В Художественном музее Алтайского края работает выставка Вадима Иванкина

19:30, 16 июля 2021г, Культура 1412


В Художественном музее Алтайского края работает выставка Вадима Иванкина Фото №1

Фото Олег БОГДАНОВ

В краевом Художественном музее Алтайского края до 17 июля будет работать выставка председателя жюри «Аз.Арта», академика РАХ, профессора Вадима Иванкина.

Акварели и мистификация

Известный новосибирский художник и деятель искусств представил на суд зрителей и молодых участников конкурса 30 акварелей на религиозные темы. Экспозиция называется «Эскизы утраченных фресок», и в этом, как объясняет куратор Евгений Пешков, есть элемент мистификации и игры. На самом деле исчезнувшие древние храмовые фрески, предъявленные нам в виде эскизов, существовали только в воображении художника.

Несколько лет назад организаторы «Аз.Арта» решили, что молодые художники имеют право знать, кто выносит им вердикт. Но у нынешней экспозиции председателя жюри есть и другие поводы: Вадим Иванкин – уроженец Рубцовска. В 2012-м он уже проводил в нашем музее большую выставку живописи. В этом году свое 60-летие художник отмечает целым выставочным залпом: одна экспозиция во Владивостоке, одна в Барнауле и две в Новосибирске. И все будут разными.

– Ощущение, что он пробирается сквозь какую-то временную субстанцию и видит там эти образы. Похожее чувство было, когда я в первый раз попал в Иерусалим, шел и думал: да я здесь был! Ну а его автопортреты – это чистый Пантократор, перед ним затрепещешь – и хочется исповедаться сразу, – шутил на вернисаже московский график, член-корреспондент Российской академии художеств, народный художник Александр Муравьёв. – Если говорить о цвете, то он, конечно, колдун, волшебник. Барнаулу повезло, эта выставка – откровение.

А искусствовед Марина Чертогова задавалась вопросом, как Иванкин находит время для творчества: с 2006 года он возглавляет Новосибирскую организацию Союза художников России. Организует и курирует межрегиональные выставки «Красный проспект». С 2017-го руководит Творческой мастерской живописи Российской академии художеств в Красноярске. При этом на одной из четырех персональных выставок в этом году он собирается показать свои «лаки» – работы в совершенно новой для него технике и на новую тему.

Такие «буквы»

Что касается барнаульской экспозиции, то на ней представлены циклы разных лет – «Полуночный мир», «Откровение» и «Лицевая книга», работы вне серий и автопортреты. Искусствоведы объясняют, что в основе этих произведений – синтез модернизма, экспрессионизма, классического и религиозного искусства. 
В некоторых работах Иванкин трактует библейские сюжеты, вплетая в них канонические мотивы русской иконописи, в других – сцены отвлеченного содержания. Сам художник признается, что акварелью уже давно не работает, переключившись на смешанные техники и темперу, которая приближает его картины к эффекту стенописи.

– Название выставки появилось в разговорах с одним искусствоведом, который сказал: «Твои работы похожи на эскизы фресок», – говорит Вадим Викторович. – Возможно, из тех разговоров и развился человек, которого вы знаете по этим акварелям.

– Как в вашем творчестве появилась религиозная тема?

– Случайно. За ней нет никакой «литературы», ее исток – пластическая организация листа, композиция и цветовые ощущения. Не религия, не текст. У меня была персональная выставка в Томске, и я назвал ее «Апокриф», потому что в моих работах почти нет канонических сюжетов. Единственное, в цикле «Лицевая книга» названия работ – это шифры цитат из Библии, но все остальное – фантазии по поводу. Это как азбука: вы знаете буквы и как-то их складываете. Вот у меня такие «буквы», я так их складываю.

Фоторепортаж