Замкнутый круг?

Почему главы сельсоветов складывают с себя полномочия…

00:00, 08 августа 2013г, Общество 1784


Замкнутый круг? Фото №1

За последнее время главы сразу нескольких сельсоветов края добровольно покинули занимаемые должности. Свое решение они объясняют так: довольно широкий спектр полномочий приходится решать за счет небольшого бюджета и за низкую заработную плату. Ко всему прочему работу да и жизнь глав заметно усложняют бесконечные штрафы различных контролирующих органов, которые приходится оплачивать из собственного кармана. Почему так сложилось и возможен ли выход из этой ситуации, попыталась разобраться «Алтайская правда».

Крайний метод

Созваниваемся с главой Сибирского сельсовета (Первомайский район) Олегом Борониным. Объясняем ему суть проблемы. Наш собеседник предлагает:

- Приезжайте, проблем действительно очень много…

Сразу отметим, в сравнении с другими сельсоветами положение у Сибирского весьма неплохое. Его бюджет не дотационный и составляет 3 млн. 200 тысяч рублей. А глава Олег Боронин – достаточно известная личность. Именно он в прошлом году объявил голодовку, чтобы решить вопрос с котельной в поселке. Деньги – это более 23 млн. рублей – выделили. Теперь у Сибирского с отоплением все в порядке.

Сейчас Олег Боронин говорит, что решать проблемы сельсовета таким вот образом – это крайний метод. Но в прошлом году других методов, кроме как голодовка, он не нашел. Капитально ремонтировать старый котел, который после отопительного сезона дает 3 млн. рублей долгов, неразумно. Теперь Боронин из сложных ситуаций предпочитает выходить иными способами. А ситуаций этих, как выяснилось, немало.

Вопросы безопасности

В Сибирском сельсовете официально числятся шесть сел, но по факту их больше. Это Сибирский, Лесная Поляна, Рогуличный, Костяки, Октябрьское, Железнодорожная Казарма 193-й километр, станция Цаплино и Лесопитомник, который считается улицей Сибирского, но до него 3 километра.

- Мы сами себя кормим, на свои деньги стараемся выполнять полномочия, – говорит Олег Боронин. – А их, кстати, около 40. Но они вполне разумны. Весь вопрос в отношении к делу. Есть категория глав, которая с пониманием относится к российским тенденциям муниципального управления, старается эффективно использовать то, что имеет. А есть люди с такой позицией: «Дайте денег». Я считаю, что мы должны пытаться исполнять свои полномочия исходя из того, что у нас есть. Нужно работать над повышением собственных доходов сельсовета. Но и хотелось, чтобы бюджетно-финансовая политика была все-таки скорректирована.

Если быть точнее, то в перечне вопросов местного значения Сибирского сельсовета числится 39 пунктов. В них укладывается вся жизнь поселения: от исполнения бюджета до обеспечения малоимущих жильем, формирования архивных фондов и создания условий для предоставления транспортных услуг. Отдельная тема – меры пожарной безопасности. Они головная боль едва ли не всех глав, так как именно за несоблюдение этих мер приходится платить огромные штрафы.

- Я начал работать с марта 2012 года, – продолжает Олег Боронин. – И тут ко мне сразу поехали многочисленные контролирующие органы. Едут, конечно, ко всем. Ведь найти, за что оштрафовать, можно всегда. Первые несколько месяцев меня штрафовали за все. За пожароопасный линолеум в здании сельсовета, отсутствие сайта, неразмещение информации на нем... Мне говорят: «Можем выписать штраф администрации, но он будет, допустим, 20 тысяч рублей, а можем тебе – всего на 5 тысяч рублей. Выбирай». Как правило, выбирать приходится последнее.

