В числе первых

12:06, 01 сентября 2015г, Образование 1515


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

В Новомоношкинскую среднюю школу Заринского района мы приехали за считаные дни до начала учебного года. Запах краски уже почти выветрился, а дети в соседнем доме культуры репетировали праздничную программу к 1 сентября.

В крае эта сельская малокомплектная школа на хорошем счету, что и позволило ей стать одним из полутора десятков пилотных образовательных учреждений региона, апробирующих новые государственные образовательные стандарты (ФГОС). В 2010 году здесь начали иначе учить первоклашек, ну а в этом году осваивать изменившиеся программы предстоит уже семиклассникам.

Чтобы вас заметили

Новомоношкинская вовсе не одна из тех современных сельских супершкол, которые были созданы в последние годы и по красоте и комфорту могут дать фору многим городским. Здание 1971 года постройки не знало капитального ремонта, зато знало тяжелые времена безденежья. Серьезные изменения начались меньше десяти лет назад. Новое руководство школы правильно поняло совет чиновников от образования: «Чтобы вас заметили, надо себя показывать». Педагоги стали участвовать в профессиональных конкурсах – и запомнились.

Активным учителям доверили апробацию значимых проектов, ну а под эти проекты маленькая школа начала получать современное оборудование, на зависть коллегам из других сел. Именно так в 2010 году появилась самая первая интерактивная доска – ее выиграли учителя начальных классов, написавшие новую программу обучения малышей по ФГОС начальной ступени.

Сейчас в каждом классе есть выход в Интернет, современные учительские места. За последние годы получено новое оборудование для кабинетов физики и химии, четырнадцать ноутбуков и системы голосования, которые активно применяются на занятиях, профессиональные швейные машины для кабинета технологии и многое другое. Из бытовых радостей – пластиковые окна и долгожданная новая кровля, которую доделали в марте 2015-го. А буквально на днях закончили архитектурную составляющую доступной среды – пандусы на крыльце и внутри школы, специальные двери нестандартной ширины, поручни в туалетах. В ноябре здесь еще получат оборудование для сенсорной комнаты (она будет совмещена с современным тренажерным залом).

– Изначально проект здания предусматривал и душевые, и теплые туалеты, но они не работают, – рассказала нам директор школы Татьяна Габович. – И только несколько лет назад мы начали все восстанавливать. Знаете, это просто цивилизация, так и должна быть устроена нормальная жизнь.

Командная работа

Первым педагогом, которому здесь выпало работать по ФГОС начальной школы, стала в 2010 году Наталья Фишер.

– Мне тогда помогали все учителя начальных классов, ведь пришлось составлять совершенно новые программы, – рассказывает Наталья Владимировна. – Мы изменили сразу все, перешли на развивающее обучение. Его принципиальное отличие в том, что ребенок сам ищет пути решения задачи, работает в группах и парах. Дети делают открытие и оценивают свою работу. Но чтобы это осуществить, учителям сначала пришлось скорректировать свои представления о содержании обучения. Мы уходим от авторитарности и учим детей самостоятельно добывать знания.

Внедряя ФГОСы, педагоги пилотной школы попутно обучали и своих коллег на семинарах и открытых уроках. Что же в итоге? Завуч Наталья Ризатдинова говорит, что пятиклассники, с самого начала учившиеся по новым стандартам, от сверстников отличаются более развитыми коммуникативными навыками: свободнее рассуждают, анализируют, лучше говорят. А ведь когда-то российскую систему образования упрекали в том, что детей не учат учиться!

Коллектив педагогов очень мобильный, говорит Татьяна Габович. Впрочем, в малокомплектной школе по-другому просто невозможно: узких специалистов нет, учителям приходится вести несколько предметов и многие педагоги уже прошли профессиональное переобучение. Немецкий язык сейчас ведет бывший учитель начальных классов Наталья Ганина, кстати, выпускница Новомоношкинской школы. «Это молодой специалист, который действительно чувствует класс. У нее  настоящий педагогический талант, и дети ее любят», – аттестует учительницу Наталья Ризатдинова. 

Ринат Бектемиров, по образованию инженер-механик, в школе уже 15 лет, преподает физику, химию, ОБЖ, а еще ведет туристический кружок и даже возит подопечных на краевые соревнования.

– Какой учитель физики пойдет в малокомплектную школу, если для ставки нужно 18 часов, а тут всего десять? А химик, у которого будет и вовсе шесть часов? Все равно что-то придется вести дополнительно, для маленьких школ это вечная проблема, – объясняет нам Ринат Абрамович, который сейчас тоже проходит переподготовку.

Учится и Светлана Таловская – с прошлого года учитель географии преподает еще и математику, а также является наставником недавно созданного научного общества и волонтерского кружка, который помогает пожилым односельчанам. В конце концов, даже директор и завуч осваивают курс «Менеджмент в образовании». Татьяна Габович рассказывает, что в управлении образовательным учреждением сейчас тоже не приветствуется авторитарность, в тренде – командная работа. И команда в школе сложилась!

Новости партнеров
Фоторепортаж