В Барнауле открылась выставка живописи и декоративного искусства советских классиков

08:16, 28 ноября 2022г, Культура 775


В Барнауле открылась выставка живописи и декоративного искусства советских классиков Фото №1
В Барнауле открылась выставка живописи и декоративного искусства советских классиков Фото №2
В Барнауле открылась выставка живописи и декоративного искусства советских классиков Миниатюра №3
В Барнауле открылась выставка живописи и декоративного искусства советских классиков Миниатюра №3

Фото Евгений НАЛИМОВ

В краевом центре работает выставка живописи и декоративного искусства советских классиков, посвященная 100-летию образования СССР.

Ее кураторы – сотрудники Художественного музея Алтайского края смогли раскрыть поистине необъятную тему в 30 произведениях, от художественного стекла и миниатюрных фигурок, вырезанных из кости моржа, до программных полотен.

Как и в Алтайском краеведческом музее, где свою выставку на эту же тему открыли буквально месяц назад, искусствоведы ГХМАК решили сосредоточиться на положительных сторонах неоднозначной советской эпохи. Но и такой подход не упростил их работу над экспозицией, которая заняла около полутора лет.

О чём сейчас вспоминают?

Как говорит куратор выставки «Страна Советов», научный сотрудник Юлия Манякина, сложность в том, что в собрании нашего Художественного музея теме СССР так или иначе посвящено порядка восьми тысяч (!) произведений. Во временном здании ГХМАК организовать масштабную экспозицию невозможно, поэтому отбор был суровым.

– Мы решили рассказывать не об истории Советского Союза, а о том, о чем сейчас вспоминают люди, которые там жили, – объясняет Юлия Манякина. – Поэтому довоенное искусство мы не взяли. Заглавной у нас стала вот эта работа московского художника академика Михаила Кугача «ЗИЛ. Кузовной цех» 1972 года. В последний раз барнаульцы видели ее 20 лет назад. Очевидно, что для Кугача важнее всего портретные образы, поэтому на полотне можно насчитать пять главных героев и десятки второстепенных персонажей, подчеркивающих массовость и масштаб производства.

И не меньше, чем уходящая вдаль перспектива цеха, завораживает красота этих лиц, по-рембрандтовски подсвеченных таинственным золотистым сиянием.

Настоящая поэзия

«Советский дух», который пытались воссоздать сотрудники музея, сосредоточен не только в алых знаменах и оптимистичных лозунгах, мелькающих на холстах. Сама идея отправиться на завод писать картины сегодня кажется удивительной. Но к производственной теме, центральной в позднесоветском искусстве, подходили по-разному. И рядом с полотном Кугача висит удивительный натюрморт барнаульской художницы Майи Ковешниковой «В химической лаборатории» 1967 года. Она когда-то вспоминала, что в тот момент ее больше всего увлекла красота и прозрачность стеклянных колб, стоящих на окне на фоне почти импрессионистического зимнего пейзажа, и в его снежном уюте не сразу узнается обычная заводская проходная.

– Это поэзия и настоящий гимн труду, – говорит о натюрморте заведующая выставочным сектором ГХМАК Светлана Артюхова. – Вообще, несмотря на то что работ получилось немного, здесь есть все: и московская школа, и ленинградская, и сибирские художники, и наш Алтай. А на первом этаже потрясающие вещи космонавта Алексея Леонова, написанные в соавторстве с советским художником-фантастом Андреем Соколовым. Без космоса мы обойтись не могли.

Как рассказал старший научный сотрудник музея и куратор Александр Федотов, два больших холста «Нивы Алтая» и «Утро Алтая» Леонова и Соколова попали сюда по линии Министерства культуры после огромной республиканской выставки, прошедшей в Барнауле и Москве в начале 1980-х. Есть легенда, что на орбите космонавт Леонов имел возможность делать зарисовки карандашом. Совместно с Андреем Соколовым он создал большие серии работ, причем некоторые их картины были отпечатаны на советских марках…

Тоска по школе

Сотрудники ГХМАК подчеркивают, что представленные произведения – гордость барнаульского музея, большинство из них войдет в постоянную экспозицию, когда будет достроено основное здание на площади Октября. Ведь разговор об отечественном искусстве ХХ века невозможен без дипломной работы Бориса Корнеева в Институте им. Репина «Школьники на концерте в Ленинградской филармонии» (1952) или картины народного художника, лауреата Ленинской и двух Сталинских премий Юрия Пименова «Капитель. Украшение колонны» 1946-го, без темы БАМа или целины (они тоже отражены на выставке).

А искусствовед, профессор, член президиума Российской академии художеств Михаил Шишин на открытии выставки «Страна Советов» обратил внимание присутствующих на качество живописи, сегодня почти невозможное:

– Буквально вчера в стенах Академии художеств говорилось о том, что одна из главных задач – возрождение отечественной школы живописи. Многие страны свои школы уже потеряли. Недаром в Лондоне сейчас охотно покупают советский суровый стиль: сюжет уже никого не интересует, дайте настоящую живопись! И в этой выставке заключена тоска искусствоведов и зрителей по подлинному искусству.

Между тем экспозицией в Художественном музее не ограничились, создав еще и электронный каталог, в который вошло 50 произведений живописи и декоративного искусства 33 авторов с небольшими аннотациями. Его можно скачать на странице выставки «Страна Советов» на сайте ГХМАК.

Новости партнеров
Фоторепортаж