Выход из такой ситуации один – судиться. В том же Первомайском районе подобный опыт уже есть. Рассказихинский сельсовет победил в Арбитражном суде пожарный надзор. В апреле 2012 года сельсовет оказался, пожалуй, на грани катастрофы. По решению суда в общей сложности он должен был уплатить штрафов на сумму 450 тысяч рублей. Понятно, что дотационному сельсовету таких денег достать в принципе не реально. Поэтому его глава Надежда Рыбак, видимо, от безысходности приняла решение судиться до последнего. Она обратилась в Арбитражный суд Алтайского края и благополучно выиграла его. Постановление отменили. В ноябре сельсовет победил снова – теперь уже в апелляционном суде в Томске. Пожарные обжаловали и это решение, обратившись в высшую инстанцию, но Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа снова встал на сторону Рассказихинского сельсовета. Суд пришел к выводу о значительных нарушениях порядка привлечения сельсовета к административной ответственности. Когда инспектор составлял акты и предписания, то путал даты. В документах, которые представили пожарные, стояли даты трех проверок: 6, 11 и 13 апреля. На самом деле проверка была одна. А главу сельсовета даже не пригласили на административную комиссию, которая не имела права выносить постановление о наложении штрафа в ее отсутствие.

- Когда мы выходили из зала заседаний, полицейские взялись нам аплодировать, – рассказывала в марте этого года корреспонденту «АП» Надежда Рыбак. – Я бы не стала судиться, но меня загнали в угол. Это судебное решение, на мой взгляд, должно стать сигналом всем контролирующим органам: надо работать в единой связке на благо людей. Если у сельсоветов забрать последние деньги, им просто не на что будет заниматься вопросами безопасности.

Время от времени судится и Олег Боронин. Удается с переменным успехом. Например, недавно отсудил половину суммы изначально выписанного штрафа – а это 10 тысяч рублей.

Женский батальон

Между тем зарплата главы Сибирского сельсовета 17 200 рублей. Подчеркнем, такая цифра скорее исключение, не все главы имеют столько. Олег Боронин, как кандидат исторических наук, получает надбавку. По сельским меркам такой заработок весьма приличен. А вот другие специалисты администрации получают гораздо меньше: от 6600 рублей до 9000 рублей. На сегодняшний день это одна из проблем, которая ведет к дефициту кадрового потенциала на муниципальном уровне.

- Зарплата смешная, а ответственность колоссальная, – говорит глава. – Когда я занял должность, набрал новую команду. Все молодые. Главного бухгалтера переманил с птицефабрики. Убедил ее в том, что работа с бюджетными деньгами – это очень хороший опыт. Не буду скрывать: на первой ревизии мы огреблись. При проверке выяснились серьезные недоработки в бухучете. Иными словами, у молодого специалиста был бардак в ведении документации. Но я тогда настоял на том, чтобы она осталась на своем месте. Сейчас молодой бухгалтер уже хорошо подтянулась. Скорее всего, через некоторое время она сможет найти себе более высокооплачиваемую работу. А вот нам подобрать замену будет непросто…

Администрация Сибирского сельсовета – женский батальон, как в известном фильме «А зори здесь тихие…». Любопытно, что именно эти молодые девчонки периодически вступают в бой с местными предпринимателями.

- Наш коллектив – это шесть девчонок и я, – продолжает Олег Боронин. – У нас слишком много бюрократизма. Вместо того чтобы трудиться по своим направлениям, специалисты зачастую вынуждены оставаться после рабочего дня и составлять никому не нужные отчеты, отписки. А необходимо эффективно собирать налоги, выявлять объекты предпринимательской деятельности, находящиеся в тени. Чисто физически иногда на это не хватает времени. Приведу пример: недавно моя бухгалтерия напряглась и за 2 дня собрала 300 тысяч рублей. Девчонки просто бросили все бумажки и пошли выбивать из должников деньги.

Софинансирование

Конечно, нехватка денег – это, наверное, главная проблема всех сельсоветов. Как правило, половина бюджета тратится на содержание центрального аппарата. В цифрах это выглядит так. Бюджет Сибирского сельсовета – 3 млн. 200 тысяч рублей. Примерно 1 млн. рублей уходит на зарплату сотрудникам администрации, платежи за коммуналку, обеспечение ГСМ. Остается 2 млн. 200 тысяч. Они идут на исполнение полномочий сельсовета. Их, как известно, 39. Львиная доля – требует финансовых вливаний.

Понятно, что на средства местного бюджета новые дороги, водопроводы и школы не построишь. Нужно выходить на участие в федеральных и краевых программах. Правда, есть одно условие – софинансирование проекта из местного бюджета. А если нет денег?

