ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО

НОВУЮ ЖИЗНЬ СУПРУГИ КОЛЕСНИКОВЫ РЕШИЛИ НАЧАТЬ В БАРНАУЛЕ

00:00, 01 декабря 2010г, Общество 1536


ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО Фото №1

Мы сидим на кухне их теперешней квартиры в Ленинском районе краевого центра. Заселились недавно, в ноябре месяце.

- Такое совпадение, - говорит Валерий Васильевич. – Ведь и в Николаевку мы переехали в ноябре. Ровно 32 года назад.

И о чем бы ни заходила у нас речь, разговор непременно возвращался к Николаевке. К тем 32 годам – и последним двум месяцам тамошней жизни.

Родным стало село

Лет сорок без малого, как они вместе. Точнее, 11 марта 2011-го сорок будет. И пролетели эти годы незаметно.

Валерий Васильевич начинал механизатором, свой К-700 и сейчас помнит. Учился заочно. А Любовь Поликарповна окончила Каменское медучилище еще до замужества. Родились дочери – Светлана и Оля.

Тогда, в ноябре 1978-го, Валерия Васильевича перевели механиком из Назаровки, где они жили, в Николаевку, на центральную усадьбу совхоза «Энгельский». Дали квартиру на улице Молодежной – как молодым специалистам. Любовь Поликарповну приняли медсестрой в больницу, до пенсии в кабинете физиолечения работала. «Придет домой, коснешься – током бьет», - смеется Валерий Васильевич.

В селе, где каждый шаг на виду, только трудом, отношением к делу и людям определяется авторитет человека. Любовь Поликарповна была председателем профкома в больнице, возглавляла женсовет села, дважды избиралась депутатом сельсовета. Валерию Васильевичу присуждалась премия имени Павла Печенкина, Героя Соцтруда, кавалера трех орденов, учрежденная для лучших механизаторов и шоферов края. Была такая форма поощрения передовиков – именные премии в честь самых знатных тружеников края.

- У нас директор совхоза был замечательный, - вспоминает Любовь Поликарповна. – Николай Тимофеевич Адаменко. Столько добра людям сделал, столько всего построил. Больницу отличную под бором. Улицы – Молодежную, Новую. Дома добротные, асфальт… Село у нас очень красивое было. Как чтят люди память о нашем директоре! Каждый год на его день рождения ходят на кладбище, охотники наши стреляют из ружей…

Вообще народ у нас в Николаевке хороший, трудолюбивый, дружный. А с соседями по нашей улице словно одной семьей жили. Как родня. Конечно, и это помогло выстоять перед общей бедой.

Как это было

- Сказать одним словом – страсть. Мы в тот день с Валерием Васильевичем ездили в Михайловку. Жара невыносимая. Вернулись, пообедали, решили отдохнуть, прохладно в доме. А где-то в половине четвертого прибегает наша внучечка Даша, дочка Светланы. Они близко жили. Светлану года два назад пригласили на работу в администрацию района. Так и ездила в райцентр за 33 километра каждый день. Вот прибегает Даша: баба, собирай вещи, документы. Потом из сельсовета пришли, предупредили. А мы смотрим – никакой опасности вроде не видать. Года три назад тоже волнения были, угроза пожара, но все обошлось. Потом видим – дым вроде появился над лесом, но вскоре ветер повернул его на Неводное. Мы все ходим, я документы вынесла, что могла, маленько собрала из вещей. Можно было бы и больше собрать, да раз дым ушел, я и успокоилась, еще и живность свою накормила – поросенка, уток, их у меня полсотни было да цыплят сорок. Думаю, соберу помидоры – на огороде их столь нынче вызрело, все усыпано красным. Дочь Оля – она живет в Барнауле, работает старшим мастером цеха на шинном заводе, а тут у нас как раз в отпуске была – летит: мама, бросай все, Светлана уже уезжает. И на глазах все затянуло темнотой. Потом слышу – треск, дом уже горел поблизости, ветер сильный гонит дым огненно-черный, шифер летит… И мы поехали. Стали толпой в стороне от села, потом дым опять повернул – и нас перегнал в другое место. Видим, как горит все, крыши взлетают, баллоны с газом рвутся. А мы стоим, смотрим. Пустота в голове, в сердце...

