В Государственном архиве Алтайского края открыли выставку, посвященную Году кино

18:00, 17 марта 2016г, Культура 1617


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Более 200 документов из двадцати фондов Государственном архиве Алтайского края (ГААК) можно увидеть на выставке «Стоп-кадр жизни…». Не могла скрыть своего волнения после знакомства с экспозицией заместитель директора Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая по научной работе Елена Огнева:

– Кинематограф близок нам всем. Это молодое искусство, точно знающее свою дату рождения и очень рано появившееся на Алтае и в Барнауле – буквально спустя год после столичных премьер. И то, что в нашем архиве сохранились об этом документы, просто поразительно!

Кино развивалось стремительно, и общество не успевало осознавать – причислять ли его к искусству, к аттракциону, к развлечениям? Будущее вначале было совсем не ясно… Но кинематограф сделал в своем развитии потрясающий рывок, и в двадцатые годы прошлого века уже ни у кого не осталось сомнений в том, что это новый вид искусства для миллионов людей. И выставка в нашем архиве – она именно фрагмент огромной мозаики кинокультуры страны.

Елена Огнева отметила уникальность представленных на выставке свидетельств времени. По ее словам, потрясают ранние архивные документы: за каждым именем, документом, фотоснимком скрывается глубокий контекст. Так, например, в архивно-следственном деле Георгия Пожарицкого имеется небольшой фрагмент кинопленки. Ценность его в том, что фильм «Красный газ», в котором снимался наш земляк, не сохранился, хотя и выпущен был в двадцатые годы прошлого века колоссальным тиражом. А в монтаже картины принимал участие сам Сергей Эйзенштейн – он помогал первому сибирскому режиссеру Калабухову. «И что есть этот обрезок кинопленки? Быть может, он как раз из монтажной самого Эйзенштейна… – сказала Огнева. – Особо дорого для нас всех то, что история, которую мы представляем в залах архивов и музеев, она человеческая, личная. Мы не меряем киноискусство стилями, эпохами, какими-то глобальными категориями. Мы ее наполняем человеческими жизнями и судьбами, и это близко каждому».

Экскурсию для первых посетителей выставки провела ее куратор, ведущий археограф отдела использования и публикации документов ГААК Анастасия Носкова. Она рассказала о других интересных документах новой экспозиции.

Так, в разделе «Как это было на Алтае» представлены документы о первых кинематографических сеансах, открытии первых электротеатров в Бийске и Барнауле. Гости могут увидеть планы и проекты синематографов, рекламу фильмов, познакомиться с воспоминаниями Глеба Пушкарева и Адриана Топорова о «синема».

Раздел «Советский экран» познакомит с циркулярами, декретами, постановлениями, инструкциями центральных и местных органов власти, регулирующими вопросы кинофикации. Уникальны документы о первом кинофестивале на Алтае (он проходил 80 лет назад!), материалы периода Великой Отечественной войны… Чудом уцелели афиши фильмов «Три мушкетера», «Таинственный остров», «Танкер «Дербент» – в фонде управления кинофикации их сохранили, намереваясь использовать как… писчую бумагу. На выставке можно увидеть также материалы о фильмах, снятых на алтайской земле, и документы, посвященные жизни и творчеству известных актеров и режиссеров – уроженцев края: Ивана Пырьева, Валерия Золотухина, Владимира Хотиненко, Екатерины Савиновой, Алексея Ванина.

Если вы соберетесь посмотреть эту интереснейшую экспозицию, то отправиться должны не на улицу Анатолия, а в другое здание Госархива – на ул. 5-й Западной. И сам факт проведения этой выставки в мемориальной комнате жертв политических репрессий не мог не наложить трагический отпечаток.

«Страж надёжный»

«…виновным себя частичьно признаю и с моей стороны имело место фактов не хороших высказываний направленных не в пользу советской власти. Разговоры я вел среди своего коллектива кинотеатра «Родина» я за частую говорил что плохо живу материально не обеспечен, ни где ни чего не купишь на рынке все дорого. Маленький давали паек хлеба я за частую спорил с дирекцией к/т Родина что плохо заботились об обеспечении материального нрзб работников оркестра. Я говорил среди сотрудников о выезде из С.С.С.Р. за границу на более лучшее нрзб. Признаю себя виновным по факту, что я хранил свою скрипку за портретом Сталина и говорил что это страж надежный. Высказывая свои недовольствия на жизнь я не имел ни какой нрзб стать на путь анти советской агитации все нрзб меня проходило незаметно (писал собственно ручно)».

Вам тоже показалось странным «собственно ручно» написанное признание? Вы обратили внимание на тот факт, что сложные с точки зрения грамматики слова написаны верно, а в простых как будто умышленно сделаны грубейшие ошибки – удивительные для скрипача оркестра, человека явно образованного? Но дата постановления о предъявлении обвинения нашему герою (его имя еще нельзя назвать, ибо не вышел срок давности архивного дела) может ввести в ступор. О своей «58-10 части 2» узнал осужденный… 9 мая 1945 года. Адская машина репрессий работала и в день всенародного ликования.

Что стало с нашим героем? «5 лет с последующим поражением в правах на 2 года», реабилитация в девяностые – вот и все данные. О судьбе после репрессий другого земляка, причастного к миру кино, тоже ничего не известно. А вот о его, Георгия Пожарицкого, работе в кино мы можем узнать немало интересного. Увы, благодаря архивно-следственному делу 1939 года. Именно в нем мы сможем найти интересные подробности съемок нашумевшей почти сто лет назад «первой сибирской фильмы» «Красный газ».

Оказывается, в кино Пожарицкий попал абсолютно случайно, что называется, с улицы. На допросе 22 июля 1939-го он рассказал, как после увольнения с должности конторщика Сибсельскосоюза, «идя в довольно скверном настроении», встретился с членами киногруппы «Красного газа». Благодаря рекомендации знакомых Пожарицкого взяли на съемки картины инструктором по плаванию. Он же, как следует из материала допроса, позже «стал давать советы и указания, как правильно надевать оружие, отдавать честь, и даже вступил один раз в пререкания с режиссером Калабуховым по поводу взаимоотношений солдат и офицеров колчаковской армии». В съемках фильма участвовали бывшие партизаны и красноармейцы, и кто, как не офицер Первой мировой, служивший позже у Колчака, мог рассказать молодым кинодеятелям о другой стороне?..

Эти и другие уникальные документы вы сможете увидеть в разделе выставки, который называется «Трагедия творческих судеб». Но не только представителей творческих профессий из мира кино не пощадил молох репрессий: в экспозиции представлены материалы из архивно-следственных дел директора и бухгалтера кинотеатров, заведующих отделами кинофикации, киномехаников и билетеров… И возникает мысль: «А ведь название выставки можно прочесть иначе, вот так: «Стоп-кадр: жизни...»

Фоторепортаж