Внучка Марка Юдалевича передала в ГМИЛИКА около тысячи уникальных экспонатов

18:00, 30 ноября 2017г, Культура 1186


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая представил журналистам большое поступление даров в личный фонд писателя, поэта и драматурга Марка Юдалевича. Около тысячи предметов передала музею его внучка Юлия Верхуша.

По словам директора ГМИЛИКА Игоря Короткова, Юлия Борисовна, живущая в Новосибирске, после недолгих колебаний решила, что архив деда должен остаться на Алтае. Кстати, до сих пор личный фонд Юдалевича в музее составлял всего около трехсот предметов – вещи, награды, журналы и книги, которых за жизнь Марка Иосифовича издано более 50. Нынешнее же поступление, как подчеркивают в музее, не только в три раза больше, но и на 99% состоит из уникальных материалов, существующих буквально в единственном экземпляре. И этот большой подарок ляжет в основу выставки, посвященной столетию литератора, которую музей собирается открыть в начале ноября 2018 года.

– Трудно выделить что-то одно, многие из представленных предметов никогда не были показаны публике, – говорит Игорь Коротков. – Например, неопубликованные театральные пьесы, которые ждут своего анализа и разбора. Вот у меня в руках дневник писателя – его творческая лаборатория, заготовки стихов и статей, наблюдения о современниках. А кроме того, редчайшие театральные афиши, справки, документы – и ценно практически все.

Большой комплекс предметов связан с историей журнала «Барнаул». Теперь в музее есть приказ Алтайского книжного издательства от 2 марта 1993 года об учреждении периодического издания. Главным редактором назначается Марк Юдалевич, ему поручено сформировать редколлегию.

Несколько лет Марк Иосифович возглавлял журнал «Алтай», и журналистам показали уникальные номера 50 – 60-х годов, которые станут доступны посетителям. Например, тематический номер, посвященный исключительно поэзии, – такой срез поэтической мысли Алтая середины 60-х годов.

Увидели журналисты и рукописи опубликованных книг – «Адмиральский час», «Голубая дама», «Ползунов». В крае было всего два драматурга – Лев Квин и Марк Юдалевич, напомнил Игорь Коротков. И о том, что пьесы последнего были популярны в масштабах Сибири, свидетельствуют афиши Томского театра (спектакль «Трудный возраст») и Алтайского краевого театра драмы (кстати, ассистентом режиссера на спектакле «Так добывалась правда» был Дементий Паротиков, а на самой афише, весьма эффектной, оставили автографы занятые в спектакле артисты).

И, конечно, особенно ценны для исследователей рабочие дневники писателя – многочисленные ежедневники, тетради и журналы. Игорь Алексеевич листает один такой блокнот за 1971 – 1973 годы и показывает, как на его страницах прослеживается создание нового стихотворения, автор вновь и вновь пробует одну и ту же строку.

Еще благодаря этому поступлению в музей можно узнать, что Марк Иосифович трепетно хранил характеристику Омского педагогического института, который он окончил в 1940 году, после чего до войны преподавал западную литературу на кафедре литературы и языкознания (и «в течение пребывания в означенной должности проявил себя вполне подготовленным специалистом»). Или письмо Аллы Киреевой (супруги Роберта Рождественского и известного литературного критика) ответственному секретарю журнала «Барнаул» Ивану Березюку, в котором она благодарит «за замечательную, бережную и теплую публикацию стихов Роберта». И просит передать благодарность Марку Юдалевичу за тронувшее ее вступительное слово. Вообще, адресатами переписки Марка Иосифовича были Афанасий Коптелов, Виктор Астафьев, Анатолий Иванов и многие другие, так что письма, как надеются в ГМИЛИКА, дадут большой фактический материал и, возможно, откроют неизвестные страницы в биографии писателя.

А пока сотрудникам музея предстоит не только расшифровать и оцифровать поступившие документы, но и провести мероприятия по консервации хрупких рукописей и афиш середины прошлого века, чтобы остановить процесс разрушения бумаги.

Фоторепортаж