- Тогда никак, – говорит Олег Боронин. – За счет местного бюджета ремонт внутрипоселковых дорог провести не реально. Это очень дорого. Я бы рад дать Сибирскому дороги, но уже выделил деньги на проектирование водопровода в Лесной Поляне. Там критическая ситуация с водой, и на следующий год нужно заходить в программу «Социальное развитие села». Потом я обязан буду софинансировать модернизацию водопровода. Кроме того, второй год подряд участвуем в программе «Капитальный ремонт многоквартирных домов». В прошлом году две крыши перекрыли, в этот раз – еще две. А всего у нас 16 многоквартирных домов, и только в 6 из них крыши в хорошем состоянии. Все их в один год мы не перекроем. Поэтому нужно выбирать: либо дороги, либо крыши.

Кстати, о дорогах. После зимы сельсовет оказался должен 200 тысяч рублей за уборку снега. Дело в том, что к Железнодорожной Казарме 193-й километр юридически не существует... дороги! Фактически она, конечно, есть. Вот только чистить ее зимой особо никто не рвется. Ведь если нет дороги, значит, нет проблемы.

- В итоге я допускаю достаточно серьезное финансово-бюджетное нарушение: расходую деньги на очистку межпоселковой дороги до Костяков и Железнодорожной Казармы, – говорит Олег Боронин. – Так как по законодательству я не имею права это делать. Но люди-то там живут!

Между прочим, очистка этой дороги обошлась сельсовету как раз в те 200 тысяч рублей. Вот и получается замкнутый круг. Какие последствия будут для главы за это финансово-бюджетное нарушение во время какой-нибудь очередной проверки – покажет время. Думается, что убедить контролирующие органы в жизненной необходимости очистки дороги, которой по бумагам не существует, будет ох как непросто.

Один плюс один

Ни для кого не секрет, что процесс объединения сельсоветов проходит достаточно болезненно. Для глав это дополнительные заботы и проблемы, для населения – неудобства. В деревнях как-то привыкли, что свой глава всегда находится рядом и его все знают. А тут вдруг появляется незнакомый человек из другого села.

- Я поддерживаю процесс укрупнения сельсоветов, – говорит Олег Боронин. – Но бесполезно объединять слабые села со слабыми. Если там нет налоговой базы, то это ничего не даст. Разве только 200-300 тысяч рублей экономии на зарплатах специалистов администрации. При объединении слабых с более сильными, скорее всего, будет недовольство со стороны жителей последнего. Но этот негатив можно побороть. Такое объединение несколько замедлит развитие перспективной территории, зато потянет за собой слабую. Другое дело, что многие главы сельсоветов чувствуют свою брошенность со стороны вышестоящей власти. Никто толком не понимает, что такое укрупнение сельсоветов. Отсюда и отношение к этому процессу…

В Сибирском сельсовете девять сел и только две старосты: в Лесной Поляне и Рогуличном. Найти таких помощников главы очень сложно. Ведь их работа не подразумевает оплаты труда. Понятно, что на безвозмездной основе взваливать на себя груз обязанностей особо никто не хочет. Старосты в Лесной Поляне и Рогуличном получают около 2000 рублей каждая. Это в сельсовете между ними разделили полставки ведущего специалиста. Но в большинстве случаев главам в одиночку приходится решать проблемы сразу нескольких сел.

* * *

Так уж сложилось, что глава сельсовета – первый парень на деревне. Именно к нему за помощью люди идут и днем, и ночью. Он и глава, и полицейский, и судья в одном лице. Поэтому быть главой – это не работа, а образ жизни. Наверное, какая-то часть этих людей уходит со своих должностей не только из-за штрафов и огромного количества обязанностей, но и из-за непонимания со стороны населения. Ведь решать проблемы села в одиночку, конечно, можно, но очень сложно. Поэтому главе все-таки нужно чуть-чуть помогать. Тогда и села станут у нас заметно лучше.

