Жизнь сквозь смех: алтайский врач-кардиолог пишет юмористические рассказы

18:34, 20 октября 2023г, Культура 1001


Жизнь сквозь смех: алтайский врач-кардиолог пишет юмористические рассказы Фото №1

Врач-кардиолог, преподаватель АГМУ и при этом член Союза российских писателей, неоднократный победитель краевых и российских литературных конкурсов Станислав Танков в свои неполные 30 лет выпустил 5 книг юмористических рассказов, пользующихся большой популярностью у читателей.

Учусь у классиков

В жанре юмористической прозы традиционно мало авторов, поэтому чтение рассказов Станислава Танкова в краевой библиотеке им. Шишкова вызвало наш живейший интерес. Он одержал победу в литературном конкурсе в 11-летнем возрасте, затем были российские и краевые победы, в том числе в номинации «Лучшая книга художественной прозы» на краевом фестивале «Издано на Алтае». Автор уверен, что успехом он обязан в первую очередь своей бабушке Тамаре Александровне, учительнице младших классов, и руководителю литературной студии Фариде Габдрауповой. Литературному стилю учился у сатириков 1920-х – 1930-х годов и в целом у классиков.

– Мои ориентиры в творчестве: Ильф и Петров, Зощенко, возможно, ранние рассказы Шишкова. Люблю раннего Аверченко с его добрым юмором, хотя роман, написанный им в период эмиграции, – «Шутка мецената» – тоже очень хорош. При этом я не копирую классиков, следуя завету Максима Горького. Он говорил: «Учитесь у всех, не подражайте никому». Есть авторы, работавшие в реалистическом ключе и при этом создававшие великолепные комические образы. Из писателей XX века я люблю Шукшина, Фадеева, Бондарева. Это уже стопроцентные классики. Гиперреализм в описании человеческого дна меня отвращает от некоторых романов из современной прозы. Но она еще пройдет проверку читателями и временем. Ведь если коснуться иронической прозы 1920-х – 1930-х годов, обычно называют два – три известных имени, а между тем была целая плеяда выходцев «Сатирикона», – считает Станислав Танков.

Литература и медицина

Как знаток классической литературы Станислав Танков не может без нее обойтись и на своих занятиях со студентами. Многие знаменитости чем-то болели или умерли от какого-либо заболевания. Преподаватель разбирает на парах отдельные случаи. Вот, например, Александр Блок долгое время страдал инфекционным эндокардитом. По мнению исследователей, угнетение психоэмоциональной сферы сказалось на его творчестве. Символизм образов, мрачность у поэта могут быть продиктованы заболеванием. У Ивана Андреевича Крылова был синдром Пиквика, он засыпал в кресле из-за гипоксии. С Гоголем связано много неразгаданных тайн. Некоторые считают, что он был болен шизофренией. Общеизвестно, что в одном из издательств автора попросили убрать в повести «Вий» описание всех чудовищ, так как они были слишком детальными и реалистичными. Обычный человек вряд ли обладает столь буйной фантазией. Еще одна тайна связана со смертью писателя. Есть версия, что Николая Васильевича похоронили живым в состоянии кататонического сна, так как при его перезахоронении в тридцатые годы XX века, со слов очевидцев, скелет писателя был развернут в гробу, хотя документы, свидетельствующие об этом, еще не рассекречены. Если взглянуть на роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова с позиции психиатра, то там две реальности. При онейроидном бреде у больных присутствует раздвоенность сознания. Булгаков употреблял морфий в лечебных целях. Возможно, что вторая реальность навеяна болезнью.

– Иногда на примере героев классических произведений мы со студентами разбираем клинические проявления заболеваний, которыми страдали персонажи. У Гоголя в «Старосветских помещиках» Афанасий Иванович страдал язвой двенадцатиперстной кишки, поэтому прием пищи снимал болевой синдром. У Валентина Распутина в «Прощании с Матёрой» Дарья вспоминает, как умирала ее мать, в ее рассказе улавливаются симптомы тромбоэмболии легочной артерии. Бывает, что мы читаем стихи в начале занятий, если у кого-то из поэтов памятная дата, – рассказал прозаик.

