НАЛОГ ЧЕСТИ

КАЖДЫЙ УДАЧЛИВЫЙ БИЗНЕСМЕН РАНО ИЛИ ПОЗДНО ВСТАЕТ ПЕРЕД ВЫБОРОМ: ДЕЛИТЬСЯ ИЛИ НЕ ДЕЛИТЬСЯ И В КАКОЙ МЕРЕ ЭТО ДЕЛАТЬ

00:00, 29 октября 2010г, Экономика 2081


НАЛОГ ЧЕСТИ Фото №1

Каким будет решение, зависит от совести человека и от того, в какой стране он хочет жить. Собирается ли он находиться в ней долго-предолго или готовит для своей семьи «запасной аэродром» в других краях. 

Высота положения обязывает

Демидовский бал – ежегодно одно из главных культурных событий в крае. На нем публично чествуются лучшие творческие силы Алтая. Более десятка лет этот бал организовывает Демидовский фонд. Лауреаты Демидовской премии определяются в шести номинациях: «История», «Архитектура», «Литература», «Исполнительское искусство» (в том числе театральное), «Изобразительное искусство», «Достижения в промышленности и предпринимательстве». Кроме того, без конкурса, по усмотрению Попечительского совета фонда, может быть объявлен лауреат в номинации «Прославляющий Алтай», а также присвоено звание «Почетный член Демидовского фонда» человеку, внесшему в его развитие весомый вклад.

По мнению Ирины Козловой, вице-президента краевого отделения Демидовского фонда, меценаты, благодаря которым уже столько лет проводится этот бал, – люди, остро осознавшие ответственность за сохранение отечественной культуры. Их нельзя назвать просто толстыми кошельками. Достигнув высокого социального статуса, они уже иначе смотрят на мир.

В 1990-х годах общественный фонд, созданный интеллигенцией и промышленниками, был некоторое время единственным в крае объединением, поднимающим на пьедестал творческих людей. В сложный для него период - в конце 1990-х - фонду оказали неоценимую финансовую поддержку, не дали погибнуть такие известные в крае бизнес-персоны, как Юрий Шамков, ныне член Совета Федерации от Алтайского края, а тогда возглавлявший завод АТИ, Вячеслав Горшков и позднее его преемник Виктор Яшкин, генеральный директор Барнаульского станкостроительного завода, Михаил Фокин, президент строительного концерна «Алтайкоксохимстрой», Владимир Песоцкий - до недавнего времени председатель правления Алтайского банка Сбербанка РФ, другие неравнодушные люди.

Сейчас в Попечительский совет Демидовского фонда входит с десяток руководителей крупнейших в крае коммерческих структур, взносы на его деятельность производятся как со счетов их фирм, так и из личных сбережений. 

Разные мотивы

Сложно оценить вклад современных алтайских предпринимателей в развитие благотворительности.

Кто-то и действительно не желает афишировать свою помощь нуждающимся из скромности. Другие не хотят светиться, чтобы не привлечь внимание нежелательных просителей. Но в той или иной мере почти все предприниматели вовлечены в благотворительность.

При этом, по мнению члена Обшественной палаты Алтайского края Сергея Канарева, в современной предпринимательской среде все-таки преобладает не альтруизм, а расчет. Организация и публичное участие в благотворительных акциях рассматриваются как способ заработать политические дивиденды, выстроить отношения с властью, чтобы продвинуть свой бизнес (к сожалению, в отличие от царской России сейчас нет четкой системы государственного поощрения благотворительности). Среди современных алтайских предпринимателей,по его наблюдениям, лишь единицы готовы выделять на благотворительность значительные деньги.

Впрочем, состояние общества таково, что и среди обычных граждан пожертвования в пользу нуждающихся не слишком популярны – потеряны традиции, отсутствует доверие к распорядителям благотворительных средств.

Одна из самых интересных и ярких фигур в современной предпринимательской благотворительности – Алексей Солодовников, лидер общественной группы «Обыкновенные улучшатели мира».

Алексею Солодовникову 27 лет, у него малый аптечный бизнес, он окончил два факультета госуниверситета – исторический и экономический.

