Свет погасших звёзд

00:00, 12 июля 2013г, Культура 2529


Свет погасших звёзд Фото №1

В этом году у любимого многими поколениями фильма «Приходите завтра…» юбилей – 50 лет со дня выхода на экраны. Дате была посвящена встреча в музее истории литературы, искусства и культуры Алтая (ГМИЛИКА) с вдовой режиссера фильма Евгения Ташкова – заслуженной артисткой России Татьяной Ташковой.

В основе сюжета фильма лежит история из жизни нашей землячки актрисы Екатерины Савиновой. Во многом именно благодаря ее актерскому и вокальному таланту вышедшая на экраны в 1963 году картина обрела долгую жизнь. В том же году роль Фроси Бурлаковой в исполнении Савиновой признали лучшей женской ролью года. В 1965-м Екатерине Федоровне было присвоено звание «Заслуженная артистка РСФСР». Евгений Иванович Ташков, который был супругом Савиновой, специально для нее написал сценарий этой картины. Режиссер известен и другими фильмами, такими как «Майор Вихрь», «Адъютант его превосходительства», «Уроки французского».

Вдова режиссера Татьяна Александровна Ташкова привезла в подарок ГМИЛИКА уникальные вещи, принадлежавшие Екатерине Савиновой: подлинник аттестата зрелости, выданный в Ельцовской школе (в аттестате – одни пятерки!), зачетную книжку института им. Гнесиных, пропуск на киностудию «Мосфильм», ноты с заметками Екатерины Федоровны. Еще преподнесла в дар музею монтажные листы фильма «Приходите завтра...», завизированные на Одесской киностудии в 1963 году, фотографии из семейного архива.

Какой была наша прославленная землячка, многие представляют из рассказов, статей и, конечно же, фильмов. На Алтае в год юбилея актрисы вышла книга «Свет погасшей звезды: Екатерина Савинова», на ее родине – в селе Ельцовка создан музей. Но меньше мы знаем о режиссере, снявшем фильм, роль в котором сделала Савинову звездой. О Евгении Ташкове, о работе над фильмами рассказала его вдова Татьяна Ташкова. Конечно же, она не могла не вспомнить и о Екатерине Федоровне.

«Твой путь – искусство!»

Бывают картины-однодневки, которые поднимают социальные, сиюсекундные проблемы. И есть фильмы, которые затрагивают человеческие отношения, они живут долго. «Приходите завтра» – из этого разряда. Практически все картины Евгения Ивановича Ташкова – о человеческих отношениях, о добре.

С Евгением Ивановичем мы познакомились во время съемок фильма «Уроки французского». Он сделал мне предложение спустя год после съемок, мы поженились. Когда я попала в его дом, первое, с чего начала свою хозяйскую деятельность, – собрала все, что касалось Екатерины Федоровны, воедино, сделала немало ее фотоальбомов. Позже многое семья передала в музей.

Меня часто спрашивают: каково это - быть женой человека, ушедшая супруга которого такая известная актриса? Мы познакомились с Евгением Ивановичем спустя десять лет после ухода из жизни Екатерины Федоровны. И она всегда была для меня выдающейся актрисой, талантливым человеком, самородком. Евгений Иванович о ней, конечно, очень много рассказывал.

Мы с Евгением Ивановичем земляки: он родился в Волгоградской области, я – в Волгограде. Про себя Евгений Иванович говорил: «Я – человек от сохи». Он родился в деревне, детство было очень трудным: отца репрессировали, жили с печатью семьи врага народа. Во время войны досталось: он трудился в колхозе, в 14 лет вырабатывал две мужские нормы. Когда я однажды спросила: «Женя, а что у тебя такие вены на руках?» - он объяснил, что это последствия того труда…

В чем истоки его творчества? Он вырос в очень простой крестьянской, удивительно дружной, доброй семье. И по тем временам в семье образованной и культурной: они читали, очень много пели семьей, с соседями. Как Евгений Иванович говорил, «пели без выпивки». Дяди его еще и играли на музыкальных инструментах. У них в роду есть известный поэт – Михаил Луконин.

