. Беспрецедентное событие включало конкурсные прослушивания, фестивальные выступления и творческие встречи. И впервые международный музыкальный форум вышел за пределы Алтайского края: помимо Барнаула концерты прошли также в Кемерово, Томске и Новосибирске.

Если бы Астор Пьяццолла был ещё жив, он бы наверняка удивился, узнав, что в далёкой холодной Сибири проходят фестивали его музыки. Почему в алтайском городе так любят страстное аргентинское танго? И почему его произведения входят в репертуар совершенно разных по инструментальному составу коллективов? Ответы на эти вопросы находишь в самой музыке: экспрессия, страсть, полёт фантазии, надежда и отчаяние, любовь и ненависть, светлая грусть и горькая тоска – всё это танго, и в этом весь Пьяццолла. Его творчество прижилось на сибирской почве и стало признанным и близким.

Удивительно и то, что все концерты фестиваля получились не похожими друг на друга. Казалось бы, участники исполняли одного обязательного автора да и репертуар нередко повторялся. Но прочтение и исполнение Пьяццоллы у каждого коллектива было своё – ведь тем и замечательно творчество этого композитора, что в его музыке много импровизационности и свободы. Впрочем, особенностью нынешнего фестиваля стала возможность исполнять не только «эль Гран Астора», но и других композиторов.

Удивительное контральто

Концерт-открытие фестиваля состоялся в филармонии. Зрителям довелось услышать самый низкий и редкий женский голос – контральто, обладательница которого русско-щвейцарская певица Наталья Пфаус выступила в сопровождении оркестра «Сибирь» им. Е.И. Борисова. Прозвучали произведения Жоржа Бизе «Сегидилья», «Хабанера», «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина, а также известные русские романсы и другие произведения, исполненные необыкновенно трагично и волнующе.

Когда же стартовал сам конкурс, участники и члены жюри «LIBERTANGO» исполняли только произведения Пьяццоллы. Забайкальский ансамбль им. Н. Будашкина из Читы исполнил «Michelangelo 70», а молодой коллектив «Solo Tango Orquesta» из Москвы сыграл «Milonga Loca».

Одним из самых интригующих выступлений этого вечера стало долгожданное появление на барнаульской сцене гостей из Мексики: ансамбль «ENTRETANGO» презентовал публике «Tango del Diablo». По словам ведущей Веры Климановой, участники этого ансамбля живут дальше всех от Барнаула, но зато им ближе всех музыка Астора Пьяццоллы. Видимо, поэтому они не пожалели времени и сил, чтобы попасть на фестиваль: сначала 11 часов летели до Амстердама, затем добирались до Москвы, потом до Новосибирска, а уже оттуда – в Барнаул.

Ещё одним открытием для слушателей стал Хайдар Якшибаев из Уфы, который изумил публику игрой на терменвоксе. Редкий музыкальный агрегат, который выглядит как деревянная коробочка с усиком-антенной, был изобретен в 1919 году Львом Терменом и считается первым в истории электронным музыкальным инструментом. При игре на нем звук извлекается за счет движений рук исполнителя в пространстве перед антеннами. Вместе с оркестром «Сибирь» Хайдар сыграл «Oblivion», и номер получился поистине удивительным: все-таки сочетание терменвокса с русскими народными инструментами привычным не назовешь.

А в завершение программы прозвучала первая часть концерта Владимира Зубицкого «Посвящение Астору Пьяццолле». Композитор сам встал за дирижерский пульт, а солировал новосибирский дуэт «IMPROVIZ», состоящий из домриста Алексея Александрова и баяниста Сергея Козубенко.

С днём рождения, Астор!

Так совпало, что юбилей Пьяццоллы выпал как раз на время фестиваля. И в этот день участники конкурса чествовали композитора. Так, Иван Таланин сыграл на бандонеоне, разновидности гармоники, которая считается символом танго. Кстати, коллектив Ивана Таланина – единственный на этом конкурсе играл на инструменте, которому Пьяццолла посвятил всю жизнь. Известный новосибирский пианист Дмитрий Карпов представил на суд слушателей «Игру солнечного света», а гости из Мехико – ансамбль «ENTRETANGO» исполнил «Nuestro tiempo».

В четвёртый день фестиваля в зале музыкального колледжа выступали инструментальные коллективы из Самары, Санкт-Петербурга, Читы и Мехико, а также один уже знакомый публике артист Хайдар Якшибаев, на сей раз представший в качестве гармониста. Каждый из нас наверняка встречал таких людей, которые излучают энергию и, кажется, так и светятся счастьем. Так вот, Хайдар Якшибаев – как раз один из таких людей. Все выступления уфимского музыканта начинались еще до концертов: он играл в фойе, встречая публику.

Самарское трио «Астория» исполнило самые популярные произведения Пьяццоллы «Milonga del Angel», «Adios Nonino» и «Libertango». А вот петербургский «ESSe-QUINTET» исполнил произведения в обработке барнаульца Юрия Крамаря, который создал ансамбль. Самым запоминающимся стал последний номер петербуржцев под названием «Вот и всё…» Юрия Крамаря – Майкла Джексона – Антонио Вивальди. По словам участника квинтета Антона Ганьшина, это произведение имеет особую ценность для коллектива: Юрий Крамарь завершил эту обработку в день своей смерти.

