«Уезжает девушка на Алтай»

15:55, 08 января 2017г, Культура 3659


1
1

У композитора Бориса Мокроусова есть песня «Уезжает девушка на Алтай». Ее я нашел в радиокомитете Новосибирска (ее почему-то нет в Алтайском радиокомитете). Песня была написана в годы целинной эпопеи, а записана Владимиром Нечаевым и хором Всесоюзного радио:

«Уезжает девушка на Алтай.

Говорила милому: «Не скучай,

А когда соскучишься,

Приезжай на Алтай,

В комсомольский край,

Плодородный край...»

Творчество Бориса Андреевича Мокроусова, тонкого лирика, неповторимого мастера советской песни, знакомо всем. Он был одним из самых популярных композиторов-песенников, его пели везде – на фронтах Великой Отечественной войны и в послевоенное время, на солдатских привалах и пограничных заставах, на целинных землях. Песни Мокроусова мы слышали на деревенских посиделках, в городских парках и за праздничным столом.

Наша музыкальная культура была бы не так богата, если бы мы не знали волнующую черноморскую балладу «Заветный камень», лирические распевы «Одинокой гармони», «Сормовской лирической», где «в рабочем поселке подруга живет», прекрасные песни «Вьется вдаль тропа лесная», «Костры горят далекие», «Хвастать, милая, не стану», «На крылечке», «На улице Заречной»...

Наравне с И. Дунаевским, В. Захаровым, В. Соловьевым-Седым, М. Блантером Борис Мокроусов занял заметное место в песенном многоцветье нашей страны.

Первые песни услышал средь волжских дубрав

Борис Мокроусов родился на берегу великой русской реки Волги в 1909 году в семье железнодорожника. По вечерам Боря убегал из дома, чтобы послушать песни, частушки, волжские припевки. Он присаживался у костров, смотрел на незнакомых гармонистов, слушал, как звенели балалайки. А когда пришло время учиться в школе, он завел себе тетрадку, где записывал полюбившиеся песни и частушки.

«Милый мой живёт в Казани»

В 1938 году в печати широко освещалось строительство канала Москва – Волга. Был объявлен конкурс на лучшую лирическую песню. Мокроусову понравились стихи В. Соловьева, и чудесная песенка появилась в считаные дни. В этой мелодии улавливались живые отзвуки лукавых и немного иронических волжских припевок:

«Милый мой живет в Казани,

А я – на Москве-реке...

Не любовь, а наказанье –

Друг от друга вдалеке.

По Москве-реке катались,

Нажимали в два весла.

Об Ванюше размечталась –

До Казани доплыла...»

На севастопольской земле

Многие творческие планы были нарушены с началом Великой Отечественной войны. 7 июля 1941 года Б. Мокроусов, Ю. Слонов и В. Макаров были командированы в Севастополь в политуправление Черноморского флота. Композиторы встречались с моряками, были на боевых кораблях, участвовали в сражениях, у них рождались новые песни о героических защитниках Черноморского побережья.

Через некоторое время Мокроусов был в Москве. Проходя по улице, случайно прочел в газетной витрине очерк Л. Соловьева «Севастопольский камень» – о последнем моряке, покинувшем израненный, оккупированный немцами Севастополь. В руке погибшего матроса был кусок гранита, который он унес с собой с любимой крымской земли. Эта суровая морская быль сильно взволновала Бориса Андреевича, и он, не имея стихотворного текста, стал писать музыку к своей балладе. Встреча с поэтом Александром Жаровым решила судьбу произведения.

Следом – новая удача у Мокроусова: он сочинил на стихи А. Суркова «Песню защитников Москвы». Она впервые прозвучала в документальном фильме о победе Красной армии на полях Подмосковья.

На долю Б. Мокроусова пришлись трудные дни в Ленинграде, куда он был направлен с композитором Н. Будашкиным в распоряжение Балтийского флота. В холодную блокадную зиму 1943 года Мокроусов сочинил музыку к пьесе В. Вишневского «У стен Ленинграда». Там была трогательная морская песня «Море шумит» (слова написаны композитором).

