Сердце города

00:00, 05 июля 2013г, Общество 2089


Сердце города Фото №1

Краеведы много-много лет добиваются сохранения этого места, а ещё лучше – превращения его в музей или культурно-исторический центр.

Барнаульский кремль

В 1741 году статскому советнику Акинфию Демидову было высочайше дозволено построить крепость при Барнаульском заводе с деревянным кремлём. Но, видимо, торопясь окончить возведение предприятия по переработке руд, он ограничился устройством временного укрепления в виде деревянного заплота в столбах общей протяжённостью 282 сажени, или 487 метров. Над ним возвышалась лишь одна башня – там размещалась контора, или демидовский двор и два бастиона.

Охранные башни в заводском сибирском посёлке построили к осени 1746 года, уже после смерти Акинфия Демидова. В кабинетский период, когда завод у основателя Барнаула отобрали в казну, территорию завода обнесли «рогатнёй». Крепости в ту пору возводились двух видов: по-острожному, тыном, частоколом – вкопанные в землю торчком заострённые столбы из брёвен, жердей или в заплот (горизонтально), закреплённые в пазы.

А башни при них, как и во всех сибирских острогах, были проезжими и глухими. Барнаульское укрепление охватывало территорию по обе стороны реки Барнаулки.

На территории крепости также размещались пять (по другим данным – восемь) пушек, кирпичный сарай для хранения пороха и ядер и все хозяйственные и административные постройки завода: две «плавиленные», две цилиндрические духовые, обжигательная и меховая фабрики, пильная (лесопилка) и хлебная мельницы, кузница и слесарня, плотничья изба (из разломанной старой школы), сушилка, склады для хранения дёгтя и смолы, «полагания лодок и судовой снасти» (на правом берегу Барнаулки), кирпичная «важня» (весовая), заводская лаборатория, каменный архив, гауптвахта и тюрьма «с обыскательной комнатой».

Позже, в середине XVIII века, оборонительные сооружения посёлка перестроил управитель Барнаульского сереброплавильного завода Иоганн Христиани. Получилось как бы две крепости. Заводская, проходившая по плотине пруда, охватывая территорию завода, её при некотором воображении можно было представить кремлём. Вторая большая крепость окружала весь заводской посёлок. Она имела главную, или большую, башню и колокольную (с семью колоколами), располагавшуюся там, где до недавнего времени была проходная Барнаульской спичечной фабрики с аркой. Ещё одна башня высилась в районе современной площади Свободы. И, наконец, проезжая башня находилась на плотине пруда. Собственно говоря, плотина была четвёртой стеной крепости.

 

Серебро – под ногами

Иоганн Христиани постепенно превратил крепость из военного укрепления (поселение находилось вдалеке от границ) в сторожевую территорию завода, защищавшую лишь производственные помещения, драгоценную руду и выплавленное на предприятии серебро от расхищения.

Ведь Барнаульский завод был самым большим сереброплавильным предприятием в империи. Ежегодно он давал от 2 до 7 и даже 16 тонн драгоценной продукции. Сереброплавильные предприятия Алтая многие десятилетия выплавляли до 90 процентов всего этого металла в России. А шлаком с кусочками отработанной руды мостили дороги и гатили болотистые низины в черте города. В каждом таком фрагменте осталось до трети невыделенного драгоценного металла. Недаром же раньше столичные издания писали, что жители Барнаула ходят по серебру.

В 1773 году крепость ещё значилась в документах. В 1780 году управляющий заводом отправил в столицу рапорт о её ненужности с предложением о снятии охраны. Крепостные башни за ненадобностью разобрали, казачий отряд перевели служить на Колыванскую оборонительную линию. Крепостная площадь стала центральной. От неё взяли начало улицы. Первой из них была Ряпосовская, крайняя на левобережье Барнаулки – сейчас её нет.

В 1780 годы, по описаниям, бывшая крепость уже представляла собой просто заплот, обыкновенную стену без башен. А после мощного наводнения в начале мая 1793 года «крепость разрушена и зубья железные потратились. Обнесено, но зубья уже не сделаны».

В наши дни от крепости почти не осталось и следа.

 

Историко-культурный центр

В советский период неоднократно рассматривался вопрос о воссоздании Барнаульской крепости с кремлём. Но всё как-то было недосуг...

К началу XXI века вид построек оказался плачевным. Кирпичная кладка разрушается, осыпаются карнизы, арки, колонны, требуют замены деревянные двери и рамы окон. Некоторым историческим зданиям надстроили дополнительные этажи или пристроили современные гаражи и производственные помещения. В одном цехе обнаружилась старинная арка во всю стену, в другом – огромный токарно-винтовой станок 1750 года выпуска. Причём в рабочем состоянии!

Требуют реконструкции мосты через речку Барнаулку, оставшаяся часть старинной плотины у бывшего заводского пруда, очистки – берега и дно речки.

