Соколиный опекун

Директор питомника «Алтай Фалькон» Виктор Плотников сохраняет редких птиц для природы края

00:00, 24 января 2014г, Общество 2493


Соколиный опекун Фото №1

В тот день в питомнике ждали молодого орла. Этот представитель глобально редкого вида, численность которого с каждым годом сокращается, попал в беду. Обессилевшую птицу заметил на болоте, в охотничьих угодьях, егерь, орла отвезли в районный центр. А в Барнаул из Хабаров его отправил эколог Юрий Колупанов. Юрий Иосифович потом рассказал, что не удалось поймать попутку, вот и пришлось посылать королевского орла (так еще называют орла-могильника) в рейсовом автобусе. Нашел подходящую коробку, а уж как упаковать, чтобы птица не задохнулась, – не впервой. Приходилось перевозить Юрию Иосифовичу белую ондатру и лосенка – в Новосибирский зоопарк, лебедя-кликуна по эстафете с другими экологами – в заказник «Лебединый», на незамерзающее озеро Лебединое. Почему орла-могильника отправил в «Алтай Фалькон»? Сказал: «В питомнике не пропадет. Там директор Плотников – надежный человек».

Однако в тот момент всей предыстории я не знала, лишь заметила, что Виктор Николаевич волнуется перед поездкой на автовокзал. Конечно, факт можно было списать на цейтнот, острую нехватку времени, однако заметно, что уж очень хотелось директору поглядеть на будущего своего подопечного.

Виктор Плотников обстоятельно отвечал на вопросы, говорил, что да, случаи не редки, когда птицы оказываются беспомощными. Крылья не уберегут от опасности на земле.

И это проверено

Самая сильная птица, пожалуй, орел-беркут, смелая – сокол-сапсан. А почему, как он считает, длиннохвостая неясыть – самая храбрая?

Лицо Плотникова просто расцвело в улыбке: еще бы! Такой момент представился лишний раз поговорить о птицах, их повадках, поделиться восторгом, которым наполняется душа ученого. Слушаешь и понимаешь, что именно все это он видел сам, своими глазами, это его наблюдения.

«Если подойдут к гнезду кошка, куница и даже медведь, неясыть будет обороняться. Чтобы изучать птиц, нужна большая осторожность. Даже если просто решил посмотреть, сколько яиц в кладке, – берегись.

Когда мы проводили наблюдения, следовали мерам предосторожности. Например, один залезает, другой следит за реакцией неясыти, предупреждает: пригнись – или кричит, свистит. Удар ее клюва крепкий».

Ученые – люди, которые не поют с чужих слов.

Слышу: «Ке-ке-ке». Оборачиваюсь. На меня смотрят выразительно сверкающие глаза. Такое ощущение, что этот умница – крылатый хищник обращается ко мне. Неужели почуял доброе отношение? Честно говоря, приятно.

Сказала Виктору Николаевичу, мол, нашлись родственные души.

– Разочарую, это сигнал тревоги, – объяснил Виктор Плотников.

– Конкретно эта птица уже избрала для себя, так сказать, родственника, а вы для нее – чужая.

Об энтузиазме

Точно сказала о Викторе Плотникове эколог Елена Скачко:

– Виктор Николаевич – энтузиаст, а птицы – его детище.

Слово уже непривычное для молодого поколения, незаметно вышло из обихода. Сегодня таких людей чаще называют фанатами.

Невозможным для меня было не узнать мнения о Плотникове его коллег. И конечно, обратилась к известному в Сибири ученому, доценту Алтайского государственного университета Надежде Ирисовой. Голос Надежды Леонидовны потеплел, когда спросила ее о Плотникове. Его Надежда Леонидовна не застала среди студентов, когда пришла преподавать. Но о нем ей говорил ее муж (Эдуард Ирисов – известный российский ученый-орнитолог). Эдуард Андреевич (светлая ему память) первый, кто обратил внимание на способного, эрудированного юношу.

Надежда Леонидовна отметила, что Виктор Плотников очень порядочен в науке, да и во всех отношениях.

– Он боится быть неточным, – ответила Надежда Леонидовна.

И вот здесь я спросила о том, что не давало покоя: «Почему он не имеет научной степени, не защитил диссертацию?»

Надежда Леонидовна с горечью ответила, что жизнь складывается по-разному. Плотников взвалил на себя очень большую работу, тяжелейший груз по выращиванию соколов – и обстоятельства такие, что у него нет времени на себя.

