У «ящика»: Служебный долг и личные чувства

18:49, 01 сентября 2017г, Культура 1311


1
1

Сериал «Безопасность», который на этой неделе показывает Первый канал, неожиданно оказался не стандартным для российского телевидения плоским полицейским процедуралом, а чем-то более тонким и человечным.

Место действия – условный провинциальный город Юрьевск, главные герои сериала – сотрудники отдела собственной безопасности управления МВД, те самые, которые разоблачают «оборотней в погонах» (на тему оборотней в первой же серии есть неловкая шутка про осиновый кол).

Первый канал показывает «Безопасность» по своей традиционной схеме: два эпизода за вечер. В данном случае это вполне оправдано, поскольку сериал состоит из четырех самостоятельных историй, каждая как раз на две серии. И хотя речь идет об одном и том же отделе, центральные герои этих историй меняются. Допустим, в первых двух эпизодах это старший уполномоченный ОСБ Ольга Горина – внутренне опустошенная женщина, преданная своей работе, но неожиданно для себя влюбившаяся в опера, за которым она следит. Опер предположительно причастен к гибели цыган-наркоторговцев, но играет его любимец зрителей Кирилл Плетнев, так что возникновение теплых чувств хотя бы объяснимо.

Следующие две серии повествуют о служебном романе двух сотрудников ОСБ на фоне внедрения под прикрытием к коррумпированным участковым. А затем глава отдела, полковник Царев (его играет Никита Высоцкий, для которого сериал стал еще и режиссерским дебютом) обнаруживает, что очередной «оборотень» – жених его дочери, и тоже разрывается между долгом и чувствами. Наконец, новобранец отдела пытается понять, каким образом сослуживец, спасший ему жизнь, может быть замешан в преступлении. Отыграв свою историю, они уходят на периферию сюжета и появляются в эпизодах. Неизменным остается внимание сценаристов к нюансам отношений закона, морали и личного выбора в ситуации, когда герои – в буквальном смысле чужие среди своих.

Вообще-то традиция полицейских сериалов, которой не один десяток лет, почти всегда выводит оэсбэшников (в какой бы стране они ни работали и как бы ни назывались) этакой досадной помехой главным героям – хорошим парням. Зачастую они даже выглядят отталкивающе, чтобы зритель не вообразил, что правда может быть на их стороне. Обычно это те крючкотворы из американских сериалов, которые ничего не понимают в оперативной работе, но при этом не дают житья нормальным копам, которые – подумаешь! – немножко превысили полномочия ради благой цели. Допустим, не сдержались и треснули какого-нибудь очевидного для зрителей мерзавца. И вот в ситуации, когда полиция кажется неподконтрольной обществу (регулярные скандальные новости оставляют нам мало надежды), этот сериал делает главными героями именно тех, кто следит за соблюдением законности и кого за это недолюбливают коллеги.

Здесь любопытны не только истории внутренних метаний, но и, например, высказывание авторов о месте женщины в «мужской» профессии (тема актуальная в наши дни, но российские киношники за «женской повесткой», заострившейся в последние годы, совершенно не поспевают). Или их взгляды на то, в каких случаях цель может оправдывать средства.

Дополнительный объем сериалу придают неожиданно неодномерные характеры – не какие-то цельнометаллические герои с безупречным моральным компасом, а временами напуганные, неловкие и несуразные люди, привыкшие никому не доверять и потому часто обманывающиеся (а неловкие настолько, что первые две серии порой смотрятся как комедия). Во всех историях личное туго сплетено с профессиональным, причем как и в обычной жизни, невозможно однозначно сказать, что важнее.

Сценарий, кстати, писал Андрей Кивинов, известный автор народных хитов «Улицы разбитых фонарей» и «Убойная сила». Сайт телеканала сообщает, что сериал основан на его серии детективов «Зона личной безопасности». «Сценарист Андрей Кивинов сам служил в органах, он хорошо знает эту среду и этих людей. Когда мы работали над сценарием, он рассказывал, что за каждой историей, за каждым персонажем есть прототип, и есть события, свидетелем которых был он сам, – цитирует телеканал режиссера Никиту Высоцкого. – Мы хотим, чтобы зритель видел не придуманных персонажей, а реальных людей, похожих на знакомых, соседей и друзей. И конечно, как всегда у Кивинова, в фильме будет много юмора».

Но настоящим сценарным чудом по меркам нашего телевидения можно считать то, что герои после всех испытаний не остаются прежними, а немного меняются в каком-то важном отношении.

Фото с сайта kinopoisk.ru

Фоторепортаж