«Миллион алых роз» для учительницы химии

Сегодня, 1 марта, празднует 75-летний юбилей талантливый барнаульский педагог-новатор, учитель химии барнаульской гимназии № 22 Раиса Коркина

00:00, 01 марта 2014г, Общество 5149


«Миллион алых роз» для учительницы химии Фото №1

Ее ученики, достигнув серьезных профессиональных высот, работают по всему миру. Ни один ребенок, которого учила Коркина, не считает химию скучным предметом. И даже если он не становится химиком, обязательно вырастает лидером, знатоком своего дела, человеком, умеющим мыслить.

Думай за Россию!

Сегодня Раиса Андреевна учит не только детей. На Алтае популярны ее авторские проекты, реализуемые совместно с Барнаульской епархией. А в канун юбилея мы застали Раису Андреевну за подготовкой к научной конференции «Россия в лицах», которая пройдет в марте в Курье. Сюда приедут и юные исследователи, и молодые учителя, готовые внедрять опыт новатора Коркиной. Звучит это, согласитесь, примерно как «внедрять дар Божий, талант». Но, зная нашу героиню, мы решили ничему не удивляться.

– Раиса Андреевна, сейчас дети привыкли брать готовую информацию в Сети, кажется, заставить их думать уже невозможно…

– Урок длится сорок минут, времени у меня и впрямь меньше, чем у машины, завладевшей вниманием ребенка. Но это мои сорок минут, время настоящего воспитания. Иного для учителя нет и быть не может. Он должен для каждого урока находить изюминку – она раскрутит предмет, поначалу кажущийся ребенку скучным. Отвечая на его вопросы как и почему, на первое место ставить нравственность и патриотизм. Учитель изначально положительный герой, на его примере дети учатся трудиться и мыслить. Когда одному из моих учеников – Кирюше Суховеркову, признанному лучшим биохимиком России, тренеру российской команды на Международной олимпиаде, в МГУ предложили участвовать в забастовке, он забастовщиков выставил за дверь со словами «нам некогда, мы работаем». Кирилл шесть раз получал премию президента России. Он дело делает, ему и впрямь некогда.

– Ну хорошо. А как через химию ребенка можно патриотизмом «заразить»?

– Например, во время занятий я делю детей на страны – Германию, США, Монголию, Россию. Даю им задачу. Ученые какой страны быстрее сообразят, докажут, обоснуют? Все хотят думать за Россию. Вы думаете, это не воспитывает? Еще как воспитывает!

– Но это уже исследовательский уровень. А как включить интерес пятиклассника ко всем этим связям и электронным уровням?

– Не навязывать им свой предмет. Все равно каждый из них выберет свою жизненную дорогу. Мои ученики читают лекции студентам за границей, работают в самых разных сферах. Но каждый из них в свое время впервые дошел до маленькой своей победы, и ему понравилось побеждать. А химия – наука широкая, она всему научит. Как и главный химик – природа. В рамках наших проектов мы делаем потрясающие доклады. Так, к теме влияния сна на умственные способности человека подключили ученых АГМУ. А во время конференции о структуре воды мы говорили о добре и зле. Научно доказано, что структура воды, важнейшего регулятора процессов в организме, у злых и раздражительных людей мертва. Но гармонизируется, если человек старается быть добрым, трудолюбивым, становится лидером.

Любовь как химическая реакция

– Раиса Андреевна, такими темпами вы всю жизнь к химии сведете.

– Человек – огромный химический комбинат. У каждого из нас на лице все написано. Выучив анатомию, можно стать хорошим врачом. Но великим станет лишь тот, кто, общаясь с больным, сразу видит его проблемы. Как и среди ребятишек сразу можно разглядеть тех, кто будет заниматься наукой.

– Неужели и с нашей епархией точки соприкосновения нашлись? Насколько я знаю, естествознание и вера – вещи малосовместимые.

– Темы общения с семинаристами, священниками, школьниками всегда общечеловеческие, нравственные. О чистоте, о том, как должны себя вести девочки и мальчики. Но и это основано на биохимических реакциях. Иногда они так бурно протекают, что человек просто не может управлять собой. Вот представьте человека пьющего да еще и с плохой на химическом уровне наследственностью. Ему без веры и нравственности не выжить.

– И любовь – химия?

– И она тоже.