«Вьётся вдаль тропа лесная»

Миновали тяжелые военные годы. Все чаще стали появляться проникнутые душевной теплотой лирические песни: «Одинокая гармонь», «Хороши весной в саду цветочки», «Мы с тобою не дружили», «Уезжала девушка», «Под окном», «Полюбился мне парнишка», «Мой любимый за рекой»...

Хочу остановиться на моей любимой песне – «Вьется вдаль тропа лесная». Это была самая первая пластинка, которую я купил в районном селе Краюшкино в записи Владимира Нечаева. И когда в нашей ограде собрались ребята и девчата, все просили поставить на патефонный диск именно эту пластинку:

«Вьется вдаль тропа лесная,

Светят звезды ранние.

Буду здесь всю ночь без сна я

Ждать с тобой свидания.

Сколько раз с надеждой робкой

Ждал тебя у дома я –

Ты проходишь дальней тропкой,

Словно незнакомая...»

Хочу рассказать еще о двух песнях Б. Мокроусова, которые забыты. Первая – «На широкой нашей улице». Я давно, еще в юношеские годы, слышал ее по радио, а в мою фонотеку она пришла лишь в восьмидесятых годах. Пел ее Владимир Нечаев:

«На широкой нашей улице зеленой / Вечерами бродят парочки влюбленных, / Но в вечерней этой ласковой тиши / Мне чего-то не хватает для души...»

С поэтом П. Фирсовым Б. Мокроусов написал еще шуточную песню «Выплывает месяц ясный». Песня для меня была абсолютно неизвестная, никогда я ее не слышал, а познакомился лишь в то время, когда имел возможность работать с картотекой Всесоюзного радио. Пел ее прекрасный мастер шуточных мелодий Георгий Абрамов:

«Выплывает месяц ясный

В хороводе звезд,

В тихом парке освещает

Милицейский пост...»

Каждая песня – неповторимая мелодия, в каждой – яркая самобытность, и в словах это трудно выразить, Мокроусова надо слушать. Особенно привлекательны у него молодежные песни: свидания и встречи, печаль разлуки, верность и ревность, ожидание и тоска неразделенного чувства. У Мокроусова решение этой темы – оригинальное, через мелодию чувствуется нежно-лиричная, жизнелюбивая и правдивая новизна произведения. Давайте вспомним некоторые: «Четыре моряка», «Наговоры», «Говорят, что я влюбилась», «Ясной ночкою», «Я за реченьку гляжу». Очень популярной была песня «Назначай поскорее свидание». Она распевалась в деревнях как самая лучшая песня влюбленных девушек.

«Костры горят далёкие»

Интересна история создания этой популярной песни. Летчик-истребитель Иван Шамов при посадке на неисправном самолете остался инвалидом в расцвете лет, прикованным к постели. И вот в один из лунных вечеров, когда у него было очень тяжело на душе, увидел из окна госпиталя горящие вдали костры, а на лавочке – паренька, который долго прощался с девушкой. Это вернуло военному летчику душевные силы, и он до самого утра сочинял стихи – первые в своей жизни. Утром Шамов позвонил композитору, песни которого знал с войны, и прочитал стихи. «Костры» так понравились Мокроусову, что он в тот же день приехал в госпиталь. А день был неприемный, его не пускали к летчику до тех пор, пока он не назвал свою фамилию. И свидание разрешили. Они познакомились.

– Я сразу же сел за работу, – рассказывал Борис Андреевич. – Мне понабилось всего два дня, это было небывалое вдохновение: стихи нашли ту единственную мелодию, которая сделала песню богатой душевной красотой, чистыми отношениями между влюбленными... Теперь нужен был исполнитель. И я выбрал Владимира Нечаева:

«Костры горят далекие,

Луна в реке купается,

А парень с милой девушкой

На лавочке прощается.