Блестяще выступил и мексиканский ансамбль «ENTRETANGO». А финальные аккорды вечера исполнил ансамбль им. Н. Будашкина из Читы. Участники этого коллектива продолжали дело, начатое Хайдаром Якшибаевым, а именно: своей игрой дарили слушателям исключительно позитивные эмоции. К примеру, они зажигательно исполнили «Калинку» да ещё балалаечник с домристом дважды за время этого номера обменялись инструментами.

Впервые в России

Корреспонденту «АП» удалось задать несколько вопросов гостям фестиваля – участникам ансамбля «ENTRETANGO» из Мехико. Серджио Робледо Ачеведо признался, что музыканты впервые в России и им очень понравился Барнаул.

– Этот город действительно прекрасен, – уверяет Серджио. – Правда, здесь очень холодно. Мы к этому готовились, но все равно замерзли.

– Какую музыку вы играете, кроме Пьяццоллы?

– Мы уже семь лет играем традиционное танго – аргентинское, уругвайское и мексиканское. Я делаю аранжировки музыки своего народа. Так что наш репертуар можно условно разделить на три части: Пьяццолла, традиционное танго и мексиканская музыка.

– А русской музыки в вашем репертуаре нет?

– В ансамбле нет, но и я, и мои коллеги хорошо знакомы с музыкой русских композиторов.

– В консерватории ведь обязательно играешь Чайковского, Стравинского, Бородина, – добавляет Луис Филипп Гутиеррос Жермено. Он также сказал, что его коллеги пребывают под большим впечатлением от Великорусского оркестра «Сибирь».

– А правда, что в Мексике есть оркестр русских народных инструментов?

– В Мехико точно нет, но если б таковой существовал, это было бы замечательно!

Финальный аккорд

На закрытии фестиваля-конкурса выступили его победители. Ими стали: в номинации «Солист» I место поделили Павел Дашкин, Дмитрий Карпов и Алексей Александров (все из Новосибирска). II место – Иван Таланин (Москва). III место – Роман Чубич (Новосибирск). В номинации «Ансамбль» I место также разделили «ENTRETANGO» (Мехико, Мексика) и трио «Астория» (Самара). Лучшим в номинации «Оркестр» стал коллектив народных инструментов из Минска.

Специальными призами были отмечены участники, не вошедшие в тройку лидеров: Светлана Горькова, Татьяна Судос и трио «Элегия» в составе Эдуарда Лейкама, Виталия Полищука и Маргариты Климановой (все эти музыканты из Барнаула). Также спецпризом был отмечен Хайдар Якшибаев из Уфы.

Даже члены жюри отмечали, что такое «равноправие» невозможно больше ни на одном конкурсе: произведения Пьяццоллы игрались на совершенно разных инструментах. Органист Петер Лаутербах из Штутгарта даже признался, что по возвращении на родину попробует сыграть какое-нибудь произведение аргентинского композитора на органе.

Много слов благодарности, и не без причины, звучало в адрес арт-директора фестиваля Сергея Кузнецова, который проделал поистине титанический труд, организовав это беспрецедентное мероприятие.

Марина МОСКАЛЕНКО

Кстати
По информации краевого управления по культуре и архивному делу, концертное турне лауреатов фестиваля по городам Сибири прошло с большим успехом. На прошлой неделе в филармониях Кемерово и Томска с трехчасовым концертом выступили ансамбли, а также члены жюри конкурса Владимир Зубицкий, Наталья Пфаус, Валентина Литвина, Евгений Гутчин и арт-директор фестиваля-конкурса Сергей Кузнецов. А затем в Большом зале Новосибирской государственной консерватории к ним присоединились Великорусский оркестр «Сибирь» под управлением Николая Комисарова, эстрадно-симфонический оркестр Новосибирской филармонии. Стоит отметить, что это было первое выступление оркестра «Сибирь» за его 20-летнюю профессиональную историю на прославленной академической сцене НГК.
– Прошло уже два десятка лет, как музыка Пьяццоллы прописалась в России, а сам он стал нам дорог как родной национальный композитор, – заметил заведующий кафедрой русских народных инструментов НГК профессор Геннадий Черничка. – Этот фестиваль действительно масштабный проект международного уровня.

Справка «АП»
Конкурс «LIBERTANGO» уже во второй раз состоялся в Барнауле (первый прошёл в 2008 году, а ещё два фестиваля проходили в итальянском городе Ланчиано). В состав жюри вошли Петер Лаутербах, органист и кантор Штутгартской церкви «Herz Yesu» (Германия), певица Наталья Пфаус (Швейцария), Марина Кузина, заслуженный деятель искусств России, профессор Новосибирской государственной консерватории им. Глинки, Николай Комисаров, дирижёр Великорусского оркестра «Сибирь», и Евгений Гутчин, лауреат международных конкурсов, преподаватель АлтГМК, дирижёр театра музыкальной комедии Алтая. Также в состав судейской коллегии входили Елена Надточий, директор краевой филармонии, и Олег Мезенцев, продюсер и промоутер гастрольного центра. А возглавлял жюри известный баянист, композитор, дирижёр заслуженный артист Украины Владимир Зубицкий (Италия).

Фоторепортаж