ЖИВИТЕ СТРАШНО

00:00, 22 октября 2010г, Культура 1971


ЖИВИТЕ СТРАШНО Фото №1

Есть такие документальные передачи, после которых становится жутковато есть и пить, особенно в ресторане или кафе, а еще мыться, стирать и покупать что угодно и где бы то ни было. Да что там – и жить уже не так хочется, как час назад. 

Чего хочется, так это срочно забиться в глухую тайгу, обзавестись там подсобным хозяйством и питаться лишь тем, что собственноручно выращено на экологически чистой грядочке. Дерево – вместо пластмассы (она ведь тоже бывает опасна!), яичный желток – вместо шампуня. Лучше уж так, чем опухнуть от некачественного мыла или отравиться протухшей курятиной и пельмешками с сальмонеллой…

Между тем авторы этих пугающих фильмов, кажется, преследуют исключительно благие цели. Во всяком случае дотошность, с которой они берутся искать в окружающем мире изъяны, должна свидетельствовать о том, что своим зрителям они желают всяческого добра. Потому-то и стараются предостеречь нас от всех, даже крайне редко встречающихся или чисто гипотетических опасностей. И вообще, разве журналисты виноваты в том, что в нашем мире никакому производителю и продавцу нельзя доверять?

По средам на «Первом» выходит «Среда обитания» – передача, которую я стараюсь не смотреть, чтобы не терять сон и аппетит. Однако, наткнувшись на нее, переключить канал тоже трудно – побеждает естественное любопытство. Ведь практически каждый постоянно покупает овощи и фрукты, рыбу, консервы, полуфабрикаты, молоко и соки – в магазине или на рынке. Время от времени мы вынуждены делать дома ремонт, ходить к врачам, платить за лечение и покупать лекарства. Пользоваться общественным транспортом или чинить машину. Мало какая женщина обойдется без декоративной косметики, а без бытовой химии не обойдется никто. В конце концов не получится, живя в благоустроенном доме, совсем не пользоваться водопроводом, хотя само название очередного фильма «Что течет из крана» как-то настораживает. Все перечисленное и кое-что еще в разное время становилось объектом пристального внимания журналистов «Среды обитания».

На прошлой неделе речь шла о шампуне и мыле. В общем ряду фильм получился не самым жутким – видимо, с мылом в России не так плохо, как со всем остальным. Но и тут обнаружились неприятные детали: например, обычный магазинный шампунь от перхоти втягивает потребителя в замкнутый круг, из которого только два выхода: дорогущий лечебный препарат или… яичный желток. Волшебное воздействие лошадиных шампуней на человеческую «гриву» оказалось мифом. Ну и, наконец, любые дельные советы косметологов могут все равно не сработать, потому что как минимум треть шампуней в нашей стране – подделки, а множество исследованных экспертами легальных образцов аномально токсичны.

Положительный эффект от такого телевидения очевиден. Всем хотелось бы, чтобы тот особый фатализм, с которым наш человек покупает в киоске беляш, сменился уверенностью в том, что продавец не обманет. Наступлению этой светлой поры мешает в том числе и наше скептическое отношение к защите своих законных прав. Чтобы преодолеть тотальный правовой нигилизм, журналисты постоянно берут образцы и пробы всего на свете и тащат их на экспертизу. Но каждый прекрасно понимает, что обычному человеку такие забеги по экспертам и судам влетят в копеечку да и здоровья не прибавят. Ну и запущенность проблемы («наверное, каждый из нас за свою жизнь хоть раз ел курицу, зараженную сальмонеллой» или «как минимум треть рыбных консервов содержит не то, что написано на упаковке») несколько охлаждает пыл правдоискательства.

Есть еще и такой момент: процесс изготовления многих вещей, к сожалению, просто не может смотреться аппетитно. Как, например, должен выглядеть колбасный цех, чтобы у телезрителей не возникало безотчетного чувства отторжения и брезгливости, если в нем противно мотыляется мясной фарш? Да никак! Колбасу между тем едим с удовольствием. А вот после демонстрации грязных подпольных «заводов» недоверие к содержимому собственного холодильника грозит перерасти в паранойю.

Ну, а когда авторам «Среды обитания» хочется добиться максимальной наглядности, они запускают куриную тушку в небо на воздушных шариках и бодро шутят, мол, «чем это курица не птица?» – или моют шампунем танк. И вот тогда начинает таять доверие к журналистам. 

Фоторепортаж