ГРАНИЦЫ ШОКА

00:00, 27 марта 2010г, Культура 2082


ГРАНИЦЫ ШОКА Фото №1

В минувшее воскресенье по второму каналу прошла премьера художественного фильма "В Париж!", в котором свою последнюю роль в кино сыграл известный актер Юрий Степанов, погибший 3 марта в автомобильной аварии.

Так случилось, что фильм "В Париж!" мне довелось посмотреть еще раньше, на открытом фестивале кино стран СНГ и Прибалтики "Киношок-2009", который проходил в Анапе в конце сентября. Перед началом сеанса на крыльце кинотеатра состоялась встреча публики с участниками кинофестиваля: актерами, режиссерами, сценаристами. Среди них были хорошо узнаваемые артисты, например, мелькающая по всем телевизионным каналам модная тусовщица Эвелина Блёданс. Но настоящий шквал аплодисментов зрителей вызвало появление Юрия Степанова. Сразу стало понятно, кто здесь самый народный артист.

Он вышел в белой рубашке с расстегнутым воротом и накинутым поверх черным пиджаком. Далеко не красавец: круглолицый, лысоватый, глядящий чуть исподлобья, но такой свой и почти родной каждому. Многие стремились задать вопрос именно ему и за автографом потом выстроились в очередь. Успела к нему первая и даже немного побеседовала. Узнав, что я из Алтайского края, Юрий Степанов заметил: "Я тоже сибиряк, родом из Иркутской области". Говорю, что закончила Иркутский университет и помню, где в городе находится театральное училище, в котором артист учился. Степанов слегка улыбнулся, спросил, как меня зовут, и расписался на обратной стороне редакционной визитки, которая оказалась с собой.

Настраивая зрителей на просмотр фильма "В Париж!", молодой режиссер Сергей Крутин, похожий на загорелого мачо, что-то витиевато говорил о его концепции и выглядел весьма амбициозным художником. Думаю, его выступление мало кто запомнил. Убеждена, народ рвался на картину, потому что в главной роли был Юрий Степанов. Да и в названии картины больших потрясений не заложено...

О сюжете картины. Иван, простой честный человек, прошедший войну, побывавший даже в Париже, - натура цельная, мастер на все руки. Близкому человеку, попавшему в беду, готов отдать последнюю рубаху. Он один воспитывает повзрослевшего сына Лешку. Провалившись при поступлении в институт, тот наотрез отказывается идти к отцу на завод. Его увлекают только радиодело и грезы о легкой богатой жизни, когда он в белом костюме летит вдоль берега моря на мотоцикле (предел мечтаний мальчишек тех лет). Просиживая в эфире, Лешка знакомится с радиолюбителем из Парижа. Люка присылает ему открытку с видом Эйфелевой башни. Она и стала для парня главной иконой, с которой он не расстается и трепещет каждый раз, когда достает.

Но очень быстро выясняется, что у достойного человека Ивана сын - неисправимый трус, с подлой и мелкой душонкой. Вместо того чтобы защитить свою девушку, при встрече с тремя хулиганами, дрожа, сразу отдает им все свои деньги, униженно ползает в пыли, собирая рассыпавшиеся копейки, визжит от первого удара. Безмерно любя единственного сына, Иван не видит в сыне недостатков. А то бы не стал во время Лешкиной истерики для приведения того в чувство по-фронтовому наливать ему стакан водки.

Не заметил Иван первого тревожного звонка, когда сын стал настойчиво просить его выточить на станке пистолет, чтобы унизить своих обидчиков, заставить их ползать у своих ног. Отец не придал значения этим словам, пообещав выполнить заказ, если сын пойдет работать на завод. Но вскоре про этот разговор забыл, приняв близко к сердцу беду своей любимой женщины Марии, несправедливо обвиненной в крупной растрате. Чтобы спасти ее от тюрьмы, возместить недостачу, Иван решает назанимать денег у друзей, продать все ценное из дома, делать столы на продажу. Однако сумма недостачи слишком велика. День и ночь он ломает голову над тем, где еще взять деньги? В это время Лешка встречает одного из своих обидчиков. И хотя тот его не узнает, теряет дар речи, едва не лишается сознания и, бросив все, вылетает из пивнушки.

И вот трясущийся от страха сын снова требует от отца пистолет. Без него он теперь на улицу даже днем выйти боится. Ради этого парень готов пойти на завод. Но когда немногословный Иван сообщает ему, что пришла беда, нужно спасать от тюрьмы Марию, сын жестоко высмеял его: "Она деньги прикарманила, а тебе плачется. Хитрая!" Это был второй звонок, который должен был насторожить отца. Но он его снова не услышал, только и сказал: "Ты не подумал, сынок. Подумай". А мысль о пистолете, поданная Лешкой, уже засела в голове рабочего человека. Ради любимой женщины он решается на ограбление магазина.

Ослепленный родительской любовью, не заметил Иван и третьего звонка. Когда он первый раз принес домой пистолет и показал сыну, каково стоять под дулом, то видел, как тот от страха трясется. Но все же взял его с собой на дело. Это была непоправимая ошибка. Марию от тюрьмы откупили, а вот сыну легкие деньги и власть над людьми благодаря пистолету вскружили голову. Он безжалостно расправляется с любимой девушкой, идет грабить уже ради собственной наживы, не задумываясь расстреливает невинных людей. Когда отец осознает, что не в силах вернуть Лешку на правильный путь, он видит лишь один выход. Сын навсегда засыпает на его коленях. Но и жизнь самого Ивана на этом закончилась.

Игра Юрия Степанова зрителя потрясает. Чувствуется, как невыносимо тяжело даются его герою решения, противоречащие его натуре. Сдержанными, эмоциональными красками артист показывает происходящую в нем внутреннюю борьбу. Но и в безвыходной ситуации Иван остается настоящим мужиком. На кинофестивале фильм "В Париж!" занял второе место. На его открытии вспоминали ушедших из жизни актеров... Нынче на "Киношоке" будут вспоминать Юрия Степанова...

Фоторепортаж