В Барнауле открыли выставку народного искусства

18:20, 10 декабря 2022г, Культура 1117


В Барнауле открыли выставку народного искусства Фото №1
В Барнауле открыли выставку народного искусства Фото №2
В Барнауле открыли выставку народного искусства Фото №3
В Барнауле открыли выставку народного искусства Фото №4
В Барнауле открыли выставку народного искусства Фото №5
В Барнауле открыли выставку народного искусства Миниатюра №6
В Барнауле открыли выставку народного искусства Миниатюра №6
В Барнауле открыли выставку народного искусства Миниатюра №6
В Барнауле открыли выставку народного искусства Миниатюра №6
В Барнауле открыли выставку народного искусства Миниатюра №6

Фото Андрей КАСПРИШИН

Выставка и фестиваль народного искусства «Наследники традиций» открылись на прошлой неделе в краевом Художественном музее.

До 18 декабря здесь работает красочная экспозиция, в которой собрано более 50 произведений традиционной вышивки, ткачества и лоскутного шитья, росписи, гончарной и лепной посуды, изделий из бересты и многого другого. На эти дни запланирована целая серия авторских мастер-классов от участников выставки. По сути, фестивалем музей завершает Год народного искусства, которому посвятил множество мероприятий.

Вторая жизнь двери

Планируя выставку, ее организаторы обратились к авторам, с которыми уже давно сотрудничают и чьи работы хранятся в музейной коллекции. А одним из центральных экспонатов стала деревянная дверь, покрытая с двух сторон урало-сибирской росписью. Автор работы «Времена года, времена жизни» – народный мастер Алтайского края и сотрудница ГХМАК Лилия Живова рассказала «АП», что дверь принес в музей художник Евгений Скурихин. Когда-то она стояла в здании Союза художников, потом после ремонта долго валялась на улице, покрылась трещинами и лишилась нескольких филенок. Сотрудники ГХМАК отдали ее на реставрацию мастеру Алексею Рудаенко, и в этом году Лилия наконец взялась за работу. Она рассказывает:

– Сначала была мысль расписать ее более традиционно, но потом я решила изобразить на ней своих родственников, и постепенно это объединилось с темой времен года. Вот весна – тут мои бабушка и дедушка, он родом из Подольска, а сюда был эвакуирован со станкостроительным заводом. А это папа и мама с фотографий 1960-х годов, тут мамина сестра и ее муж. Себя и двоюродную сестру Юлию Кикоть (известная художница и педагог. – Прим. ред.) я поместила в зиму. А растительный орнамент вокруг – это урало-сибирская роспись. Хотя сами мотивы я, конечно, придумывала отталкиваясь от реальности. Скажем, птички – снегири, синички – получились не такими, как в традиционной росписи…

Текстильный космос

У мастерицы лоскутного шитья Светланы Булатовой в экспозицию взяли пять работ, которые она еще нигде не показывала. Светлана Фёдоровна известна как человек, который в своих лоскутных панно смело цитирует произведения актуального искусства и обращается к социальной, экологической и философской проблематике, обычно не очень-то свойственной ремеслу.

– Вот «Всходы», – показывает она новую работу с вышитыми люрексом красивыми, но опасными потусторонними цветами на глухом черном фоне. – А там висит панно «Следы миров далёких», выполненное в технике прорезной аппликации, которой сейчас никто не занимается, только такие динозавры, как я. На нее немного повлияла обложка книги Джона Ирвинга «Дорога тайн». Я использовала в ней сложные материалы – бархат, фетр и флис, а чтобы скрепить все три слоя ткани, нашила такие темные пимпочки, как раньше делали на матрасах (смеется). А концепт знаете в чем? Мы все едины!

О своей работе здесь может много порассказать любой мастер, но еще больше готовы говорить восхищенные сотрудники Художественного музея.

– Выставка продемонстрировала, что круг авторов, с которыми мы работаем, сегодня создает лучшее народное художественное творчество, – сказала на торжественном открытии выставки директор ГХМАК Инна Галкина. – И я очень благодарна участникам. И за их работы, которыми мы пополним нашу коллекцию, и за то, что они с таким увлечением вносят свой вклад в народное искусство.

Новый импульс

Инна Константиновна отдельно отметила деятельность керамистки Зинаиды Корчагиной, которая ведет огромную просветительскую и образовательную работу, и участницы из Кемерово Яны Лучицкой, народного мастера России по художественной бересте. Искусствоведы даже считают, что участие в фестивале кемеровчанки может придать новый творческий импульс местным мастерам, работающим с берестой, потому что таких вещей у нас не делает никто. Зрительское внимание приковали к себе сложная композиция на тему троянского коня и эффектный кокошник «Берестяное кружево» в смешанной технике. Художественной берестой Яна Лучицкая занимается с 2003 года. Познакомилась с ремеслом, когда училась на педагога и проходила практику в школе, в итоге поступила в институт культуры, а еще ходила в мастерскую народного мастера России Юрия Лазарева (его работа тоже есть на выставке).

– Материал традиционный, но вот тиснение… Здесь склеено несколько берестяных слоев, а сверху наклеены еще дополнительные, чтобы сделать орнамент объемным, – рассказывает Яна Лучицкая про кокошник. – А потом все эти треугольнички и овальчики прорезались чеканами. Там слоев восемь, наверное.

Кстати, свой мастер-класс по изготовлению тисненой берестяной подковы она провела в день открытия фестиваля – 1 декабря. В тот же день в музее можно было поучиться у Зинаиды Корчагиной и мастерицы вышивки Людмилы Гемель.

– Год культурного наследия открыл для нас необыкновенные вещи, которые прежде не были представлены столь масштабно и ярко, – считает главный специалист Министерства культуры края Анна Лебедева. – Большое счастье, что мы можем не просто созерцать, но и участвовать, потому что система мастер-классов Художественного музея позволяет примерить эти ремесла на себя и, возможно, продолжить нить традиционной культуры.

Фоторепортаж