Зри в корень!

В крае реализуется программа по дистанционному исследованию состояния зрения школьников

00:00, 25 февраля 2014г, Медицина 2426


Зри в корень! Фото №1

Как бы фантастично это ни звучало, но такое возможно, сообщили нам в краевой офтальмологической больнице. Более того, уже проведены пилотные исследования среди учащихся барнаульской гимназии № 40. А затем, по словам главного врача больницы Александра Репина, в течение трех месяцев в крае будут обследованы ученики 1, 4 и 9 классов 60 школ в 30 районах.

– Это самые тревожные по снижению остроты зрения возрастные группы, – пояснил Александр Леонидович. – Методика, которую мы используем, поможет выявить детей с пониженным зрением. А задача науки – в дальнейшем эти данные использовать для принятия профилактических мер. Как в системе образования путем создания необходимых санитарно-гигиенических условий, так и в системе здравоохранения, чтобы таких детей наблюдать, работать с ними, если нужно – лечить, а возможно, и корригировать или проводить профилактические мероприятия, чтобы исключить развитие близорукости и последующую инвалидизацию.

Для Алтайского края эти исследования очень важны. Заболеваемость глазными болезнями у нас одна из самых высоких в России. Это объясняется многими причинами.

– Мы считаем одной из ведущих причин последовательное комплексное обследование жителей края, диспансерное наблюдение пациентов и широкое внедрение методик, позволяющих выявлять заболевания на ранних стадиях, – говорит Александр Репин, отмечая при этом, что определенную роль играют и природно-климатические условия. По его мнению, неблагоприятно влияют и последствия ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Известно, что в регионах, которые пострадали от этого, до 90 процентов населения, в том числе и в третьем поколении, страдают в той или иной степени заболеваниями глаз, и очень высокий процент пациентов становится инвалидами по зрению. Поэтому для нас это очень актуальная проблема, считает Репин.

Программа дистанционной диагностики зрения разработана сотрудниками Новосибирского МНТК микрохирургии глаза имени С. Федорова. Она была внедрена в Новосибирской области и дала интересные результаты. Если при поступлении в школу нарушение зрения имеют примерно 3-4 процента детей, то к концу первого класса процент увеличивается до 15, а к концу школы, по разным данным, до 30-35 процентов школьников имеют пониженное зрение, которое требует терапевтического или хирургического лечения.

– Наша задача – выявить эту патологию на начальном этапе, – говорит главрач, – чтобы вовремя принять меры, в том числе и санитарно-гигиенические, которые очень (!) эффективны не только как средство профилактики, но и способ коррекции небольшой или намечающейся патологии зрения.

В краевой офтальмологической больнице для медицинской помощи есть все условия. Она включена в программу модернизации здравоохранения, в 2011 году получила более 100 млн. рублей. На эти средства проведен капитальный ремонт здания больницы, в свое время приспособленного под учреждение здравоохранения. Ремонт значительно улучшил и условия пребывания пациентов, и условия работы персонала, и, самое главное, условия лечения. Чему во многом способствовало приобретение современного оборудования на сумму более 50 млн. рублей. Так что на сегодняшний день, по словам главного врача, больница оснащена на уровне ведущих мировых клиник. Не без гордости Александр Леонидович показывает аппарат, позволяющий диагностировать точки на сетчатке глаза, по которым необходимо провести лечение. А рядом – лазерные приборы, которые проводят коагуляцию, посылая импульс в нужную точку, высчитанную с микронной точностью. Это максимально гарантирует безопасность окружающих тканей. А хирургическое оборудование операционного блока позволяет через малые разрезы глаза – до полутора миллиметров – оперировать катаракту, заболевания стекловидного тела, сетчатки и пр. Все эти операции делаются с ювелирной точностью благодаря мастерству микрохирургов и новым технологиям, которые врачи больницы успешно применяют в своей работе.

– На сегодняшний день у нас половина врачей – молодежь со стажем, не превышающим десяти лет. Молодые доктора заинтересованы в новых методиках, они очень быстро их осваивают и активно применяют на практике.

Заведующий отделением краевой офтальмологической больницы, завкафедрой глазных болезней АГМУ кандидат медицинских наук Александр Макагон знакомит нас с программой дистанционной диагностики зрения учеников.