- В социальных сетях зарегистрировано около ста моих единомышленников, но в акциях обычно принимают участие не больше 15 человек, - говорит он. - Это в основном друзья – молодые люди в возрасте от 25 до 30 лет. Род их занятий самый разнообразный.

Принципы его группы – не отправляться с благотворительной миссией дважды в одно место, выезжать в отдаленные от краевого центра населенные пункты (например, в Солонешенский детдом за несколько лет его существования до «улучшателей мира» с благотворительными целями добирались только американцы и представители церкви), не развращать детей чрезмерными подарками, объяснять, что к ним приехали не богачи, а люди, не равнодушные к их судьбе. В одной из деревень «улучшатели мира» взялись строить маленькую спортплощадку, и вскоре у них появились добровольные помощники из числа местных жителей. 

Завод – большая семья

Конкурс «Лучший социально ответственный работодатель», который прошел в этом году в крае впервые, стал для предпринимателей важным знаком – власть готова оценить их социальные усилия. Причем в этом случае, в отличие от благотворительности, появились и критерии оценки.

Власть признает, что без участия бизнеса ей не под силу решить многие социальные вопросы. Со многими крупными компаниями администрация края имеет соглашения, где рассматриваются не только вложения в экономику края, но и в социальную сферу. В число победителей первого краевого конкурса социально ответственных работодателей вошло ОАО «Алтайвагон». Оно отмечено в номинации «За формирование здорового образа жизни». В 2009 году это предприятие затратило на ремонт заводского спорткомплекса «Восход», расположенного в городе Новоалтайске, свыше одного миллиона рублей. На базе комплекса для работников предприятия и других жителей города работают 9 спортивных секций, вагоностроительный завод регулярно оказывает поддержку спортивным школам Новоалтайска.

Среди победителей конкурса такие предприятия, как ООО «Алтай-Форест» (сразу в двух номинациях), ООО «Трикотаж Плюс» (в двух номинациях), ЗАО «Алейскзернопродукт», ОАО «Кучуксульфат».

В ООО «Трикотаж Плюс» действует профсоюзная организация, заключен коллективный договор. Социальная программа предприятия включает предоставление работникам путевок в санаторно-курортные учреждения, детям - в оздоровительные лагеря, выделяются ежемесячные дотации на транспортные расходы и питание, материальная помощь.

- Невозможно добиться хороших результатов, если человек не патриот своего предприятия, чувствует себя на рабочем месте временщиком, - говорит директор ООО «Трикотаж Плюс» Елена Завьялова.

Но известны и другие примеры - хороших финансовых результатов добиваются за счет жесточайшей эксплуатации. Забота о собственных рабочих наиболее красноречиво говорит о социальной ответственности работодателя.

Социальная безответственность – это качество временщиков, людей не любящих свое Отечество. Или, как показывает история, недалеких – 93 года назад она таких наказала…

Прямая речь

Ирина Козлова, член Общественной палаты Алтайского края, вице-президент краевого отделения Демидовского фонда:

- Я общаюсь с молодыми бизнесменами – у них есть желание изменить мир, сделать его лучше. Люди они разные, но многие, достигнув определенного благополучия, хотят поделиться.

Алексей Солодовников, предприниматель:

- Мы больше волонтеры. Что касается бизнеса, то забота о своих работниках для меня на одном из первых мест. Мне импонирует позиция знаменитого Генри Форда, который не разменивался на показную благотворительность, а платил своим работникам хорошую зарплату за достойную работу, предпочитая искоренять бедность. Хотя и против благотворительности от сердца он ничего не имел.

Сергей Канарев, член Общественной палаты Алтайского края:

- Заявляют: благотворительность – дело интимное, это позыв души, и никто не должен знать, сколько я даю. Это очень удобная позиция. С одной стороны, позиционируют себя благотворителями, а с другой - скрывают от общества реальный вклад. По моим ощущениям, нынешняя буржуазия в большей степени занимается саморекламой, а не благотворительностью.  

Григорий ПОЛОХО.

Фоторепортаж