Жители Волчихинского района могут остаться без внутрирайонных перевозок

10:00, 11 июня 2016г, Транспорт 1986


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

«Пазик», пылящий по грунтовой дороге, был и остается для многих сельских жителей единственным видом транспорта, которым можно добраться до райцентра. Меж тем руководители автотранспортных предприятий все чаще прогнозируют: жить внутрирайонным перевозкам осталось недолго. «Судя по сложившейся ситуации, год, не больше», – предполагает директор Волчихинского АТП Михаил Усанов.

12:0 в пользу нелегалов

К автостанции райцентра мы подъехали под крики зазывал-частников: «На Рубцовку, на Рубцовку…» Прежде в 8.45 отсюда уходил рейс местного АТП Волчиха – Рубцовск, сейчас пассажиров забирают частные извозчики.

– Цена такси – 250 рублей с пассажира,  у нас билет в мягкий автобус – 187, но не продано ни одного билета, зато таксисты под завязку, – недоумевает кассир автотранспортного предприятия Наталья Ипатова. – Можно было бы предположить, что с частниками едут те, кому надо пораньше попасть в Рубцовск. Но нет, нелегалы подъезжают к автостанции как раз ко времени отправления автобуса, то есть они берут наших пассажиров. Не спрашивайте, я не знаю, почему люди платят больше и едут с «левыми» водителями, пренебрегая безопасностью…

Завидев камеру и диктофон, трое бомбил, чьи призывы ехать «на Рубцовку» еще пять минут назад оглашали окрестности, словно в воздухе испаряются. Остаются растерянные пассажиры. Один из них, Владимир, отвечает вопросом на вопрос:

– У меня в Рубцовске бабушка, навещаю её часто. Раньше ездил на автобусе, теперь он не ходит. Железной дороги у нас нет. А на машине быстро и удобно.

– Но рейс как раз и отменили из-за отсутствия пассажиров. Автобус не может идти пустым. Вы об этом не думали?

– …

Когда нельзя, но очень хочется

Тем временем к автостанции подходит ПАЗ внутрирайонного сообщения, вернувшийся с самого протяженного маршрута. Он доставил в райцентр жителей шести отдаленных сел. Рейс этот самый что ни на есть социальный. Пассажирам, в основном пожилым, кому – в больницу, кому – в соцзащиту. Времени у людей в обрез, но возможности высказаться «на камеру» они не упускают, организуют стихийный сельский сход. Разговорами о том, что могут закрыть нерентабельные сельские рейсы, напуган каждый из них.

– Не все могут заплатить частнику, пенсионерам автобус нужен, – рассуждает Анна Кузьмина из Селиверстово. – Как депутат села, я обращалась к нашему представителю в АКСЗ Кондратьеву. Он ответил, что рейс не наполняется, а потому дотации ждать не стоит. Раньше автобус ходил ежедневно, теперь лишь два раза в неделю. Вчера у меня зуб разболелся. Как быть? «Скорая» на острую зубную не едет, а таксисты заламывают цену 1200 рублей. На наши пенсии не наездишься...

– Врачебный прием – это только в районе. Вот и тянем до последнего, до приступа, чтобы уж железно «скорая» забрала. Что с нами будет, если отменят этот автобусный рейс? – поддерживает тему Евдокия Горбатикова.

До трассы, где идет автобус, еще дойти надо. Кому – километр, кому – два, как Надежде Артеменко из Приборового, весной и осенью – по распутице. «У нас даже грейдер не ходит, все не допросимся у главы района, хотя и обращались к нему несколько раз, – возмущается женщина. – Как зайти в село автобусу, если дороги нет? А ведь у нас около 400 человек живет…»

Настроение диспетчера автопредприятия Ирины Луневой на нуле:

– Мы с водителем с 5 утра на ногах – и вот что наездили. Два билета продали в Малышевом Логе, два – в Селиверстово, один – в Солоновке. Немного Правда выручила, там мы 10 пассажиров взяли, но такое редко бывает. Таксисты всех наших клиентов прямо по домам собирают. Как с ними конкурировать?

Водитель Юрий Круглов на этом маршруте с 1983 года. «Пассажиры мне уже как родные, мы состариться успели друг у друга на глазах. Не было таких трудных времен, сколько работаю», – сетует немногословный Юрий Михайлович, докурив третью за время эмоционального разговора сигарету.

В Селиверстово живет более двухсот пожилых людей, столько же – в Солоновке, немногим более трехсот – в Вострово. Стоимость единого социального проездного билета для пенсионера – 850 рублей. Но когда в район нужно срочно, а следующий автобус только в пятницу, деваться людям некуда, платят таксисту. Конечно, в селе это «сосед соседа попросил», а не специализированная служба.