- Вы поймите, денег будет всегда не хватать, – разводит руками Олег Боронин. – Даже когда бюджет нашего сельсовета станет хоть в шесть раз больше. Поэтому я не жалуюсь. На ситуацию нужно смотреть с оптимизмом. А для этого необходимо ходить и бить ноги. Ни в одном кабинете я не встретил непонимания. Другое дело, что федеральное законодательство идет немного впереди реальной жизни. Существует электронный документный оборот. Время от времени происходит модернизация программного обеспечения органов местного самоуправления. Это здорово. Но программы на компьютерах нужно менять за счет бюджета сельсовета. А лицензионные стоят очень дорого. Тогда я сажусь и начинаю думать: купить щебенку и засыпать ею несколько улиц или мой финансист будет мучиться и выполнять работу по старинке?

Догадываетесь, что выберет любой глава, оказавшийся на месте Боронина? Может быть, поэтому чаще всего финансисты уходят «мучиться» на другую работу.

*   *   *

Кнут сильнее пряника?

Во второй половине июля подал в отставку глава администрации Пригородного сельсовета Каменского района Сергей Лапоногов. Он уже третий в списке каменских управленцев, отказавшихся от власти на селе.

Первым был Вячеслав Стафеев, год назад не пожелавший в очередной раз занять должность главы администрации Рыбинского сельсовета. Благо это место пустовать не осталось, Ольга Маматова взяла на свои плечи груз ответственности за два населенных пункта – село Рыбное и поселок Самарский.

В апреле текущего года свой пост добровольно покинул руководитель исполнительной власти Толстовского сельсовета Александр Шелепов. Его кресло уже три месяца никто не желает занимать.

– Три раза мы проводили конкурс на замещение вакантной должности, но ни одного заявления так и не поступило, – говорит заместитель главы администрации Толстовского сельсовета Людмила Смородина, которая сегодня исполняет обязанности главы. – На последней сессии нашего сельского совета депутатов было озвучено предложение начать процедуру объединения Толстовского сельсовета с соседним Пригородным. Но в связи с последними событиями этот вопрос завис.

Под «последними событиями» Людмила Николаевна имела в виду отставку по собственному желанию главы администрации Пригородного сельсовета Сергея Лапоногова.

– Несоизмеримость груза ответственности и размера заработной платы главы администрации сельского муниципального образования, – поясняет причину своего решения Сергей Иванович. – Зарплата – 12 500 рублей уже с вычетами. А при этом нужно с ничтожным бюджетом устраивать жизнь двух поселений с общей численностью около 800 человек. Штрафы всевозможных контролирующих организаций доходят до пяти тысяч за одно нарушение на руководителя и до десятков тысяч – на сельсовет. А таких нарушений каждый проверяющий выявляет по три – пять за раз. Правда, за год моей работы в качестве главы наш сельсовет ни разу не штрафовали. Но моих коллег из соседних муниципалитетов наложение материальных взысканий не раз загоняло в кредиты. И плюс моральная ответственность. Селяне сегодня хорошо знают обязанности местной власти, но мало кто интересуется, а есть ли в казне деньги на исполнение всех этих полномочий. Очень трудно объяснить людям, жалующимся на бездействие властей в плане ремонта дорог, обновления коммуналки и так далее, что в бюджете просто нет средств.

Примерно такие же аргументы приводят главы, оставившие в Каменском районе свои посты. Об этом говорят и те, кто сегодня продолжает руководить жизнедеятельностью сельских поселений. Осознает проблему и руководство района – кадровый голод есть не только в высших должностях муниципальной службы, но и среди специалистов среднего звена. Невысокие заработки в муниципальной сфере заставляют высококвалифицированных сотрудников органов местного самоуправления искать более прибыльные рабочие места. Сегодня администрация Каменского района старается помочь осиротевшим сельсоветам в подборе кандидатур на должности глав исполнительной власти. Пока эти обязанности будут исполнять заместители: в Толстовском сельсовете – Людмила Смородина, в Пригородном – Евгения Кайзер. Вопрос об объединении этих муниципальных образований остается открытым – решение за сельскими депутатами обеих сторон. Их задача – понять, хотят ли этого их избиратели, и выразить мнение жителей своих территорий.

Наталья ИСАЕВА.

Фоторепортаж