Скидки и социальный хлеб

11:35, 23 января 2015г, Общество 1536


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Если у тебя нет денег, чтобы успеть купить «лишний» автомобиль или ноутбук по старой цене, можно, посмеиваясь, наблюдать, как это делают за тебя более состоятельные сограждане. Но как реагировать, если едва ли не каждый день переписывают ценники продовольственные магазины?

Своё или привозное?

Рост цен на продукты аналитики связывают со множеством факторов – ростом затрат на сырье, топливо, зарплату работников, тарифами на электроэнергию, сезонными колебаниями цен, погодой, повлиявшей на урожай, импортной составляющей, связанной с динамикой курса доллара. Составленный специалистами краевого управления по пищевой и перерабатывающей промышленности рейтинг защищенности местных предприятий с точки зрения замещения импорта вполне соответствует пикам и минимумам цен. 1 место – за спиртовой и зерноперерабатывающей отраслями, работающими на местном сырье. Но от ввозимого зависят пивобезалкогольные предприятия: лишь 33,6% объема солода, необходимого для производства пива, растет в крае. Остальное везут из Санкт-Петербурга и стран Европы. Самомодостаточна отрасль переработки молока, а вот закваски и ферменты для изготовления сыров, творога, кисломолочки нам поставляют Дания, Италия, Болгария, Франция, Голландия. Год от года снижается доля импортного сырья для мясопереработки, недостающие же объемы свинины, говядины и птицы крупные производители пополняют за счёт открывающихся производств (результат реализации крупных инвестпроектов, таких как ввод в строй свинокомплекса ООО «Алтаймясопром»). А вот моря на Алтае нет, и потому рыбу мы перерабатываем привозную (доля импорта – 45%).

Рейтинг этот, вполне понятный хозяйке, покупающей кочан капусты на голубцы, не отменяет для нее необходимости дотошно подсчитывать стоимость содержимого тележки по дороге к кассе.

– Увы, после введения продовольственного эмбарго на импорт из ряда стран цены на продукты питания, в том числе и алтайских производителей, в регионе выросли по многим позициям, – подтвердили «АП» в краевом управлении по пищевой и перерабатывающей промышленности, – но рост этот не превысил уровня потребительской инфляции и соответствует общесибирским тенденциям. Не допущено резкого удорожания ни одной позиции социально значимых продуктов питания благодаря предпринимаемым краем мерам.

Где живут скидки

Пожалуй, самая популярная и понятная народу – социальные акции в сетевых магазинах. Отправляясь за продуктами, мы всматриваемся в «маячки», желтые и красные ценники. Под ними можно найти краснодарские яблочки по 70 рублей за килограмм, салат из Новосибирска – 38 за упаковку, «Докторскую» по 134 рубля за 450-граммовый батончик, сыр «Витязь» по 263 за килограмм, яйцо, правда, мелкое, по 46 рублей за десяток. Семга, «приплывшая» из Чили, оказалась в два раза дешевле норвежской – 389 рублей за килограмм.

Такие акции помогают если не вернуть цены прошлого года, то выправить их. Заместитель начальника управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Галина Денежкина подчеркивает, что действуют они сегодня практически во всех сетевых магазинах: «Региональные и федеральные торговые сети – «Мария-Ра», «Аникс», «Лента», «Магнит», «Холидей» регулярно проводят акции по снижению розничных цен на конкретные товарные позиции, в том числе на социально значимые продукты первой необходимости (масло сливочное и подсолнечное, рыба мороженая, куры, молоко, хлеб и другое)».