Евгений Иванович был с детства очень творческим человеком, учился у высокообразованных эвакуированных педагогов. Одна актриса создала драматический кружок и позвала его, видимо, что-то в нем заметила. Евгений Иванович был всегда очень скромным, робким, как сам говорил, зажатым. Пришел и сел в уголок. Она предложила ему сыграть в отрывке из чеховского «Медведя». Помните, какая это роль? Характерная, комедийная, такой развязный герой. Он вошел в роль, и после того как с ней, профессиональной актрисой, мальчишка сыграл, она подарила ему маленький альбом с фотографиями Рима и написала: «Женя, твой путь – искусство!» Эта надпись, наверное, сыграла свою роль в судьбе Евгения Ивановича Ташкова.

В то время было зазорным хотеть стать артистом: считалось, что молодые люди должны получать мужские профессии, работать и зарабатывать. Ташков тоже сначала поступил в железнодорожный институт, но проучился около года и понял, что это совершенно не его стезя, и поехал поступать во ВГИК. Приняли его условно. Рассказывал, что ему негде было остановиться, приехал к каким-то знакомым. Чувствовал себя очень неудобно, сел в уголок. Хозяева спрашивают: «Женя, а ты зачем в Москву приехал?» – «Во ВГИК поступать на артиста». – «Ты – на артиста?!» Они были в шоке – какой из него артист? В фильме «Приходите завтра...» все сплетено – и Евгения Ивановича судьба, и Екатерины Федоровны. Картина автобиографична не только для нее, но и для него. (Кстати говоря, роль Папанова озвучивал… режиссер: в фильме не Папанов говорит, а Евгений Иванович «под Папанова». Тот был занят и не смог приехать на озвучание. А Екатерина Федоровна озвучивала домработницу.)

Знаете, как Евгений Иванович познакомился с Екатериной Федоровной? Его очаровал ее голос. Непонятно, почему Ташкова поселили в общежитии в женскую комнату. Лег спать, вдруг слышит: девочки входят. Он рассказывал: «Отвернулся к стене, молчу и думаю: как же уйти теперь? Лежу и вдруг слышу грудной голос. Думаю: кто это так говорит?» Девчонки стали над ним смеяться, он повернулся и увидел Катю Савинову. Потом случились творческая дружба, семья, родился Андрей. Вы наверняка знаете его – талантливый артист, к сожалению, сейчас не очень востребованный. Но у него немало замечательных картин, начиная с «Сыщика». В фильме Евгения Ивановича «Подросток» Андрей сыграл главную роль, и в последней картине отца «Три женщины Достоевского» он снялся в роли великого писателя.

Прежде всего – о человеке

Евгений Иванович был очень талантливым человеком, самородком. Какое-то удивительное сплетение случилось: он родом из деревни, а все картины после «Приходите завтра...» такие сложные. В «Адъютанте его превосходительства» затронуты глобальные вопросы истории нашей страны. В фильме впервые были показаны белогвардейцы с человеческим лицом. Показаны просто людьми, оказавшимися в определенной ситуации.

Судьба картин Евгения Ивановича была непростой. Возьмем «Приходите завтра...». Мало того, что не очень хотели выпускать (а ведь когда фильм вышел, его посмотрели пятнадцать миллионов человек!), все рецензии были разгромными. Фильм просто растоптали, Ташков говорил: «Меня вкатали в асфальт». Пресса писала: «...бездарная картина, бездарный режиссер». Конечно, он был очень расстроен. Катя в то время уже болела. «Адъютанта его превосходительства» комиссия, которой была показана картина, тоже не хотела выпускать. Директор киностудии заявил: «Белогвардейское отребье будет ликовать от восторга, увидев эту картину!» Тогда Евгений Иванович – он был спортивным человеком – обратился к своему партнеру по теннису – генералу КГБ Анатолию Григорьевичу Коваленко. Тот говорит: «Ну что, давай посмотрим твою картину!» Пришел с другими генералами, их было человек пятнадцать. Посмотрели и сказали: «Эта картина выйдет на экраны».

