Новые тропы в прошлое

Как и чем Алтай откроется всему миру?

00:00, 19 сентября 2013г, Культура 1983


Новые тропы в прошлое Фото №1

Развитие туризма на Алтае – одно из приоритетных направлений. Однако почему и зачем к нам должны приехать люди? О чем рассказать и что показать туристам на Алтае? Об этом шла речь на краевой научно-практической конференции «Вопросы интеграции историко-культурного наследия в развитие сферы туризма», состоявшейся в Барнауле 13 сентября. 

Ещё одна «французская» ниточка

В самом начале собравшиеся посмотрели подготовленный журналистами ГТРК «Алтай» фильм об автомобильном путешествии по маршруту доставки из Колывани в Барнаул «Царицы ваз» («Алтайская правда» писала об этом). Маршрут, что и говорить, производит большое впечатление. Увидеть своими глазами рудовозную дорогу, которой больше 200 лет, окрашенные в синий и зеленый цвета камни Лазурского месторождения и, наконец, саму Ревневскую скалу, от которой был отколот монолит для самой большой в мире вазы, – все это воспоминания на всю жизнь.

– Как известно, вазу делали больше двадцати лет, – сказала в своей речи Елена Безрукова, начальник краевого управления по культуре и архивному делу. – Сравнивая это с нашим веком, где главное – быстро поставить цель и как можно скорее добиться результата, мы понимаем, насколько изменилось время.

Анатолий Кондыков, ректор академии культуры (АлтГАКИ), в стенах которой проходила конференция, после фильма сказал:

– Я вырос около тех мест, можно сказать, около «Царицы ваз». Это моя малая родина. И поэтому отдельный маршрут по тем местам – для меня это буквально бальзам на сердце.

Одним из главных событий конференции стал рассказ Филиппа Тристана, писателя из Франции, о его исследовании (а скорее даже расследовании) истории одной из ваз, подаренных городу Парижу императором Александром III. Детективный сюжет состоит в том, что долгое время ваза считалась сделанной из уральских яшм. И только Филипп Тристан выяснил, что ваза сделана из нашей алтайской яшмы, хоть и уральскими камнерезами.

– Александр III обещал подарить вазу в 1893 году, когда русская эскадра прибыла во французский порт Тулон с дружественным визитом, – рассказал Филипп Тристан. – В 1895 году вазу привезли в Париж. Сейчас она стоит в ратуше. У нас говорят, что она сделана на Урале, и даже те, кто знает, что она сделана из ревневской яшмы, считают, что эта яшма – уральская. Некоторые, правда, считают, что Колывань и вовсе на Кавказе. Мы нашли документы, согласно которым эта ваза сделана из колыванской ревневской яшмы, и теперь просим гидов говорить об этом.

Подаренная Парижу ваза из нашего камня – это не единственная ниточка, связывающая Алтай со всем миром. Сергей Харламов, заведующий кафедрой социально-культурного сервиса и туризма АлтГАКИ, рассказал:

– В 2010-2012 годах мы выполнили интереснейший комплекс работ, пытаясь определить, какие туристические объекты края могут претендовать на мировое значение. Список получился таков: это прежде всего ленточные боры; место образования Оби, крупнейшей реки России; Денисова пещера; паровая машина Ползунова; «Царица ваз» и место, где производились колыванские вазы; село Сростки – родина Шукшина; Курья – родина Калашникова; курорт Белокуриха…

Впрочем, Сергей Харламов тут же признал: «…некоторые из этих объектов не то что за рубежом, но и в России известны мало…»

«Не надо всё превращать в шоу…»

Хотя в области туризма сделано уже немало, но это во многом все-таки начало пути. Поэтому очень важно именно сейчас не ошибиться в подходах, сделать максимум для того, чтобы люди из других регионов, приехав к нам один раз, захотели бы приезжать снова и снова.

– Часть нашего края – это Рудный Алтай, огромная территория, кусок которой сейчас находится в Казахстане, – рассказал на конфереции Вадим Бородаев, научный сотрудник АлтГПА. – Рудный Алтай – это наше преимущество, которое надо использовать. Ворота в Рудный Алтай – это Курья, где, на мой взгляд, должен быть музей, рассказывающий о Рудном Алтае в целом – о Колывани, Рубцовске, Змеиногорске…

В разговор о подходах к историческому туризму вылилась короткая презентация бренда «Великий шелковый путь», о продвижении которого в надежде на иностранных туристов задумались сейчас в Бийске. Руслан Емельянов, начальник сектора маркетинга и туризма администрации Бийска, продемонстрировав несколько разных карт Шелкового пути и признав, что «основное его направление располагалось от Алтая далеко», затем все же заявил, что через Алтай могли проходить какие-либо ответвления этой легендарной торговой дороги.

