Хотел как лучше – и отодвинул реку от берега

Свой след

00:00, 03 августа 2013г, Общество 3912


Хотел как лучше –  и отодвинул реку от берега Фото №1

Владелец кемпинга в селе Солоновка Смоленского района Владимир Митин сам распорядился, по какому руслу должна бежать горная река. Бульдозером сделал насыпи и добился желаемого. Действовал предприниматель без соблюдения требований природоохранного законодательства. Теперь (цитируем постановление прокурорской проверки) «на участке акватории реки Солоновки протяженностью 569 метров (по направлению на юго-запад от дома № 2 по улице Бобровая заимка) искусственно изменено русло реки путем изготовления 3 буртов». В отношении Владимира Митина возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

О том, что произошло, уже многим известно. Посмотрим своими глазами. 

Получилось как есть

Солоновка находится от райцентра Смоленское в 65 километрах. Село древнее, говорят, основано в 1600 году. Глубинка на слуху. Известность приобрела, когда попала в кандидаты на российский Лас-Вегас. И сегодня местные жители вспоминают, что их деревня едва не стала центром предполагаемой игорной зоны. По признанию тех, с кем довелось пообщаться, сожалеют, что это не удалось. А сельский депутат Юрий Фецерт из поселка Красный Городок, что недалеко от Солоновки, прямо сказал, что люди тогда уперлись, мол, давайте отказываться, девяносто с лишним человек петицию подписали. А теперь, когда видят и слышат, как все здорово обустроено на «Бирюзовой Катуни», кто-то и завидует: там и дорога, и рабочие места, и все остальное.

- Приближается новое публичное слушание: строить или нет малую ГЭС. Мнения разные. С одной стороны, рабочие места, электроэнергия, с другой – тоже сильный довод: как бы не погубить природу, – говорит Юрий Оттович.

Да, все в жизни и сложно, и неоднозначно – не загонишь в идеальные рамки. Вот ведь как – вновь звучит село Солоновка именно в контексте отношения к природе, теперь в новом ракурсе.

Только рукой махнул мой собеседник. Уже многие знают, что владелец кемпинга направил речку Солоновку по другому руслу.

Беседовали мы с депутатом, пока глава сельской администрации Егор Ивлев оформлял справки жителям, неудобно было заставлять людей ждать. Наверное, прекрасно понимал глава, что поездка на Бобровую заимку не будет короткой. Да и на вопросы ему предстояло ответить, прояснить некоторые обстоятельства, о чем заранее предупредила.

Один из них очень существенный, на мой взгляд.

Все ли возможное сделал глава сельсовета для того, чтобы история с незаконным отведением речки прекратилась еще осенью прошлого года? Иными словами, всю ли власть употребил?

Знаю о прошлогодней ситуации, когда ему жители сообщили по телефону, что речка ушла, и ее не обнаружили на привычном месте.

- Я тогда сразу поехал к предпринимателю, его нет дома. Пошел к реке, увидел дамбу, бульдозер, сообщил по сотовому телефону в прокуратуру района. Через какое-то время все-таки дозвонился до предпринимателя, попросил вывести трактор и вскрыть бурты.

По словам главы сельской администрации, он разъяснил владельцу кемпинга законодательство.

А почему та, прошлогодняя ситуация ничему не научила? Мог бы глава проконсультироваться у экологов, законников?

Егор Ивлев ответил:

- Я надеялся, что Митин поймет. Ограничился тогда предупреждением. Человек он грамотный, не было и тени сомнения, что не прислушается.

Наш всегдашний сильный аргумент: хотели как лучше. С одной стороны, молодой глава решил, что его совет убрать дамбу и выпустить воду будет тут же исполнен. Он уповал на порядочность и понимание предпринимателя. (Тем более Владимир Митин сам был когда-то депутатом, так он сказал мне.) С другой стороны, во что это вылилось?

Бобровая заимка – километрах в пяти от Солоновки. Едем туда с главой Солоновской администрации Егором Ивлевым и государственным инспектором Алтайского края по охране окружающей среды Мариной Мамелиной. Смоленский – один из пяти районов, которые она теперь курирует, до этого работала в Локтевском. В новой должности с февраля.

Расспрашиваю государственного инспектора о прокурорской проверке, о первом впечатлении, которое произвела на нее отведенная от берега Солоновка.

Марина Мамелина говорит:

- Я увидела, что нарушено природоохранное законодательство: буртами перекрыто прежнее русло и река пошла по другому пути. Митин сдвинул Солоновку от берега.

Шок

Иначе не назовешь то состояние, в котором оказываешься, приехав на горную речку. Шокируют не лужи с лягушками вместо прозрачного течения. Сколько же времени надо трудиться, чтобы извлечь со дна речного бульдозером галечник и насыпать такие бурты?

Подходит местный житель Александр Стебловский вместе с женой Натальей. Это он защищает речку от беззакония. Александр Николаевич заметил неладное в прошлом году осенью. Бросились тогда узнать, что происходит, кто разрешил, с какой целью прокопана глубокая траншея, деревья – в разные стороны, сообщил главе сельсовета о том, что в русле орудует бульдозер.

«Солоновочку предприниматель так укротил, что отступила она на поля. Деревня проснулась, а реки нет. И рыба хвостом по земле бьет. Народ всполошился. Кто говорил, что, может, это и есть конец света, что вода ушла в разлом земных плит и прочее», – рассказывают жители.

