«Будущее Алтая» готовят с самого начала учебы в школе

15:00, 17 ноября 2015г, Образование 2152


1
1

Более 500 исследований и проектов школьников из 11 городов и 38 районов края были оценены профессорами и преподавателями ведущих вузов региона – таковы итоги установочной сессии программы «Будущее Алтая» в цифрах.

Работы рассматривались в пяти предметных секциях. Главная задача состояла в том, чтобы проконсультировать школьников, занимающихся научными исследованиями, ну а самые перспективные работы рекомендовать для участия во всероссийских и международных научных форумах.

Система подготовки юных талантов в крае сложилась уже давно, и за 20 лет существования краевого конкурса «Будущее Алтая» около полутора тысяч школьников становились победителями и призерами научных состязаний высокого уровня. В активе наших детей – престижные награды и научные кубки, и впоследствии это дает им возможность выбирать среди лучших вузов страны.

Как появляются цыплята?

Впрочем, все это касается старшеклассников. Но в программе участвуют любознательные дети едва ли не с самого начала учебы в школе. В этом году методистов краевого центра информационно-технической работы (КЦИТР), которые курируют программу, удивляют именно учащиеся начальных классов. Их много, и тщательности их работ могли бы позавидовать старшеклассники. «Проекты самых маленьких тоже попадают на всероссийский конкурс, только заочный. Он называется «Первые шаги», и у него нет возрастных ограничений. Там дети могут получить свой первый престижный диплом», – объясняет методист КЦИТР Людмила Колпакова.

Четвероклассница Диана Мартынченко из села Протасово Немецкого национального района представила на сессии работу по литературе.

– Она называется «Образ женщин-богатырок в русских народных былинах», я эту тему сама выбрала – про богатырей-то мы знаем гораздо больше. Мы с учительницей Натальей Викторовной Гончаровой нашли в былинах богатырок Настасью Микулишну, Василису Микулишну, Настасью Королевичну. Было очень интересно!» – рассказала нам Диана.

Третьеклассник Антон Лыжин из барнаульского лицея № 122 исследовал основные свойства бумаги. Семён Бодунов (тоже 3 класс, школа № 1 Новоалтайска) рассказал экспертам высшей школы, как появляются на свет цыплята. Ну а второклассница Кира Кабыченко из Мирной школы Зонального района выяснила, почему в варежках тепло. Причем всех участников сессии выслушали самым серьезным образом, многим аплодировали и давали советы, как улучшить и углубить исследование.

Готовый продукт

А вот изобретательности старшеклассников уже почти не удивляешься. В секции «Биология, экология, география, медицина, химия» было представлено 100 научно-исследовательских работ. Лучшими признаны «Изучение состояния воды в реке Чемал Чемальского района Республики Алтай после весеннего паводка», «Оценка качества пчелиного меда из разных регионов России» и другие. В секции «Математика, информатика, экономика» особо отмечены проекты «Разработка библиотеки для распознавания российских автомобильных номеров» и «Экономический рост и развитие г. Белокурихи».

Одиннадцатиклассник Игорь Сауэр, автор одной из лучших работ в секции «Физика, техника, астрономия», рассказал нам о своем исследовании:

– Моя тема – «Индикатор уровня жидкости». Мы с учителем Натальей Анатольевной Бабаниной создали прибор, который может улучшить жизнь слабовидящих людей в быту. Датчик уровня жидкости подает сигнал, что емкость уже наполнилась, это снизит риск случайно перелить воду через край и затопить соседей. Потом я еще добавил микроконтроллер, который передает сигнал на смартфон, это вообще наше ноу-хау. Не с первого раза все получилось, я долго возился со схемой, прибор сначала был некрасивый, из него торчали провода. Но теперь это практически готовый продукт.

Игорь говорит, что уже сейчас можно получить на него патент и выпустить на рынок, где он стоил бы гораздо дешевле импортных аналогов (которые к тому же не могут похвалиться таким функционалом), а можно продолжать дальше совершенствовать устройство.

С высокой точностью

Об учителе физики из славгородской школы № 15 Наталье  Бабаниной методисты КЦИТР говорят, что она уже много лет готовит таланты, которые неизменно занимают высокие места на краевых и всероссийских конкурсах.

То же можно сказать и о другом участнике программы «Будущее Алтая» – Владимире Тишине. Преподаватель Алтайского государственного колледжа и изобретатель напутствовал троих учащихся барнаульского лицея № 129, в котором он ведет клуб «Новатор». Константин Лапшин уже в прошлом году стал призером конкурса «Шаг в будущее» в МГТУ им. Баумана со своим датчиком аварийного состояния соединений.

Другой ученик Тишина, одиннадцатиклассник Александр Гирёв, предложил усовершенствовать способ обработки прецизионного изделия, который используется сейчас на АЗПИ (с этой работой он дошел до полуфинала Всероссийского конкурса «Сименс» в Сибирском федеральном округе). десятиклассница Алина Королёва впервые участвует в научном форуме с работой «Вибрационный калибр».

– Это прибор, который позволяет определять размер с очень высокой точностью, – объясняет девушка. – Конкретно – размер детали корпуса распылителя. Если на заводе он измеряется в сотых долях миллиметра, то у нас – с точностью до микрон, то есть до тысячных долей.

«Мы постоянно в контакте с представителями АЗПИ, которые заинтересованы в творчестве молодых, и надеемся, что наши разработки будут полезны для технологического процесса», – резюмирует педагог. Своих учеников из лицея он называет золотыми детьми и подчеркивает, что каждый из них талантлив не только в техническом творчестве, кто-то серьезно занимается спортом, кто-то – музыкой.

Исторические драмы

А ученики Татьяны Билан представляли работы не по профилю педагога. Несколько лет назад известный учитель английского языка из Шипуновской школы им. Луначарского увлеклась краеведением и смогла увлечь школьников. Учащийся выпускного класса Андрей Орлов продемонстрировал результаты мониторинга памятников истории и культуры Шипуновского района. Софья Свинухова по крупицам восстановила в ярких деталях историю детского дома, который существовал в селе Коробейниково в середине прошлого века. И даже планирует организовать встречу его бывших воспитанников!

ученица 11 класса Анастасия Лещёва написала работу «Судьбы героев фронтовых писем Анатолия Мягченкова». 22 письма были найдены на чердаке одного из домов в Шипуново, и школьница с педагогом не сразу выяснили, кем и кому они были отправлены. Оказалось, в довоенной жизни их автор был простым бухгалтером в Орловской области. На фронте он мечтал стать писателем и обязательно приехать после войны на Алтай к жительнице Шипунова, с которой у него была теплая переписка. Этим планам не суждено было сбыться: в результате ранения у него были ампутированы рука и обе ноги и он так и не решился приехать к своей Анне.

У исследования не только краеведческое, но и социальное звучание, уверена Татьяна Билан, в нем видно, как война меняет человека.

– Что ощущаете, соприкасаясь с личной драмой людей, которых вы никогда не видели? – спрашиваю Анастасию.

– Ответственность: восстанавливая судьбу другого человека, я не могу позволить себе неточностей, как-то исказить события.

Кстати, работа Анастасии как перспективная тоже была рекомендована для участия в федеральных конкурсах.

Фоторепортаж