В середине 2007 года общественности был представлен проект реконструкции бывшего сереброплавильного завода. ООО «Алтайград» заявило, что собирается построить историко-культурный центр с реконструкцией в первоначальном виде сереброплавильного завода и других старинных зданий. Инициатор строительства – генеральный директор ООО «Алтайград» Григорий Гаврилов подчёркивал, что это не совсем коммерческий проект. Если бы речь шла только о зарабатывании денег, его концепция была бы другой.

По проекту архитектора Петра Анисифорова на восьми с лишним гектарах площади в границах улицы Ползунова, проспектов Красноармейского, Социалистического и площади «Спартак-2» предполагалось разместить город в городе. Здесь намеревались возвести несколько кварталов: немецкий, азиатский, русский с соответствующей архитектурой, кухней и обслуживающим персоналом в национальных и исторических костюмах, а также кафе, закусочные, игровые и спортивно-оздоровительные заведения, выполненные в едином стиле. Но это всё современные штучки, не имеющие отношения к барнаульским древностям.

А про старину было заявлено, что здания XVIII века восстановят в первоначальном виде, ненужные производственные корпуса разрушат. На их месте появятся музеи, выставочные залы, галереи и город мастеров, демонстрирующий различные ремёсла. Всего будет около ста видов досуга для детей и взрослых.

По словам Гаврилова, на окончательную доработку проекта хватило бы одного года и ещё пять – на реконструкцию старых зданий и строительство новых.

Увы, в 2008-2009 годах разразился мировой кризис.

Архитектор Пётр Анисифоров, работавший над тем проектом около полутора лет, вспоминает о Григории Гаврилове с грустью: «Он отнёсся к делу серьёзно и патриотично… Но потом всё это остановилось из-за финансовых затруднений «Алтайграда».

Вот уже прошли обещанные и год, и пять лет, а историко-культурный центр с реконструкцией в первоначальном виде помещений сереброплавильного завода и других старинных зданий, сооружений и строительством кремля так и не появился…

 

Памятник… в нагрузку

Объект оказался в руках другого хозяина, который приобрёл его в нагрузку. Новый владелец сердца города – крупный, но неустойчивый агропромышленный холдинг, задолжавший банку 20 миллиардов рублей. Понятно, что до серьёзной реконструкции уголка старины компании нет никакого дела.

Впрочем, комплекс сооружений сереброплавильного завода Барнаула поставлен на государственную охрану указом президента России от 1995 года (до этого аналогичный акт принимал в 1974 году Алтайский краевой совет депутатов трудящихся). А это означает, что органы власти обязаны контролировать происходящие на территории комплекса процессы.

Недавно администрация Барнаула объявила, что собирается сделать бывший сереброплавильный завод главным объектом создаваемого в краевой столице туристического кластера. Вот только о других пока неизвестно, а ведь есть ещё НИИ садоводства, улицы старого Барнаула, ленточный бор, музеи, парки, планетарий и много чего ещё. Но чиновникам, конечно же, виднее…

Как сообщают СМИ, проект кластера якобы уже заказан, на его реализацию выделен миллион рублей. Институт архитектуры и дизайна АлтГТУ, исполнитель этого госзаказа, планирует завершить работу к осени 2013 года.

Сергей Боженко, архитектор проектного бюро «Пятое измерение», один из руководителей рабочей группы, рассказал журналистам: «Пока есть только мысли вслух, но предложения такие: восстановить все объекты, находящиеся на территории, и сделать культурно-исторический центр. В планах – воссоздание части водоспускного жёлоба на реке, строительство двух пешеходных мостиков через Барнаулку, обустройство берегов – восстановление бревенчатого берегоукрепления, частичная реставрация старой деревянной крепости. Хотелось бы зафиксировать самую первую улицу Барнаула, которая называлась Ряпосовской. Предложим создать также канатную подвесную дорогу, которая соединит территории бывшего сереброплавильного завода и бывшей ВДНХ. Хотелось бы запланировать и частичное восстановление сада. В самих зданиях же, на мой взгляд, должна быть исключительно музейная экспозиция – нужно использовать помещения бывших фабрик под расширение краеведческого музея. Он ведь обладает такими запасниками, что рядом можно ещё четыре таких музея поставить, площадей не хватает».

Дизайнер Александр Целовальников, размышляя о бренде Барнаула, отмечает: «На мой взгляд, Барнаул – серебряный, потому что это была серебряная провинция России. На бывшем заводе можно было бы организовать ремесленные мастерские, какие-нибудь бутики, связанные с ювелирным делом. Позвать из средней полосы мастеров по серебряной финифти, наладить производство серебряной сувенирной продукции – медалей, монет и тому подобного. Консервацией в данном случае ничего не решить. В связи с чем обозревать эти развалины? Я понимаю – римские руины. Они куда более древние и гораздо сильнее заряжены историей. На Барнаульском заводе Цезаря никто не убивал, гладиаторы не сражались. А вот то, что в нашем городе в своё время выплавлялось практически всё серебро Российской империи, – это круто».

Фоторепортаж