Замедлить расставание

Он всей душой старается,

Словечко ищет нежное,

Сидит, сердечный, мается...»

Певец Владимир Нечаев дал путевку многим мокроусовским песням: «Сормовская лирическая», «Осенние листья», «Ты рядом со мной», «Мы с тобою не дружили», «Любовь для нее берегу», «Поют в лесу соловьи», «Ходит белая луна»...

Лет пятнадцать назад в исполнении ансамбля «Песняры» стала часто исполняться песня «Вологда». Ведущий радиопрограммы объявил, что ансамбль исполнит недавно написанную Б. Мокроусовым песню «Вологда». Я отправил письмо на Всесоюзное радио и напомнил ведущему, что композитора Бориса Андреевича Мокроусова нет с нами с 1968 года, а его песня «Вологда» на стихи М. Матусовского была впервые передана по радио в 1958 году в записи В. Нечаева. Ответа не получил.

Песенные жанры для кино и театра

Борис Мокроусов много работал для кино и театра. Он написал музыку к фильмам «Весна на Заречной улице», «Неуловимые мстители», «Свадьба с приданым». Он автор оперетты «Роза ветров» и других произведений. Много лет Мокроусов сотрудничал с такими большими поэтами, как М. Исаковский, А. Фатьянов, Е. Долматовский, А. Жаров. Но особая дружба была у него с Алешей Фатьяновым. Мокроусов только так называл поэта. Когда Фатьянов приезжал в Москву из Владимира, любил останавливаться в гостинице «Москва». Он приглашал Б. Мокроусова, руководителя оркестра В. Кнушевицкого, певцов В. Бунчикова, В. Нечаева, Г. Виноградова и Г. Абрамова. Это были очень полезные творческие встречи. Тогда-то Мокроусов попросил Фатьянова написать две песни для спектакля «Свадьба с приданым». И заказ композитора Алексей Фатьянов выполнил к намеченному сроку. Давайте вспомним песню «На крылечке». Ее первой исполнительницей была Вера Красовицкая:

«На крылечке твоем

Каждый вечер вдвоем

Мы подолгу стоим

И расстаться не можем на миг.

«До свиданья», – скажу,

Возвращусь и хожу,

До рассвета хожу

Мимо милых окошек твоих...»

Есть и другая – шутливая, с явным стремлением героя показаться красивым кавалером, перед которым дрогнет девичье сердце. Песню «Хвастать, милая, не стану» исполнил киноартист Виталий Доронин. Эта песня вошла в золотой фонд:

«Хвастать, милая, не стану -

Знаю сам, что говорю.

С неба звездочку достану

И на память подарю.

Обо мне все люди скажут:

Сердцем чист и неспесив...

Или я в масштабах ваших

Недостаточно красив?..»

Певец Владимир Александрович Бунчиков много раз рассказывал мне о жизни прославленного композитора. Вот несколько строк из моего журналистского блокнота: «Борис Андреевич был душевный человек, очень ценил дружбу, был красив, к нему тянулись люди. И Борис Андреевич любил людей, делился успехами и неудачами в работе. Я с удовольствием пел его песни. Мы с Нечаевым исполняли «Мы люди большого полета» (стихи А. Фатьянова), «Песню юности», «Хорошо», «Застольную» (стихи М. Исаковского). Я работал с композитором над опереттой «Роза ветров», исполнил ариозо Панавина, а с Верой Красовицкой – дуэт Панавина и Катерины. Вошли в золотой фонд советской песни напетые мной «Третий батальон», «Возвращение», «Давай сегодня встретимся», «На улице Заречной».

С песнями Бориса Андреевича Мокроусова я не расстаюсь всю жизнь. Он мой самый любимый композитор. Я собрал 195 его песен, но вся эта большая работа осталась неоконченной. Я надеюсь, что придет такое время, когда издадут остальные, не менее талантливые песни композитора.

Виктор ДЕНИСОВ

Фото: composers.org.ua

 
Фоторепортаж