А может, это судьба? И не только ученого Виктора Плотникова, но и самого питомника, соколов, которых пестуют для природы? Посмотрим. Целью созданного в крае питомника было восстановление природной популяции соколов. Цель достигнута: он считается крупнейшим в стране. Сюда приезжают на экскурсии ученые и дети.

За время существования питомника, которым руководит Виктор Плотников, выпущено около 400 птиц. Коллекция редких крылатых хищников лаборатории составляет около десятка видов, а общее число пернатых обитателей - около двадцати видов. Каждая птица занесена в электронный журнал, есть опись – в общем, все как надо.

А мне подумалось, может, не только на птиц надо смотреть?

Обед привезли

Открылись ворота. Приехал директор. Привычно берется за разгрузку.

– Привез! По три коробки курятины в день нужно, чтобы накормить красавцев.

А после он начинает рассказывать. Ведет к вольерам, знакомит с каждым (повторяю: с каждым!) обитателем.

Сейчас обеспечивает средствами на корм пернатым университет, так что голодать крылатым постояльцам не придется. В настоящее время АлтГУ выдает деньги на корм для птиц – около 25 тысяч рублей ежемесячно.

Раньше «Алтай Фалькон» находился в собственности, прошел через множество реорганизаций.

В январе 2013 года передали Алтайскому государственному университету все имущество. А это более 50 вольеров, постройки, виварий, дом, баня, беседка…

Теперь, по словам директора, ему приходится больше заниматься бумагами.

Влюблён в пернатых

Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды помогло приобрести инкубатор. Экспериментальным путем разработали особый режим. На него можно настроить инкубатор, чтобы он превратился в маму соколов. Именно здесь, в «Алтай Фальконе», опытным путем установлено, что для каждого яйца требуется применять индивидуальные параметры. Сегодня университетский питомник-лаборатория имеет 4 инкубатора, из них 2 – новые. Каждое яйцо взвешивает через 5 дней. Часть яиц пристраивают к живой «маме». Старые пары их легче принимают, а молодые удивляются. Так выразился Виктор Николаевич.

Появляются птенцы на свет, Виктор Николаевич кормит их с ложечки, а мясо, из которого сам и готовит им особый фарш, покупает на свои личные деньги. «Много ли им надо?» – смеется.

Он влюблен в своих соколов, филинов, сов, орлов и вообще всех пернатых. Даже кошек не любит только потому, что они не дружат с птицами, которых сравнивает с людьми. А что? У каждой – свои повадки, пристрастия. Своя индивидуальность, если хотите. Одного птенца можно смело отрывать от приемной мамки в возрасте 5 недель, а другого - позже.

Одичать – значит выжить

Питомник выиграл грант WWF, на эти средства провели исследования, построили облеточный вольер. Это сооружение производит впечатление. Под высоким куполом из сетки теперь ставят на крыло подросших птенцов, приучают их к самостоятельной жизни. Природа сурова, в лесу и поле рядом не будет добрых опекунов – ученых. Именно они разрывают незримую, но очень прочную пуповину, связывающую питомцев с их кормильцами. Одичать молодым пернатым необходимо как воздух. И помочь сделать это обязаны люди, благодаря которым появились на свет птенцы. Большая проблема. Пока мало изученная. Отрадно, что теперь ею занимаются и в нашем крае.

Скажем, такой факт. На территории заказника «Касмалинский» состоялся прошлой осенью второй в 2013 году выпуск птиц на особо охраняемых природных территориях края (первый – 15 соколов – был в Кислухинском заказнике). Обратила тогда внимание на рассказ егеря Николая Троценко о том, что один сокол покружил над местом, с которого началась его самостоятельность, а спустя примерно час в небе вновь появился сокол. Это возвращение хотелось истолковать романтично. Однако, конечно, все глубже. Молодого сокола тянуло отнюдь не желание попрощаться с опекунами.

Многое предстоит понять исследователям, постигающим загадочный мир природы.

Виктор Плотников занимается его освоением. Накоплен значительный банк информации, собраны уникальные данные. Почему не сесть за диссертацию? Виктор Плотников только повторяет: «Диссертация не самоцель. Мне интересно изучить птиц». Может, у него материала недостаточно? Напротив.

