В Алтайском краевом театре драмы спустя 10 лет нашли нового главного режиссера

10:45, 30 июля 2023г, Культура 545


Фото: Алтайский краевой театр драмы
Фото: Алтайский краевой театр драмы
Фото: Алтайский краевой театр драмы
Фото: Алтайский краевой театр драмы
Фото: Алтайский краевой театр драмы миниатюра
Фото: Алтайский краевой театр драмы миниатюра

В Алтайском краевом театре драмы представили нового главного режиссера. Георгий Цнобиладзе занял должность, которая была вакантной больше десяти лет: последними главными режиссерами здесь были Илья Ротенберг и Роман Феодори.

Директор театра Любовь Березина не скрывала, что процесс поиска получился таким долгим и сложным еще и потому, что в свое время несколько кандидатур не согласовали в верхах и режиссеры, поставив в Барнауле несколько спектаклей, уехали. Еще одного кандидата не приняла актерская труппа. Но Георгий Цнобиладзе с артистами, как говорят, сразу нашел контакт.

В подарок корифею

Театр познакомился с ним благодаря творческой лаборатории Театра Наций в 2020 году, когда Цнобиладзе поставил на планшете сцены эскиз «Дождись дождя» по пьесе Ксении Драгунской. И подкупил тогда наших актеров тем, что приходил на репетицию в домашних тапочках: нельзя же в уличной обуви на сцену! В 2023-м на лаборатории «Шукшин. Миф и реальность» он выступил режиссером читки пьесы Дмитрия Богославского.

«После первого знакомства я сказал, что это похоже на театр, в котором я хотел бы работать, – признается режиссер. – Поэтому приступаю с большим воодушевлением, немножко волнуюсь, но полон энтузиазма».

Георгий – уроженец Ленинграда. В детстве театр не любил, но под влиянием нескольких режиссеров изменил отношение и по окончании экономического факультета СПбГУ в 22 года поступил в Санкт-Петербургскую академию театрального искусства в класс Льва Додина. Благодаря этой школе любит работать над русской прозой в основном ХХ века, сочиняя спектакль импровизационно, этюдным методом. По его подсчетам, из десятка его последних работ не меньше восьми поставлены именно по прозе.

Впрочем, в Барнауле его первым спектаклем в конце октября станет трагедия Шекспира «Король Лир», задуманная во многом как подарок к 85-летию корифея сцены Георгия Тихоновича Обухова (народный артист уже выучил половину роли и постоянно созванивается с режиссером).

«Театры иногда немножко аполитичные, но вообще мне кажется, что важно играть спектакли по произведениям, которые происходят в контексте истории страны, – замечает Цнобиладзе. – Это касается и нашей лаборатории по Шукшину – мы же взяли не рассказы, а кусочки его биографии, которые не оторвать от истории страны, и я бы хотел, чтобы в театре всегда была такая работа».

«Роман» и «брак»

Что касается ближайших задач, то новый главреж сразу оговорился: на то, чтобы узнать всех артистов и вникнуть во все проблемы и тонкости, уйдет минимум полгода.

«Нужно посмотреть, какой приходит зритель, как он смотрит – разговаривает, ест чипсы? Или сидит и не дышит? Какие спектакли уже потеряли свою энергию. Это большой процесс, и без него сложно принимать какие-то решения, – говорит Цнобиладзе. – Потом, мне кажется важным, чтобы у театра было лицо. Сегодня театр формирует того зрителя, который в итоге придет. И практически невозможно сделать что-то, что понравилось бы абсолютно всем. Да и, наверное, не нужно».

На вопросы о сроках контракта режиссер пошутил:

«Когда ты приехал на постановку, это как роман, связь. А работа в должности главного режиссера – это брак. Заключая его, вы же не предполагаете, что годиков пять поживете вместе и разойдетесь?»

Что касается «отцовской» роли в театре, то он видит ее в том числе в установлении некоего единого понимания процесса:

«Должна быть система отношений, что можно и нельзя. Как актер работает над ролью, учит ли текст заранее или уже в процессе репетиций, делает ли речевые разминки перед спектаклем – ну элементарная вещь! У артистов все равно бывает растренированность. Это чисто психологический момент, но ведь театр вообще про психологию, про людей. И с этой точки зрения задача «отца» – показать, как надо себя вести».

«Поверьте, я давно об этом мечтала, нести две ноши сложно, – говорит директор Любовь Березина. – А теперь я понимаю, что у меня появится много свободного времени, которое я использую на улучшение материально-технической базы, повышение заработной платы артистов».

Пока это только планы, но в театре хотят серьезно оснастить экспериментальную сцену и технически развивать малую, рассчитанную на 60 мест. Получено добро от краевых властей на дальнейшее усовершенствование зрительного зала – по словам Березиной, сейчас поэтапно закупается дорогостоящее звуковое оборудование, которое будет смонтировано на следующий год.

В тему

Что касается ближайших планов на 102-й сезон, то 1 сентября он откроется премьерой спектакля «Облако-рай» режиссера Галины Зальцман. «Короля Лира» покажут 27 октября. В ноябре в театре начнут репетировать детский новогодний спектакль по сказам Бажова и взрослый – по новой пьесе Александра Цыпкина (писатель, возможно, приедет на премьеру). В январе пройдет заключительный этап шукшинской лаборатории, когда будут показаны три эскиза и выбран один лучший. Затем театр вновь поработает с режиссерами Артёмом Терёхиным и Николаем Реутовым (последний поставит пластический спектакль). Наконец, к лету здесь хотят поставить спектакль про второго космонавта Германа Титова – режиссер Дмитрий Огородников уже побывал на его родине, в селе Полковниково, и собирает материал.

Фоторепортаж