Наталья Стебловская огорчена произошедшим. Она рассказывает об этих дивных местах, о том, что все здешние лога имеют названия. Мимо бежит ручей Орефьев ключ, бьют родники.

- Вот здесь, где вы стоите, текла река еще неделю тому назад.

Не могу представить.

- В природу нельзя вмешиваться таким хамским образом, – отмечает с досадой Александр Николаевич.

- Мы думали, что все закончилось еще в прошлом году. Жители его просили остановиться. А в нынешнем все повторилось: снова бульдозер работал.

Да, здесь все доступно всем, никто с ружьем не ходит и создается обманчивое ощущение, что ты по-хозяйски можешь делать так, как считаешь нужным.

В центре скандала

Почему, не получив разрешения, занялся столь сложными работами? Без расчетов специалистов, их рекомендаций?

Спрашиваю об этом «героя» скандала Владимира Митина.

Видимо, для того, чтобы понятна была ситуация, он ведет меня к зеленой кромке, рассказывает:

- Деревья эти посажены вместе с друзьями, отдыхающими, спортсменами для укрепления берега. Это большая работа. Река подмывает берег, он обрушается, более 6 метров его уже смыло водой. Я за свои деньги спасаю участок.

Говорит, что чистил забитые русла. После весеннего паводка пришлось вынимать хворост, шкуры погибших косуль, был запах, а дети рядом купаются. Пришлось даже пилить пилой спрессованные нагромождения из веток.

Говорит, только на одну дорогу потратил более 60 тысяч рублей, каждый год ее поддерживает. А та дорога, прорезавшая холм? Интересно, а на ее устройство или вообще на любые другие работы с землей нужны ли разрешения? Для обустройства его же бизнеса (здесь занимаются планеристы).

Видно: обижен. В голосе чувствуется досада. Идет в наступление:

- Почему не хотите посмотреть снимок реки сверху – у меня он есть? Там все русла видно, сами можете убедиться, сразу все поймете.

Вот незадача! Меня не надо, выражаясь образно, теснить бульдозером, вы ответьте, Владимир Владимирович, на прямой вопрос: почему без разрешения экологов, водников затеяли столь масштабное дело на горной речке? В крае есть управление природных ресурсов и охраны окружающей среды. Есть единственный за Уралом Институт водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской академии наук. Имеются другие организации и ведомства, где можно в любой момент хотя бы проконсультироваться, спросить, что делать в такой, как у него, владельца кемпинга, ситуации, когда речка подмывает берег твоего участка.

- Что помешало обратиться к специалистам-водникам?

- Слишком в большую копейку обойдется, – говорит он. И тут же спрашивает:

- Я плохо сделал, что расчистил русло?

Спросим эколога

Государственный инспектор по охране окружающей среды Марина Мамелина пояснила:

- Прежде всего необходимо было получить решение на право пользования водным объектом в целях проведения работ, связанных с дноуглублением и изменением берегов. Такое решение выдает управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края.

Как надо было действовать? Собрать пакет документов, необходимый для предоставления в пользование водного объекта, в том числе и гидрологическое заключение, в котором доказываются необходимость и целесообразность данных работ, а также недопущение вреда водному объекту (река Солоновка) при их проведении.

В данный момент по закону необходимо вернуть все в прежнее состояние.

Переспрашиваю государственного инспектора, правильно ли я поняла.

Выходит, владельцу кемпинга придется вновь выводить бульдозер на реку, только теперь уже затем, чтобы убрать самовольно наваленные колоссальные сооружения – бурты из донной гальки, щебня?

Марина Мамелина подтвердила:

- Да, именно так – по закону. И только потом, если Митин получит положительное решение, он может осуществить работы, связанные с дноуглублением и изменением берегов реки. То есть сделать то, что по закону в соответствии с проектной документацией.

Митину вменяется нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение (статья 8.13 КоАП РФ) с наложением штрафа в размере 3000 рублей.

Скупой платит дважды.

Когда материал был готов к печати, позвонила главе Солоновской администрации Егору Ивлеву. Он сказал, что администрацией объект на реке Солоновке взят на контроль.

Факт

Согласно информации управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края в отношении реки Солоновки договор водопользования не заключался, не принималось решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Начальник межрайонного отдела экологического надзора управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края Вячеслав Семдянкин:

- Произошедшее в Смоленском районе на реке Солоновке побудило руководство управления организовать рейдовые мероприятия по выявлению нарушений природоохранного законодательства в рекреационных зонах края.

Мнение

Заместитель руководителя Верхне-Обского бассейнового водного управления Владимир Кормаков:

- На моей памяти было два таких случая, когда пытались самовольно отвести русло рек от берега: в Белокурихе, река Белокуриха, и Алтайском районе, речка Каменка. Стало известно о попытках изменить русла из жалоб жителей. После проверки все возвращено на свое место.

***

Береговая полоса – это территория, на которой никто не имеет права что-либо строить, отгораживать.

Заместитель прокурора Смоленского района Илья Куксин на вопрос, информирована ли прокуратура района о том, что владелец кемпинга вел работы на Солоновке еще осенью прошлого года, ответил отрицательно. Сигналов об этом не поступало. 

Фоторепортаж