Дети могут и не знать, что участвуют в медицинском осмотре, потому что тестирование проходит в игровой форме. Одновременно в любом зале, оснащенном компьютерами, можно протестировать практически любое количество детей – все зависит от количества посадочных мест. Значительную часть тестового времени занимает введение персональных данных (фамилия, имя, возраст, школа, класс, адрес и т.п.). Сам тест проходит быстро. Он включает четыре задания.

Они направлены на определение остроты зрения, выявление скрытых нарушений рефракции, то есть в какую сторону стремится развиваться глаз – близорукость или дальнозоркость. Тест на астигматизм и тест на наличие грубых изменений сетчатки.

Задания просты и выполняются в игровой форме: достаточно мышкой пометить, с какой стороны разорвано кольцо на экране компьютера. Размер кольца постепенно уменьшается, и точность отметки дает возможность оценить остроту зрения тестируемого. Склонность к близорукости или дальнозоркости помогает оценить тест с разноцветным кругом, одна половина которого окрашена зеленым цветом, а другая – красным. Надо отметить, на какой стороне изображенные на цветном фоне значки видны лучше.

Прелесть этой программы в том, что можно одномоментно проводить исследования во всех школах Алтайского края и при хорошей организации протестировать всех школьников региона. И, заметьте, нет необходимости привлекать медицинских работников. В целом исследование занимает считаные минуты.

– Программа позволяет эффективно, без участия медицинского персонала, с помощью интернет-технологий проверить состояние зрения у школьников. По итогам исследований формируется база данных, которую мы обрабатываем и можем делать конкретные выводы, формируем списки детей, имеющих нарушения зрительной функции, и дальше планируем индивидуальные мероприятия по реабилитации этих школьников. Программа – не разовая акция. Мы периодически в течение года будем проводить массовые исследования, чтобы отслеживать состояние зрения школьников, как оно меняется, что нужно сделать, чтобы оно не ухудшалось.

Кроме того, сообщил Александр Сергеевич, сотрудники кафедры глазных болезней совместно с сотрудниками кафедры прикладной математики Алтайского технического университета разработали подобную программу для скрининга социально значимых заболеваний органов зрения у взрослых. И совместно с сотрудниками Института гигиены и профзаболеваний Сибирского отделения Российской академии естествознания (находится в Новокузнецке и является одним из фундаментальных научных институтов в нашем регионе) офтальмологи краевой больницы проводят клинические испытания.

– Если увидим достаточно высокую диагностическую значимость программы, то при поддержке губернатора и управления по здравоохранению надеемся внедрить ее в Алтайском крае, может быть, даже в первом полугодии. Таким образом, у нас сформируется целостная система для скрининга детей и взрослых, благодаря которой можно в короткий срок обследовать большое количество населения, разрабатывать комплекс лечебно-профилактических мероприятий и отслеживать их эффективность. В перспективе программу для взрослых можно будет использовать в автопоезде «Здоровье».

Во время пилотного исследования в гимназии № 40 протестировано порядка двухсот детей. Александр Макагон признается, что первые данные удивили офтальмологов, поскольку выявилось, что среди детей первых, четвертых и девятых классов 38 процентов школьников страдают теми или иными нарушениями зрения. Сейчас полученные данные анализируются. Составляются списки и индивидуальные мероприятия по реабилитации детей, нуждающихся в коррекции зрения.

Результаты исследования: у детей преобладает близорукость. Этому активно способствуют не только нагрузки на глаза по программе, но и бесчисленные гаджеты, без которых мы уже не можем обходиться.

– Как защитить глаза от перегрузок?

– Чтобы не развивались аномалии рефракции, основное правило – соблюдать режим зрительных нагрузок. Для детей школьного возраста это максимум час-полтора зрительной нагрузки вблизи (а еще лучше 40-45 минут), перерыв не менее чем на 15 минут. И очень желательно во время этого перерыва сделать простые упражнения для внутриглазных мышц. Например, посмотреть несколько секунд на предмет вблизи, а потом перевести взгляд на отдаленный предмет. Проделать это несколько раз. Мышцы таким образом расслабляются, накопленное напряжение рассеивается, глаз восстанавливает работоспособность.

Фоторепортаж