Заслуженный артист России Алексей Самохвалов отмечает 95-летие

11:10, 27 марта 2017г, Культура 1068


Заслуженный артист России Алексей Самохвалов отмечает 95-летие Фото №1

Всемирный день театра отмечают 27 марта. А патриарха сибирской сцены заслуженного артиста России Алексея Самохвалова в этот день будут поздравлять еще и с 95-летием.

Ровесник своего первого и главного театра (барнаульской драме тоже 95), он и в этом сезоне выходил на сцену: в спектакле «Два ангела, четыре человека» по пьесе Виктора Шендеровича Алексей Николаевич играет Ликвидатора.

Вообще, к своему возрасту и весу в театральном мире Алексей Николаевич, кажется, относится с некоторой иронией: прошлой осенью в беседе с «АП» он рассказывал:

– Сибирские театры я по-прежнему знаю хорошо – их репертуар, спектакли. Потому что присутствую на каждом фестивале «Ново-Сибирский транзит» и смотрю постановки. Саша Кулябин, директор театра «Красный факел» и мой ученик, привозит меня в Новосибирск как пугало: я же старейший артист Сибири! Это я шучу, конечно, но если серьезно, 75 лет я работаю, прошел шесть театров, а сколько гастролировал, сколько у меня знакомых из нашей актерской касты! Недавно даже звонили с Камчатки, где я тоже работал, поздравляли с очередной датой…

Странствующим рыцарем театра называет артиста театровед Елена Кожевникова. Действительно, Самохвалов служил в театрах Сибири, Дальнего Востока. В советское время, вспоминает он, артист просто обязан был периодически переезжать, театрам необходима свежая кровь. Кстати, театроведы отмечают, что по списку сыгранных им ролей можно запросто восстановить полную репертуарную картину отечественного театра всего прошлого века и начала нынешнего. Но где бы артист ни работал, в конечном счете всегда возвращался в Барнаул в свой первый театр и в 1974 году вернулся окончательно.

Многие знают, что впервые на сцену Самохвалов вышел в 15-летнем возрасте: в барнаульском театре драмы ставили пьесу «Алькасар», режиссеру понадобилась бригада школьников и рослого восьмиклассника выбрали в числе других ребят. «А когда молодой романтик попадает в театр, бросить его уже невозможно», – улыбается артист.

Правда, между началом учебы в театральном училище и настоящей работой на сцене вклинилась война. В своих воспоминаниях артист писал: «22 августа 1941 года я получил повестку. Все произошло мгновенно, никаких сборов-соборов не было. В один день в Центральном райвоенкомате была сформирована команда из 41 человека – набрали нас специально для Иркутского авиационного училища».

Послужить в авиации Самохвалову было не суждено: со своим богатырским ростом он занимал слишком много места в кабине самолета. Юношу переправили на Забайкальский фронт на станцию Карымская Транссибирской магистрали, имевшую стратегическое значение, поскольку одна из ее веток уходила в Маньчжурию. Там в артиллерийском зенитном дивизионе он первым из сослуживцев получил значок «Отличный разведчик».

За более чем 70-летнюю театральную жизнь несколько раз Самохвалов становился директором, хоть и не питал особой любви к этой должности: «Это не для меня. Я откровенный, тут похвастаться нечем – что думаю, то и говорю. Не очень уживчивый с начальством. Не очень люблю просить, клянчить, ходить доказывать что-то. Каким должен быть идеальный директор? Он должен быть творческим человеком. И, несмотря на то что это почти невозможно, любить актеров. Это трудно! Тщеславие, злословие – вот недостатки нашей братии. Но актер просто обязан быть тщеславным, иначе зачем он работает? Каждый стремится быть лучшим, из-за этого и спектакли удаются».

А еще десятки спектаклей Алексей Николаевич поставил как режиссер, причем из них лишь несколько – взрослых.

– Детские спектакли – моя стихия, я переставил весь сказочный репертуар, который тогда шел на сценах, и, надо сказать, были удачные постановки, – вспоминает артист. – Я этим дышал, мне было легко! Режиссура – самое сложное в театре, но тут я хорошо понимал, что и зачем делаю, и знал, что дети поймут меня. Да и с актерами над сказкой легче работать. Шекспира объяснить – задача не для каждого, потому и провалов больше всего бывает именно в классических пьесах. А над сказками я с превеликим удовольствием работал!

Фоторепортаж