У нас ведь не все село выгорело. С одной стороны улицы дома стоят целые, не горели, а с другой – пепелище. Или дом стоит, а два рядом – сгорели. Дальше дом деревянный – цел. А лесхоз? Двухэтажное здание конторы уцелело, а дома лесников выгорели. Да взять нашу Молодежную улицу – половину домов огонь спалил, а дальше не тронул. У кого-то всей усадьбы не стало, но дом сохранился. Это необъяснимо. Мы, когда после пожара все в больнице жили, и так и сяк перекручивали, но понять не смогли.

«В беде не оставили»

- Большое счастье, что никто не погиб, без жертв обошлось, - говорю.

- Во-первых, предупредили всех вовремя, - объясняют супруги. – Во-вторых, наша администрация, милиция всех больных, беспомощных, престарелых – всех вывели, вынесли, эвакуировали. Одна наша односельчанка, старенькая уже, стирает себе в бане. Как уж заметили ее, не знаем, только она поначалу даже ехать не хотела. Но как глянула, что творится…

Первое время особенно тяжело было. Мы забыли, как улыбаться. Все плакали. И одна тема была – пожар. Всё вспоминали, как раньше жили. И что теперь будет?..

Но какая поддержка была нам оказана с первых же дней! И со стороны краевой власти, и столько людей откликнулось на нашу беду. Из своего Михайловского района, из Ключевского, из Барнаула – да со всего края. И не только. Из Новосибирска, из Казахстана помощь шла, даже из Германии звонили.

А материальная помощь от нашей власти, и федеральной, и краевой… Без нее нам бы не подняться. Вон сколько домов поставили. И за то, что компенсацию стали выдавать взамен сгоревшего жилья, отдельное спасибо. Мы вот почему решили уехать? Здоровье Валерий Васильевич подорвал на своей работе, пять лет назад инвалидность ему установили, первую группу. И то – переехали мы в Барнаул, а на другой же день он свалился, «скорую» пришлось вызывать. Его тут же в больницу увезли. Две недели был в тяжелом состоянии. Так стресс пережитый сказался. Спасибо врачам «скорой» и третьей городской больницы, поставили на ноги.

Новым своим жильем супруги довольны. «Нам просто повезло, - делится Любовь Поликарповна. – Мы ведь квартир семь до этой смотрели. А сюда вошли, так с первого взгляда и решились». Две комнаты отдельные, просторная кухня, лоджия. Отличный ремонт. С хозяевами удалось договориться – оставили новоселам плиту, шкафы. Мебель новую уже приобрели. Красота! Еще один плюс – дочь Ольга живет рядом, в десяти минутах ходьбы. Так и выбирали, чтобы поближе. А сам дом… В их девятиэтажке квартир больше, чем пострадавших домов в Николаевке.

Конечно, от воспоминаний о прежней жизни не уедешь. Слушаю Любовь Поликарповну и представляю их старый уютный дом, баньку, богатый сад с морем цветов. («Сначала я георгинами увлекалась, до ста кустов росло! Потом розами. Еще тюльпаны – первая весенняя радость…») Четыре сорта винограда – один другого слаще! И понимаю, к чему клонится речь. Так и есть: подумывают супруги о садовом участке. В будущем, поближе к весне. Когда и все николаевцы возьмутся за благоустройство своих новых усадеб. Черным пепелищем ушли нынче под зиму их сады-огороды. Но коль возродились и обживаются дома вдоль старых-новых улиц, вырастут и сады. Краше прежнего станет село.

Фоторепортаж