В Барнауле работает выставка работ Петра Кончаловского

17:00, 24 февраля 2016г, Культура 2513


1
1

В Художественном музее работает выставка работ Петра Кончаловского «Он был создан для живописи». Экспозицию называют редкой. Дело в том, что музей обладает пятью великолепными произведениями русского и советского живописца, которые чаще выставляются в других регионах.

В начале 2000-х эти работы демонстрировали в Третьяковке. Одна из них долгое время находилась в представительстве Алтайского края в Москве. На большой новосибирской выставке натюрморта 1920 годов, в которой участвовали все музеи Сибири, барнаульский Кончаловский произвел фурор. И вот к 140-летию со дня рождения художника в музее решили, что наши зрители тоже заслуживают увидеть хотя бы четыре из пяти имеющихся работ (огромное полотно «Новгород Великий» – 3  метра по большой стороне – физически невозможно выставить во временном пристанище музея, но его репродукция есть на сайте ГХМАК). Заместитель директора музея по науке Наталья Царева говорит, что даже в таком составе барнаульцы работ Кончаловского еще не видели.

Натюрморт с историей

– Это большое богатство, – говорит Наталья Царева, – далеко не каждый провинциальный музей может похвастаться тем, что у него вообще есть хотя бы одна работа Кончаловского. Три из четырех представленных произведений поступили в музей от сына художника, а одна – великолепный натюрморт 1920 года – из краеведческого музея. Когда-то это полотно принадлежало Музею изящных искусств в Барнауле.

Тот музей существовал в 1920-х, буквально несколько лет. После его закрытия исчезла вся коллекция, в которой были работы Малевича, Кандинского, Лентулова, Гончаровой и Ларионова, а также художников, живших на Алтае: Михаила Курзина, Елены Коровай. Просто со временем на содержание музея не стало средств, а живописцы, которые его организовывали, разъехались. На втором съезде художников Сибири говорилось об ужасной судьбе произведений из той коллекции: например, в одном доме мраморный бюст работы скульптора Домогацкого использовали как груз в кадке с капустой.

Искусствовед рассказывает, что по просьбе живописца Михаила Курзина отбором работ для провинциального музея занимался Луначарский, так что в середине 20-х там были действительно первоклассные произведения современного искусства. Сегодня же о качестве этого утраченного собрания вполне можно судить по эффектному натюрморту Петра Кончаловского, который экспонируется в ГХМАК.

От кубизма к русскому реализму

Ну а в 1973 году сотрудники Художественного музея (в те годы – Алтайский музей изобразительных и прикладных искусств) приобрели работы у сына художника Михаила Петровича, тоже живописца. Причем специально были отобраны вещи разных периодов, чтобы как можно полнее представить творчество художника: это «Дача» 1919 года, «Натюрморт» 1928-го, «Ветлы» 1947-го.

– «Дача» представляется мне особенно интересной, – говорит Наталья Царева. – На обороте картины стоит подпись художника латинскими буквами, а также номер – 333. Он всегда собственноручно нумеровал свои работы. В Интернете можно увидеть похожие пейзажи – в 1919-м он много писал желтую дачу в Кунцево. Для нас эта работа интересна прежде всего тем, что в ней Кончаловский предстает еще художником, увлеченным Сезанном, Ван Гогом. Мы видим упрощение формы до кубистических объемов, деревья, похожие на декорации. Даже если не иметь никакого представления о традиции русского кубизма, одна эта работа может нам о нем рассказать.

И совсем иначе выглядит натюрморт с орхидеями 1928 года, не говоря уже о пейзаже «Ветлы» (1947). В 30-е годы художникам, находившимся в авангарде, пришлось перестраиваться, возвращаясь к реалистической традиции. Для некоторых это было трагедией, а для Кончаловского стало естественным этапом развития, считает искусствовед:

– Я думаю, это был его путь. Он ведь очень много видел с детства: интеллигентные родители с революционными настроениями, в доме часто бывали видные русские художники, литераторы, которые спорили об искусстве... Естественно, его взгляды были шире и он не видел ничего плохого в реализме.

– Он писал Мейерхольда, Алексея Толстого, однако когда ему заказали портрет Сталина, художник отказался: «Я реалист и не могу писать по фотографии», – замечает Царева. – От него, естественно, ждали помпезных работ, но он ушел в тихую живопись. Хотя даже этот удивительный натюрморт с цветами – очень мощный по своему накалу!

Выставка «Он был создан для живописи» работает до 13 марта.

Петр Петрович Кончаловский (1876 – 1956) в детстве учился в харьковской частной художественной школе. В 1889-м его семья переехала в Москву, где он занимался живописью в вечерних классах Строгановского училища технического рисования. Под влиянием Константина Коровина поступил в Академию Жюлиана в Париже, в 1898-м – в Высшее художественное училище при Петербургской Академии художеств. Один из основателей Общества художников «Бубновый валет» (1911-1917), члены которого отрицали традиции академизма и реализма, тяготея к постимпрессионизму, фовизму и кубизму. Впоследствии живописная манера художника менялась в сторону реалистической традиции. Художник был женат на дочери великого русского живописца Василия Сурикова. Лауреат Сталинской премии I степени (1943), народный художник РСФСР (1946), действительный член Академии художеств СССР (1947).

Фоторепортаж