– Родители, отправляя своего ребенка в 22-ю гимназию, думают прежде всего о том, что она – с английским уклоном…

– И замечательно, что ребятишки учат английский. Это средство общения в современном мире. А математика, физика, биология, химия – классические науки, основа всего. И родители, считающие поначалу, что их детям химия не нужна, меняют свое мнение, когда ребятишки вырастают. Спасибо говорят, даже если те не становятся профессиональными химиками, за привитый навык думать. Да и в быту моим ученикам никуда без химии. Как на рынке свежее мясо отличить от искусственно освеженного, мед от «липы», лекарство от контрафакта? Целый курс занятий посвящен таким химическим новеллам. Я недавно смешную телепрограмму посмотрела про знаменитую артистку с двумя высшими образованиями. Она жаловалась, как накупила золотых украшений на 300 тысяч рублей, а потом оказалось, что это медь. Эксперты – ювелиры взяли с нее большие деньги за проверку металла. На следующем уроке я у ребят спросила, как можно проверить. Мои знают: надо каплю азотной кислоты капнуть на кольцо.

– Сколько у вас одаренных учеников, сколько выпусков вы подготовили?

– Ой, «миллион алых роз». Каждый ребенок одарен, и каждый – моя роза. Из тех 25 ребят, что занимаются в краевой химической школе, точно каждый талантлив.

Серебро и золото

– Вы в школе с середины 60-х. Но она не всегда была новаторской, как вам жилось в периоды зашоренности?

– Когда я только начинала работать в англоязычной гимназии, как химик ни на что не претендовала. И первые мои звездочки занимались с 6 утра – лишь бы только заниматься. Спросите Сашу Строганова (ныне – профессор кафедры психиатрии и наркологии АГМУ) или Андрея Осипова (депутат АКЗС) – они мои ученики. Но меня тогда уничтожали, обвиняли в том, что только одаренными любимчиками занимаюсь. Все пережила, и с 70-х годов мы стали выигрывать все олимпиады, краевые и всесоюзные. Помню, как впервые приехали на Союз, где участвовали все республики СССР. И наши соседи – новосибирцы с насмешкой спрашивают: «А Барнаул – что это и где это?» Смеяться перестали, когда мы в той Менделеевской олимпиаде всех сделали. Прибалты откомментировали эту победу пренебрежительно: «Барнаул – одноразовая салфетка». Но пошло-поехало, и в середине 70-х Коркину пригласили тренировать команду на Всемирную олимпиаду. И мы снова выиграли. Звание «Заслуженный учитель России» я получила, когда уже невозможно было не замечать успехов барнаульской химической школы.

– Помните, как президент Путин с присвоением звания «Народный учитель России» вас поздравил?

– Как такое забудешь? Екатерининский зал Кремля. Мы, награждаемые, все напряжены, трясемся. По церемонии Путин жмет руку человеку, вручает награду, говорит спасибо. А на меня он посмотрел и спрашивает: «Как ваше здоровье?» Я тут совсем оробела. «У меня, – говорю, – здоровье хорошее, и вам того же желаю». И добавила: «Потерпите немного, у России все будет хорошо». После награждения, когда мы говорили с героями, уничтожившими бандформирование в Чечне, Владимир Владимирович подошел с шампанским: «Раиса Андреевна, давайте выпьем».

– То есть вы единственная в Барнауле, с кем президент пил шампанское?

– Не думаю, что единственная.

– Миллион алых роз жизнь вам уже подарила. Чего бы еще хотели от нее?

– Всю жизнь мечтаю, чтобы с Алтая вышел химик – лауреат Нобелевской премии. И он уже на подходе. Я сейчас занимаюсь с изумительными детьми – интеллигентными, честными, порядочными, трудяжками. Имен пока не называю, чтобы не сглазить. Слово – серебро, молчание – золото.

Поздравляю!

Профессор кафедры психиатрии и наркологии АГМУ, известный драматург Александр Строганов:

– Своей любимой учительнице я желаю того, чего могу пожелать самому близкому человеку. Она умница, в прекрасной форме и будет жить долго и счастливо, потому что у нее горячее сердце учителя поистине всероссийского уровня, работающего на благо Отечества, что, собственно, в доказательствах давно уже не нуждается. Мира вам, хорошая моя Раиса Андреевна, замечательных вам учеников. Пусть все добро, что вы принесли людям, вернется к вам.

Фоторепортаж