Он проводил учеты в различных точках Барнаула, которые на языке исследователей называются местообитаниями пернатых. Скрупулезно собирал данные о том, кто из крылатых обитателей населяет многоэтажные застройки – новую и старую, а еще – одноэтажную, скверы, парки, индивидуальные сады, городской полигон бытовых отходов, долину реки Барнаулки, пойму Оби…

Он все сделал, переслал в институт, где существовал банк данных, складывал туда свои результаты, мог пользоваться информацией других ученых. А почему диссертацию-то не сделал?

– Некогда! – ответил. А потом хмыкнул, мол, на нашу с женой семью (Ольга Владимировна – врач, лаборант – цитогенетик. – Ред.) школьных золотых медалей и ученых степеней хватает. Оба сына – кандидаты наук. Андрей – медицинских, Роман – физико-математических. А сам глава семейства?

«Уйду в отпуск, чтобы поработать над диссертацией, – птицы сдохнут!»

Потом поправился: «Скажу мягче: не уверен, что выживут».

Каждую неделю 2-3 раза надо привезти корм. Автомобиль использует свой, бензин покупает на свои деньги. Говорит, наверное, есть механизмы возмещения, ну, чтобы по официальным бумагам вернули, но ему кажется настолько сложным и долгим этот путь, что проще купить на свои и привезти.

Директорствует Виктор Плотников 11 лет. Спросила, конечно, какой штат необходим «Алтай Фалькону», ну, не в идеале, а по средним меркам? Хотелось ему, чтобы была ставка ветеринарного врача. Сегодня человек с двумя высшими образованиями проведен на должность рабочего по уходу за животными, конечно, зарплата у него весьма скромная. Нужна еще ставка завхоза-водителя.

Спросила Виктора Николаевича: вот приезжали в разное время ученые из Чехии, Германии, Америки и других стран, на что обращали внимание? «Высоко оценили состояние птиц!» – ответил он, не скрывая гордости. Вот и мы, бывая в питомнике или на выпусках соколов в природу, смотрим тоже в одну сторону – в небо на соколов. А может, переведем на время взгляд на их опекуна?

Штрихи из детства

Виктор Николаевич считает, что два источника питают его преданность.

Отец и птицы. Отец по профессии столяр и плотник, всей душой любил природу. Был записан в две библиотеки. В семье родители и трое сыновей любили читать, ценились знания. Жили тогда в городе Зыряновске, что в Восточном Казахстане. Старший Володя обычно приносил книжки по биологии, а Витя читал свои и брата.

Виктор – заядлый голубятник, у него голубей воровала местная шпана. Случалось всякое – дрались, ссорились, но по большому счету ребята уважали его за знания, частенько просили рассказать о птицах. А соколами интересовался с детства. Частенько его голуби попадали к соколам и ястребам. И он признался, совсем по-мальчишески улыбнувшись: «Я плакал, но никогда не было желания отомстить ястребу».

Из настоящих

Поставил все на свои места наш разговор с экологом Ильей Дудиным.

Илья Викторович в Главном управлении природных ресурсов края возглавляет отдел особо охраняемых природных территорий, знает природу края и Сибири и, конечно, людей, которые занимаются ею в городах и весях. Так вот он, размышляя над феноменом ученых и практиков, сказал, что таких, настоящих, фанатично преданных своему делу, очень мало. Их впору самих внести в Красную книгу – персон, беззаветно преданных своему делу.

Виктор Плотников, конечно, мог найти спокойное место, чтобы было время заняться оформлением своих трудов. Но он одержим задачей восстановить в природе Алтая и Сибири соколов.

Большая цель. Он знает, как труден путь к ней, что надо чем-то пожертвовать, иначе результат будет недосягаем, как линия горизонта.

Справка «АП»
Виктор Николаевич Плотников родился в 1963 году в Восточном Казахстане, в селе Нижнее Быково Зыряновского района. В 1985 году окончил биологический факультет Алтайского госуниверситета. Работал руководителем кружка орнитологов, педагогом дополнительного образования на городской станции натуралистов. Имеет несколько десятков печатных трудов. Является составителем ряда очерков о хищных птицах в Красной книге Алтайского края (том «Животные»). В настоящее время заведующий лабораторией питомника редких птиц «Алтай Фалькон» Алтайского госуниверситета, директор питомника.

*   *   *

Питомник «Алтай Фалькон» – крупнейший в стране центр по разведению соколов, создан в 1991 году. Первый выпуск соколов в природу осуществлен в 1996 году. Основная задача – сохранение редких видов хищных птиц.

Фоторепортаж