Так, на территории края сейчас работают более 100 социальных продовольственных магазинов, где можно купить продукты первой необходимости по ценам ниже розничных на 5-20%. К слову, сегодня 900-граммовый пакет социального молока стоит в Барнауле около 29 рублей, 600-граммовая буханка хлеба – около 17. Хлебопекарные предприятия края не сократили поставок формового хлеба в 100 социальных магазинов края по цене, сниженной на 35 – 45%. В «Марии-Ра» в ежемесячных акциях по снижению цен в нынешнем январе участвует около 300 наименований товаров, 200 из них – социально значимые продукты. В «Аниксе» поможет ярлычок «Только неделя», под него попадают крупы, молоко, масло, фрукты. В «Холидее Классик» до 31 марта действует «Льготная цена» на 200 наименований продовольственных и непродовольственных товаров в магазинах формата «супермаркет», «магазин у дома» и «холди-дискаунтер». «Лента», барнаульская и бийская, зафиксировала на уровне цен сентября 2014 года более 90 позиций, все они представлены в «авторской» социальной программе, дополнительные скидки (3-8%) получают инвалиды, пенсионеры, многодетные и малообеспеченные покупатели. Умеренные ценники по-прежнему живут на ярмарках выходного дня, в 2014 году в крае работали 1767 площадок.

Как их держат

В продуктовой корзине более всего подорожали крупа гречневая – ядрица,  лук репчатый, капуста белокочанная свежая, сахар-песок, рыба мороженая неразделанная, куриное мясо. Рекорд за гречневой крупой, она стала дороже в два раза – алтайский производитель объясняет это ситуацией на рынке сырья. Удержались на предновогодней ценовой отметке пшено и сметана, а соленая сельдь даже подешевела на 16%. О том, как выглядит Алтайский край на фоне других регионов, Галина Денежкина рассказывает, основываясь на объективных данных:

– Наш регион входит в пятерку регионов СФО с минимальными ценами по 19 из 24 социально значимых продуктов питания, у нас зафиксированы цены ниже средних по России по 17 наименованиям и самые низкие в Сибири – на подсолнечное масло, куриное мясо, муку, шлифованный рис, пшено и соль.

Ценообразование даже в рыночных условиях вполне реально держать под контролем. Инструменты для этого есть. Как пояснили «АП» в управлении Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, условно их можно разделить на прямые и косвенные. Первые, меры государственного регулирования, непосредственно устанавливаемые федеральными и региональными нормативными правовыми актами, обеспечивают социально незащищенным жителям доступность цен на детское питание, лекарства и другие важные товарные позиции. К слову, при росте цен на продукты первой необходимости свыше 30% в течение 30 календарных дней подряд Правительство России вправе установить предельные розничные цены по предложению Минэкономразвития России. Или косвенно, благотворно влияя на ценообразование, как, например, отраслевые соглашения между участниками рынка – производителями, переработчиками, ритейлерами. Во время продовольственной биржи деловых контактов «АлтайПродМаркет» (она прошла в краевой столице в октябре 2014 года) участники договорились не допускать необоснованного повышения цен и обеспечивать ценовую доступность населению социально значимого продовольствия и присоединились к заявлению общероссийских союзов производителей, поставщиков, торговых сетей и потребителей продовольственных товаров и сырья – членов Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка. Разработан и действует региональный план мероприятий администрации Алтайского края по реализации Указа президента РФ от 6 августа 2014 года «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». Звучит мудрено, но смысл вполне  ясен. Введен льготный тарифный коэффициент (0,33) перевозки зерновых, зернобобовых, семян сои, продуктов перемола на расстояния свыше 2000 км. Сформирован штаб оперативного реагирования на развитие ситуации на региональных рынках сельхозпродукции, сырья и продовольствия. В его составе работают представители администрации края, прокуратуры, Алтайкрайстата, крупных предприятий и торговых сетей, региональных управлений Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, Роспотребнадзора, Федеральной антимонопольной службы.

Справка 
Предприятия Алтайского края продолжают исполнять социальную миссию по обеспечению населения региона качественными доступными продуктами питания. В частности, цены алтайских производителей на массовые сорта хлеба по итогам 2014 года сохранили социальную направленность.
При этом хлебопекарные предприятия края не сократили поставку формового хлеба в социальные магазины по сниженной цене (от 35 до 45%). Так, крупнейшие хлебокомбинаты продолжают снабжать этим видом продукции 100 социальных магазинов различных торговых организаций столицы Алтайского края.
Ежедневно хлебопекарные предприятия поставляют 2,4 тонны социальной хлебной продукции, что составляет 7,5% от общего объема произведенного хлеба и хлебобулочных изделий в краевом центре. 

Фоторепортаж