– Мы представляем Бийск как северные врата Шелкового пути, – сказал Руслан Емельянов. – Базовым для маршрута может стать музей Чуйского тракта. Там есть артефакты – найденная на нашей земле статуя Геракла и монета обол времен царя Сармата Первого. Всего же имеется несколько десятков предметов, подтверждающих, что активная торговля велась и через нашу нынешнюю территорию.

Что и говорить, имевшиеся в зале профессиональные историки слушали все это не скрывая скепсиса. Александр Старцев, заведующий кафедрой востоковедения АлтГУ, сказал:

– Никогда не проходил по Алтайскому краю Великий шелковый путь. Путь – это дорога с инфраструктурой. В этом смысле у нас ничего не было. А вещи – они могут доходить хоть до Северного Ледовитого океана. Я все же думаю, что маркетинг – это одно, но историческую действительность никто не отменял. У нас уже есть Голубая дама – может, на этом остановимся? Не надо все превращать в шоу. На шоу можно зарабатывать какое-то время, но строить на этом долгосрочные программы нельзя. История Алтая интересна и без Великого шелкового пути. Может, мы просто плохо умеем ее рассказывать?

Осторожный оптимизм

Без туриста нет туризма. Если человек ленив и нелюбопытен, то какими бы прекрасными ни были наши музеи, дороги и мотели, в них никто не приедет. Поэтому один из поворотов проблемы – воспитание интереса к познанию прошлого своей родины. Об этом особенно горячо говорил Сергей Бергер, геолог, основатель Музея камня:

– Невозможно развивать туризм, если краеведение в школах не будет переведено в статус основного предмета. Без этого неоткуда взяться интересу, желанию знать историю края. Нынешние знания нашего прошлого даже поверхностными не назовешь. Мы у себя в Музее камня записываем высказывания детей. Так вот, один ребенок посчитал, что ваза на гербе края – это на самом деле юрта. Другой сказал, что ваза малахитовая, а не яшмовая. Это только на первый взгляд смешно. Если о нашем славном прошлом не рассказывать, особенно в школах, то о нем и не узнают. Надо просвещать преподавателей. Надо дотировать литературу – и не только подростковую, но и детскую. Осталось много людей, которым на Алтае и в Барнауле до сих пор не отдана дань уважения, это Шангин, рудознатец Костылев, камнерез Филипп Стрижков. Это немцы, которые работали здесь. Надо увековечить их память.

Об этом же в своем выступлении на секционном заседании сказала Наталья Ситькова, учитель истории из села Калмыцкие Мысы:

– Мы слишком мало времени уделяем истории нашего края. Учебник истории Алтайского края издавался в 70-е годы прошлого века. Да, все упирается в деньги. Но почему не финансируется то, о чем у всех должна душа болеть?

Нельзя сказать, что детям никто и ничего не рассказывает о славном прошлом нашего края. Сергей Поздин, директор Топчихинского музея, выступая на заседании секции, посвященной перспективам создания новых туристических маршрутов, рассказал о придуманном им однодневном маршруте «По старинным трактам Алтая», который он уже даже прошел с детьми – за десять часов они увидели Демидовский и Змеиногорский рудовозные тракты, Змеиногорский почтовый тракт, Павловский серебровозный тракт. 227 километров этого маршрута экспедиция проехала на машинах, а 8 километров для погружения в эпоху – на телегах.

О своем опыте рассказала Александра Гончарова, руководитель туристско-краеведческого клуба «Клио» из Шипуново.

– Нынешней зимой мы устроили лыжный поход. И когда дети вышли на озеро Белое, видят торосы, полыньи – они понимают, с каким трудом люди 170 лет назад тащили «Царицу ваз». В другой поездке мы побывали с детьми в Тигиреке и во рву старой крепости нашли ядро. Разработали маршрут Змеиногорск – Курья – Новофирсово. Надо водить детей в походы, я считаю, что лучше один поход, чем сто классных часов.

Также на конференции рассказано было о туристических перспективах маршрута или экспозиции о жизни Алтая в период наполеоновских войн и участии наших земляков в войне 1812 года; о Горной аптеке; о музее «Город»; о парках Барнаула, которые тоже могли бы стать экскурсионным маршрутом.

Да, рассказы об этих и других претворенных в жизнь проектах внушали оптимизм. Но имелось при этом и ощущение непрочности всей постройки.

– Все держится на энтузиастах, – сказала по этому поводу Ольга Панина, директор Колыванского музея истории камнерезного дела. – Потом этот энтузиаст уходит на пенсию и появления следующего приходится ждать годами.

Резолюция, принятая по итогам конференции, говорит прежде всего о том, что для развития туризма краю необходимы системность и разносторонность. В эти понятия входят издание новых книг, учебников, путеводителей, приведение в порядок дорог, создание сети больших и малых гостиниц. По мере решения этих насущных и наболевших вопросов будет расти и туристическая привлекательность Алтая как внутри него, так и за его пределами. 

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Новости партнеров
Фоторепортаж