Экономика пустоты

В доперестроечную эру парк АТП насчитывал 100 с лишним автобусов – сейчас всего 22, количество работников за эти годы сократилось со 185 до 22. Автобусы отправлялись по селам трижды в день, сейчас трижды в неделю, да и то почти пустыми.

Проблема автобусных перевозок в границах района отнюдь не районного масштаба. Общаясь с коллегами по краю, директор Волчихинского АТП Михаил Усанов убедился: везде так. Рентабельность рейсов не нулевая даже – отрицательная. Вот если бы их дотировали… Михаил Андреевич приводит пример железной дороги. Пригородные поезда канули бы в Лету, несмотря на социальную значимость. Ситуацию спас край дотациями на билеты.

– Чудес не бывает, и нас дотировали до 90-х годов ХХ века, – констатирует Михаил Андреевич. – Муниципалитет нас поддерживает как может, но рассчитывать приходится на свои силы. А экономика «пустых автобусов» такова. По пригородным рейсам район в 2015 году возместил АТП 385 тысяч рублей за перевозки по единому социальному проездному, но убытки превысили полмиллиона. Иллюзий по поводу самостоятельного выживания АТП у меня нет. Сейчас очень сложно работать из-за нелегалов. Большую часть наших пассажиров они забирают себе, и бороться с этим почти невозможно.

Причины снижения пассажиропотока названы. С одной стороны, люди, которые выбираются в райцентр лишь по крайней надобности. С другой – нелегалы, всегда готовые заработать на проблемах ближнего. Как говаривал Марк Твен, есть ложь, есть наглая ложь и есть статистика. А она такова: нет сегодня ничего проще, чем стать таксистом. Научился рулить, обзавелся колесами – вуаля, ты в бизнесе! Нелегалы сейчас держат весьма крепко рынок перевозок. Им же не нужны обязательные для водителей автобусов медосмотры, стаж работы, ГЛОНАСС-навигация, лицензия. Более того, если вместимость автомобиля менее 8 человек, по закону вообще трудно что-либо доказать. Водитель везет куда-то своих знакомых. Разве можно считать это нелегальным предпринимательством? Загляните ради любопытства в компьютерную программу «Попутчик». По сути, это онлайн-диспетчер, работающий по весьма востребованной системе раннего бронирования вне поля зрения контролирующих служб. Вопросы по поводу легальности задавать бесполезно. Ответ тут только один: «Вам с шашечками или ехать?» Получается, у нелегалов – не у легитимных перевозчиков! – конкурентные преимущества.

Альтернативы нет

Первый заместитель главы администрации Волчихинского района Сергей Вишник подтверждает: факты незаконного предпринимательства в сфере пассажироперевозок доказываются непросто, особенно когда инспекция Ространснадзора в Барнауле, за триста с лишним километров от Волчихи.

Волчихинское АТП попало в замкнутый круг проблем. Сократив число автобусных рейсов из-за их убыточности, предприятие невольно уступило нишу нелегалам. Ведь у людей свои планы, и они не совпадают с графиком движения автобусов. А когда есть спрос, предложение будет обязательно. Но ситуация далеко не безнадежная, по мнению Сергея Николаевича.

– Даже при самом напряженном бюджете по разным программам мы поддерживаем социальные маршруты в рамках правового поля. Сейчас, например, автопредприятию переданы полномочия выполнять рейсы по Волчихе с годовой дотацией 200 тысяч рублей, а также три автобуса, собственность муниципалитета, в безвозмездное пользование. На мой взгляд, сегодня надо более гибко подходить к организации маршрутов, если хочешь на них остаться. Например, делать остановку прямо у ЦРБ, куда в основном и едут утром люди. Нехитрые маркетинговые ходы помогут выдержать конкуренцию и сделать услуги Волчихинского АТП привлекательными для пассажиров. Тем более что даже сейчас, когда число рейсов снижено, транспортного коллапса не наблюдается.

Для Волчихинского АТП есть по крайней мере три повода надеяться на лучшее. Во-первых, сами сельчане. Как и сорок лет назад, они ждут автобуса «на райцентр». Во-вторых, новый принятый закон о транспортном обслуживании населения. Он делит маршруты на коммерческие, окупаемые за счет АТП, и социальные, по которым предусмотрено возмещение затрат из муниципального бюджета. После принятия необходимых подзаконных актов, возможно, именно этот нормативный документ определит будущее АТП, которому при всем многообразии нелегалов альтернативы нет.

В ожидании лучших времен директор Усанов и районные власти думают, как оптимизировать расходы предприятия и вывести сферу внутрирайонных перевозок из перманентного кризиса.

Новости партнеров
Фоторепортаж