В галерее «Кармин» работает выставка «Души изменчивой приметы»

19:00, 22 декабря 2014г, Культура 1391


В галерее «Кармин» работает выставка «Души изменчивой приметы» Фото №1

В галерее «Кармин» работает выставка портретов и автопортретов алтайских художников под названием «Души изменчивой приметы».

О жанре портрета музеи и выставочные залы Барнаула вспомнили несколько лет назад, когда состоялся ряд любопытных выставок, где алтайский портрет рассматривался в контексте развития жанра в Сибири и России. «Кармин» же предлагает взглянуть на эту тему чуть под другим углом и понять, как авторы видят самих себя и своих друзей-художников, учителей, учеников и соседей по мастерской.

Выстраивая концепцию будущей выставки, искусствовед Любовь Шамина сознательно исключила музейные коллекции, чтобы по возможности открыть публике новые и неизвестные работы. И действительно, многие представленные в «Кармине» превосходные произведения оказались не знакомы даже хорошим друзьям их авторов и искусствоведам. Такой находкой можно назвать великолепный автопортрет 1987 года живописца и графика Александра Ботева (1948 – 1992), хранившийся в его семье, или одну из последних больших работ недавно ушедшего из жизни живописца Юрия Иванова «Автопортрет», в которой художник в шутку или всерьез по примеру старых мастеров вписал себя в свидетели исторического события. Искусствовед говорит, что в последний момент решила даже немного изменить экспозицию, чтобы символически попрощаться с любимым многими художником.

В итоге выставка включает более 140 интересных произведений 54 авторов, созданных в период с 50-х годов прошлого века до настоящего времени и предоставленных самими художниками или их наследниками. Причем живописью и графикой она не исчерпывается, здесь есть также коллаж, скульптура и даже авторская кукла (например, «Жизнь-шарманка», которую известный барнаульский кукольник Николай Гудович в шутку назвал автопортретом в перспективе).

Собирая экспозицию, искусствоведу удалось соблюсти определенную логику. Во-первых, сложился своего рода мемориальный зал, представляющий нам образы ушедших из жизни мастеров. Так, Павел Джура принес на выставку графические портреты Александра Дементьева и Василия Рублёва, выполненные им в конце 60-х – начале 70-х годов. А кисти Василия Рублёва принадлежал «Портрет художника Федосова» (гуашь, 1969 год). «Кортиков Петр Григорьевич на этюдах» (1969) и «Филонов Федор Андреевич пишет этюд» (1959) за авторством Михаила Будкеева представляют известных мастеров алтайского искусства погруженными в работу на пленэре.

Не могла эта выставка обойтись и без портрета Алексея Иевлева (1915-2011), скульптора и педагога, ставшего первым учителем для множества профессиональных художников Алтая, здесь мы можем взглянуть на него глазами живописца Валерия Васина. В этом же зале представлены «Портрет В.А. Зотеева» работы Александра Потапова, трогательное посвящение Ольги Яуровой Юрию Иванову «Я с вами, друзья», а также выполненная живописцем Юлией Кикоть на шелке серия портретов выдающихся алтайских художников «Творцы»: «Портрет В.Ф. Добровольского», «Портрет Людмилы Кульгачевой», «Портрет М.Д. Ковешниковой». Еще ценнее, что здесь же, в «Кармине», можно связать имена и образы запечатленных на этих портретах художников с их собственным творчеством: на первом этаже галереи работает другая экспозиция, представляющая произведения Владимира Добровольского, Виктора Зотеева и некоторых других авторов.

Еще один зал экспозиции оказался посвящен кругу учеников и единомышленников живописца, графика и скульптора Василия Рублёва – далеко не всех, но многих важных. Из собрания художницы Ларисы Пастушковой на выставку попали серии острых цветных и монохромных графических портретов и автопортретов самого Василия Рублева, Владимира Квасова, Людмилы Кульгачевой. А в витрине представлен эффектный давнишний портрет куратора выставки Любови Шаминой, нарисованный Василием Рублёвым на очередном собрании Союза художников («На этих собраниях были созданы сотни замечательных рисунков!» – с улыбкой вспоминает искусствовед).

Естественно, портретируемые запечатлевались на этюдах и в мастерских – со всем возможным почтением или, напротив, с мягким юмором, так что экспозиция получилась очень теплой. Думается, это почувствуют и те, кому неизвестны имена авторов и их моделей. Названия работ тут говорят сами за себя: «Дедов. Хороший мужик Серега» (автор – Сергей Пашков), «Коля в Курае» (портрет Николая Клековкина работы Лидии Селезневой), «Гудович жарким днем» (автор – Евгений Скурихин). Впрочем, если к друзьям относятся с нежностью, то к себе чаще – с большой иронией, примеры тому – автопортрет «Головная боль» Андрея Арестова, «Идущий» Владимира Каминского или «Все дело в шляпе» Ольги Яуровой.

Наконец, в этом проекте приняли участие художники из Республики Алтай, благодаря чему мы можем увидеть в том числе графику Валерия Тебекова и остроумные автопортреты Сергея Дыкова (коллажи «Вечерний автопортрет» и «Зеркало-лицо», а также «Автопортрет в лесу» в технике «дерево, керамика» – обязательно загляните в витрину!).

Организаторы выставки оговариваются, что не ставили перед собой задачу проследить эволюцию портретного жанра в алтайском искусстве, но надеялись найти ранее неизвестные жемчужины и обратить на них внимание ценителей искусства. Признаем, что это вполне удалось.

Фоторепортаж