Сказки в музейных залах. Необычные выставки открылись в Барнауле

17:36, 11 июля 2019г, Культура 1119


1
1

Сразу три необычные выставки открылись в Художественном музее Алтайского края.

Шутка большого мастера

Передвижную персональную выставку известного петербургского графика заслуженного художника России Юрия Люкшина «Коты для умножения доброты» сами сотрудники ГХМАК склонны считать шуткой. Тем не менее для барнаульцев это первая возможность увидеть работы большого мастера. И не последняя: уже осенью музей обещает показать самые что ни на есть серьезные произведения автора – знаменитые иллюстрации к «Слову о полку Игореве» и «Борису Годунову».

А пока зрителям представляют 32 цветные графические работы, относящиеся к двум сериям: «Русские коты» и «Коты Малевича».

Куратор выставки Светлана Артюхова рассказывает, что начать рисовать котов художника подвигла жена. В 1996 году Юрий Люкшин представлял в Русском музее свой графический цикл «Дневник паломника», а в соседних залах в это время проходила выставка произведений художницы и скульптора Пелагеи Шуриги (1900 – 1980).

– Коты на ее работах настолько покорили жену Люкшина, что он решил создать свою серию, – говорит куратор. – При всем кажущемся легкомыслии цикла «Русские коты» художник работал в непростой смешанной технике, используя гуашь, темперу и аппликацию тканью. Коллажем это назвать нельзя, но благодаря ткани, которую вы даже не сразу заметите, эти вещи становятся как бы объемными. В работе «Голубой кот» Люкшин использует золотистую обертку, в «Душечке» – традиционное кружево. Словом, это действительно русские коты.

Вторая часть этой выставки появилась уже в 2001 году. И снова благодаря Русскому музею, который представил необычайно объемную экспозицию Казимира Малевича. Лаконичная форма, придуманная классиком русского авангарда, вдохновила Люкшина создать работы – парафразы самых знаменитых поздних произведений Малевича. Только, разумеется, с котами в главной роли. Здесь есть и «Красные коты» (забавная версия «Красной конницы»), и вариация на тему «Черного квадрата», вот уже сто лет смущающего умы, и свой «Красный дом».

А еще в музее демонстрируют мультимедийную программу, посвященную котикам в мировом искусстве – от древнеегипетских статуэток до плакатов Энди Уорхола. Босх, Леонардо, Гойя, Гоген, Ренуар, Пикассо, Кустодиев, Крамской, Маковский – вот неполный список великих, в чьих работах вы, возможно, впервые в жизни заметите кошек.

Итальянский колорит…

До августа в ГХМАК работает выставка «Фарфоровая сказка Алтая» по итогам пятого керамического пленэра, который прошел с 16 по 28 июня в горном местечке Усть-Уба. Организаторы – известные керамисты Анатолий и Зинаида Корчагины.

На сей раз у пленэра отчетливый итальянский колорит: он был посвящен технике росписи по сырой эмали, которая позволяет создавать на тарелках и вазах настоящую живопись. Мастер-классы проводил художник-керамист из Италии Эльвио Саньелла. Потому в экспозиции столько работ с пейзажными и растительными мотивами. Сам Эльвио, работающий в русле реалистической живописи, за время пленэра создал панно с фрагментом последней картины Рафаэля «Преображение».

– Участники пленэра – 11 профессиональных керамистов из Красноярска, Томска, Новосибирска и Барнаула – освоили итальянский способ гончарить, – рассказала нам куратор выставки Татьяна Боровцова. – Они говорили, что Эльвио по-другому формует и вытягивает глину, иначе ставит пальцы. За счет этого стенки сосудов вытягиваются быстрее и проще, становятся тоньше, хотя тут, конечно, многое зависит от самой глины. Попробовав эту технику, участники, естественно, обратились к посуде. Здесь представлены вазы, декоративные тарелки, чашки, горшки. Вот, например, работа Алены Синюты – бокалы, которые благодаря подставкам превращаются в торжественные кубки для вина. Если присмотреться, можно увидеть, что на каждом изображено лицо.

Народный мастер Алтайского края Михаил Бывших на пленэре выступил в тандеме с Эльвио Саньеллой. Освоив новую гончарную технику, Михаил создал круглые вазы, а гость из Италии расписал их пейзажами.

…и русский лес

Выставка «Сказки русского леса» представляет живопись и скульптуру XIX – XX веков из фондов ГХМАК. «В образе леса отразились национальные черты русского народа. Издревле в сознании человека лес наполнялся сказочными существами, а в его густых, дремучих чащах легко было заблудиться герою русской народной сказки», – предупреждают в музее.

На выставке представлены принадлежащие ГХМАК работы Ивана Шишкина – «Лес. Этюд» и «Лесная речка», лиричный пейзаж Саврасова «Избушка со старым дубом» – скромные и непритязательные виды средней полосы. Совсем другой темперамент в работах первых профессиональных художников Алтая Григория Чорос-Гуркина и Андрея Никулина. Владимир Вучичевич-Сибирский пишет непроходимую тайгу. Уроженец Барнаула Василий Карев – мертвый кедрач. Дополнили экспозицию скульптурные изображения лесных животных из дерева и бронзы.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Новости партнеров
Фоторепортаж