Рождение историй

Очередная книга, вышедшая в прошлом году, «Гостинцы из Криволапихи» – сборник рассказов о героях из выдуманной деревни Криволапиха. Кроме того, так называется ключевой рассказ сборника, в котором парень приезжает из деревни в городскую поликлинику получить санкнижку, нагрузившись вареньем и наливками в подарок врачам. С ним случается масса забавных историй. И хотя никакой санкнижки он в конце концов не получает, все равно приглашает всех докторов к себе в гости в деревню.

– Мои герои – самые обычные люди. Это те, с кем я встречаюсь в автобусе, трамвае. А когда приезжаю в деревню к родственникам, для меня это тоже бесценный материал для творчества.

Нельзя сказать, что это история одного человека. Герой списан с одного, история, которая с ним произошла – с другого, и т. д. В общем, рассказы основаны на реальности, но они порядком мной переработаны, чтобы характеры и ситуации смотрелись более выпукло, гипертрофированно. Я люблю своих героев. В моих персонажах кто-то может узнать себя, посмотреть со стороны на поступки, которые он порой совершает. Если сравнивать мои ранние и поздние рассказы, то становится очевидным, что некоторые детали в ранних рассказах излишни. Например, самая яркая деталь в описании героя – усы или брови. Но зачем они? Со временем я научился точнее работать над деталями. Если они играют какую-то роль в истории, то я их раскрываю. Если пейзаж подробно описан, то тоже не случайно. Например, идет герой, смотрит себе под ноги. Что он может там увидеть? Разбитый тротуар или еще что-то подходящее. Декорации должны отражать характер героя, работать на сюжет. Это кропотливая работа, – говорит Станислав Валерьевич.

Особую деликатность автор проявляет в описании историй, связанных с медициной, поскольку не всякий курьезный случай этично выносить на всеобщее обозрение.

– Коллеги читают мои рассказы, говорят, что я довольно правдоподобно описываю жизнь и быт современных врачей. В общем, пока претензий не встречал, и с дубиной за мной никто не гонялся, – шутит Станислав Танков.

Автору юмористических рассказов присуща самоирония.

– Я люблю над собой посмеяться. Многие случаи, описанные в рассказах – результат того, как я попадал в комические ситуации. Когда я был студентом, увлекался шахматами. И на одном из соревнований произошла путаница. Регистратор ошибочно занес меня в возрастную категорию, где соревновались дети 7–10 лет. Я пытался отказаться от участия, но мне сказали «надо», поскольку это был базовый турнир и отказ от участия в нем закрывал доступ к дальнейшим соревнованиям в течение года. Я две недели играл в поддавки с ребятишками. Спустя какое-то время родители юных шахматистов со мной уже за руку здоровались. А один мальчик мне сказал: «Вы, наверное, своим одногодкам все партии продули, вот вас сюда и отправили». Я не стал возражать, а потом из этой истории родился рассказ про Федю Шпингалетова, – говорит Станислав Валерьевич.

Надеемся, что вас заинтересовал молодой автор юмористических рассказов. Его произведения можно найти в библиотеках края и на сайте Проза.ру.

Справка

Станислав Танков родился в Барнауле в медицинской семье. В юности получил музыкальное образование по классу баяна. Является автором книг: «Избранная проза», «Жгущий карман», «Один в один», «Улыбочку!» и «Гостинцы из Криволапихи». Книга «Улыбочку!» издана на средства гранта Министерства культуры Российской Федерации. Сборники юмористических рассказов «Один в один» и «Улыбочку!» на фестивале книги «Издано на Алтае» удостоены звания лауреатов в номинации «Лучшая книга художественной прозы» (2018 год и 2020 год). Под его редакцией выпущен сборник произведений молодых авторов Алтайского края «Здесь неба хватит для любого…», изданный при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Станислав Танков с отличием окончил лечебный факультет Алтайского государственного медицинского университета, работал врачом кардиологического отделения Больницы скорой медицинской помощи. В настоящее время преподаватель кафедры факультетской терапии и профессиональных болезней Алтайского государственного медицинского университета.

Фоторепортаж