Загадка Эмге

14:50, 15 июля 2018г, Культура 1445


1
1
1
1
1
1
1
1
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра

Небольшая публикация из серии «По страницам старых газет», обрастая именами и фактами, подарила удивительные находки. Благодаря «Жизни Алтая» мы открыли для себя талант выпускника Сорбонны Алексея Громова, узнали о его потомках – знаменитой в творческом мире семье Комовых.

Неслучайная находка

Барнаул, одетый в камень, асфальт и стекло, перед началом штормовой погоды напоминает о прошлом. Чем? Внезапной пыльной бурей, неизвестно откуда взявшейся: вроде и песка-то на улицах города не много… А ведь раньше, каких-то сто лет назад, дразнили наш город Пескопыльском!

В газете «Жизнь Алтая» нашла я материал «По Алтаю. (Путевыя заметки)», перепечатанный из «Сибирской жизни». Вот какую разницу между двумя сибирскими городами увидел автор текста сто лет назад:

«О Барнауле много говорить не буду. Определенно известно, что он стоит на левом берегу Оби и во всех географиях называется городом. От прочих барнаулец отличается тем, что к слову «город» прибавляет: «Почти губернский»…

В Барнауле приезжаго человека прежде всего ослепляет… пыль. Самая обыкновенная пыль, но в таком ужасном количестве, что может соперничать разве только… с бийской грязью.

Если бы можно было Алтай сравнить с розой, то Бийск и Барнаул были бы… те шипы, без которых не растет роза».

Кто автор заметок? Увы, его псевдоним вряд ли что кому скажет. Первым делом этот самый Эмге нашелся в примечаниях к записным книжкам Чехова: «Эмге А. – псевдоним А. М. Громова; в 1898 г. вышел его двухтомник: I. Проза. II. Стихи. (СПб., 1898)». Но наш-то автор подписывался как М. Эмге!

Можно было бы подумать, что в «Жизнь Алтая» вкралась опечатка, но нет: в рекламе подписки «Сибирской жизни» среди многочисленных авторов указан именно М. Эмге. Подумалось: а если такой псевдоним решил взять другой Алексей Матвеевич Громов? Ведь известно, что он, журналист, художник-график, сотрудничал с сибирскими газетами в начале прошлого века…

И я отправила текст заметок потомку нашего героя, члену правления Союза архитекторов России Алексею Комову. Прочитав «По Алтаю», он ответил: «Да, это точно прадед! От стиля текста до «М». «М» – это «Матвей». Прадед любил и отца, и литеру. Он был большой оригинал и мистификатор, использовал разные прозвища. Эта его эквилибристика понятна – он работал в Париже. После Сорбонны Громов стал лидером, молодежным вожаком сибирского авангарда».

«Выходит, Громов бывал не только в Омске, Новосибирске, но и на Алтае?» – спросила я правнука. «Да, как и мой отец в 50-х, как и я год назад», – улыбнулся он. И рассказал удивительное.

Оказывается, Алексея Комова назвали в честь прадеда…

Сын учителя Алексей Громов окончил московскую гимназию в 1907 году, но уже с 1905 года начал печататься: публиковал памфлеты, карикатуры в журналах «Оса», «Пулемет», «Стрелы» и газете «Русский листок». На первый сборник рассказов «Поручик Борисов. Кровавые слезы» (Москва, 1906) был наложен арест. В сборнике «Рассказы» (Москва, 1908) обнаруживается влияние Леонида Андреева и Максима Горького. (Громов даже пользовался псевдонимом А. Буревестник!)

Позже наш герой жил во Франции, создавал иллюстрации к рассказам в парижском журнале Lecture pour tous. В 1911 году вернулся в Москву и стал профессиональным журналистом. В 1912 году выпустил книгу воспоминаний о Париже. Издание было конфисковано, автора приговорили к трем месяцам заключения. Участвовал в газете «Новый путь», в «Женском журнале», журналах «Наша жизнь» (заведующий редакцией), «Жизнь» (1912 – 1914, художник и секретарь редакции) и «Журнале для женщин» (1915 – 1918). Публиковал статьи, рассказы, эпиграммы, стихотворения, рисунки и карикатуры.

В 1918 году, спасая семью от голода, выехал в Омск, где работал литературным редактором «Известий исполкома Западно-Сибирского Совета». Был арестован белочехами. С колчаковцами эвакуировался в Новониколаевск в 1919-м. При Колчаке работал в газете «Сибирская речь» (под псевдонимом Аргус), затем в Центропечати, советских органах пропаганды.

В 1923 году Громов вернулся в Москву. Был литературным сотрудником газеты «Гудок», редактором в Госиздате, затем свободным художником. Выпустил книгу зарисовок «Семнадцатый год (Сцены Октябрьской революции)» (Москва, 1927).

В 1937 году был расстрелян.

«На детях гения…»

Природа не отдохнула на потомках гения. Но если назвать имя народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, профессора, лауреата Государственной премии СССР Олега Комова – скажет ли оно что обывателю? А вместе с тем даже этот обыватель, где бы он ни находился, ежедневно видит изображение работы Комова. На тысячной купюре.

Кроме символа Ярославля, скульптуры Ярослава Мудрого, за недолгую жизнь Олег Комов создал произведения, любимые народом. Это, конечно же, памятники Пушкину – в Долне, Большом Болдине, Мадриде, Пскове. А еще Репину, Циолковскому, Андрею Рублеву, Чайковскому, Курчатову, Блоку – всех и не перечислишь. Кстати, уникальный случай в истории мирового искусства: супруги – скульптор и архитектор – работали в тандеме. На днях Нина Ивановна Комова отметила свое 80-летие.

Нам же, конечно, интересно, отразилось ли путешествие на Алтай – о сем факте упоминал сын – в творчестве знаменитого мастера? Отразилось. И об этом даже говорят сами названия работ – «Алтайский вечер» (хранится в Третьяковской галерее), «Целинник». Мне же наиболее близка работа «Мальчик с собакой» (тоже находится в Третьяковке), есть информация, что и она создана после поездки на Алтай. Никто из земляков не узнает себя на фотографии? Или автор изобразил одного из своих сыновей?..

И следующее поколение потомков загадочного Эмге посвятило себя прекрасному: как вы уже знаете, Алексей стал архитектором, а его брат Илья – художником. Не прервалась связь времен.

Стиль и орфография приведенных документов сохранены.  

Фоторепортаж