И «Уроки французского» тоже не хотели выпускать на экраны. Уже другой директор киностудии сказал: «Эта картина никогда не увидит свет!» Шел 1978 год, и тогда учительница не могла играть с учеником на деньги – это было непедагогично. Снова обратились к Коваленко, и благодаря ему картина вышла. Валентин Григорьевич Распутин говорил, что это лучшая экранизация его произведения, что фильм мог бы называться «Уроки доброты». Когда мы снимали, была еще жива эта учительница, которая когда-то не дала ему умереть с голоду. Она говорила: «Что же вы взяли артистку такую красивую?» И иногда корреспонденты приезжали и говорили: «У-у, да вы совсем другая, мы-то думали, как в кино».

Сложные темы затрагивал Евгений Иванович в своих картинах, пограничные, и судьба его фильмов сложная. Если говорить о последней картине «Три женщины из жизни Достоевского» – ее сценарий пролежал в столе двадцать лет. Мы искали спонсоров, обращались в Госкино, нам никак не хотели идти навстречу. В наше время все упирается в деньги… Только продюсер Андрей Разумовский сказал: «Меня интересует эта тема, давайте снимать!»

Евгений Иванович говорил: «Эта картина – моя заветная мечта!» У него было очень трепетное отношение к Федору Михайловичу Достоевскому. Когда Ташков работал над сериалом «Подросток», понял, что на Достоевского очень много льют грязи. Если поднять подлинные документы, изучить их, то станет понятно, что на самом деле нашего великого писателя порочат. Ташков сказал: «Я хочу развеять миф, хочу сделать фильм прежде всего о человеке». Не подглядывать в щелочку, что очень модно сейчас и востребовано, к сожалению… Фильм не стал кассовым, потому что многие ждали «клюквы», червоточинки – кому интересен хороший Достоевский? Но думающие зрители смотрят фильм и понимают страдающего гения.

Мы знаем известных режиссеров, у которых хорошие картины чередуются со слабыми. Никита Сергеевич Михалков, когда был у нас на одном из юбилеев, сказал: «Евгений Иванович Ташков – это кинорежиссер, у которого нет ни одной плохой картины».

«Прошу молиться…»

Ташков, внешне спокойный, был человеком очень эмоциональным, спонтанным, холериком. Очень страстным прежде всего и нетерпимым. Но с годами он пришел к вере, воцерковился и стал по-настоящему православным человеком. Хлопотал, чтобы отпели Екатерину Федоровну. Это очень важно было для него – за ее упокой молиться. И я прошу за упокой ее и Евгения Ивановича молиться…

К сожалению, в жизни очень много кривотолков существует. История пишется людьми, воспоминания передаются из уст в уста. И очень часто можно услышать и прочитать в «желтой прессе» неправду о Екатерине Федоровне.

Мы прожили с Евгением Ивановичем 32 года в супружеском венчанном браке, а благословила нас на этот союз сестра Екатерины Федоровны. Когда из Мелитополя к нам в гости приехала Мария Федоровна, я, конечно, смущалась, потому что у нас большая разница с Евгением Ивановичем в возрасте – тридцать лет. Она же, когда увидела нас, сказала: «Женечка и Танечка, я вас благословляю!» Нашему с Евгением Ивановичем сыну Алексею сейчас тридцать лет. Он долго искал себя, поступал вначале во МХАТ – понял, что не его. Потом пошел на экономический – нет, юридический – нет… Мы столько пережили институтов! (Улыбается.) Алексей стал психологом, а в конце концов ушел на телевидение… режиссером-постановщиком. Работал на Первом канале в передаче «Понять. Простить», не имея профессии по профилю. Но он прошел школу отца, на картине «Три женщины Достоевского» Алексей помогал Евгению Ивановичу, который не всегда себя хорошо чувствовал. Снимали фильм они с младшим сыном, а главную роль играл старший сын. И я – небольшую.

Когда говорят про династии врачей или шахтеров – это очень почетно. А если династия кинематографистов – подразумевается по блату. У нас в картине семейный подряд получился, и мы совершенно этого не стыдимся.

Фоторепортаж