Силуэт становится главным

16:00, 23 сентября 2015г, Культура 1347


1
1

На встрече с известным московским скульптором Олегом Закоморным, которая прошла в Художественном музее, учащиеся барнаульской школы искусств № 1 узнали о том, что привлекает мастера в анималистическом жанре, какое место в его творчестве занимают темы детства и танца, а также каков технологический процесс изготовления бронзовой скульптуры – от замысла до воплощения.

Непосредственным поводом для встречи со столичным гостем стала продолжающаяся в музее выставка одной скульптуры Олега Закоморного «Жили-были», посвященная Году литературы в России.

Тема детства - любимая

Скульптура «Жили-были», изображающая читающих детей, уже неплохо знакома многим барнаульцам: участвовала в нескольких музейных экспозициях, пользовавшихся популярностью, долгое время экспонировалась в детской библиотеке им. Н.Крупской. Большинству горожан знаком выполненный Олегом Закоморным памятник крестьянину-переселенцу, торжественно открытый на площади Октября в 2012 году.

Олег Закоморный родился в 1968 году в Новосибирске. Окончил Московскую среднюю художественную школу, в 1994 году – Московский государственный художественный институт им. Сурикова (мастерская профессора Л. Кербеля). Является постоянным участником значимых выставок в стране и за рубежом. Произведения скульптора находятся в музеях и частных собраниях. Сотрудники нашего Художественного музея познакомились с Олегом Георгиевичем в 2011 году, когда он подарил ГХМАК графический портрет «Актер, писатель и режиссер Василий Шукшин» (этим летом во время Шукшинских дней работа в числе прочих экспонировалась на выставке «Мир образов Шукшина в краевом Законодательном Собрании»).

Более масштабное знакомство алтайских искусствоведов и зрителей с художником произошло в октябре 2011-го на выставке «Энергия добра», которая представляла большое количество его графических и скульптурных произведений. После нее в собрание музея попали несколько работ, в том числе и скульптура «Жили-были». Та экспозиция, по словам самого Олега Закоморного, изначально была затеяна Росатомом и благодаря поддержке ведомства проехала по нескольким закрытым городам страны.

Тема детства – излюбленная в творчестве скульптора, тем более что работы зачастую навеяны образами его собственных детей. Такова и скульптура «Жили-были», и трогательная «Спать пора» (смешная девочка с подушкой), и «Тихий час», и множество других. А скульптура «Первое сентября», также оставшаяся в коллекции ГХМАК после той большой выставки, оказывается, и вовсе автопортрет: автор нашел свои детские фотографии и вспомнил тот испуг и растерянность, когда он впервые стоял на школьном дворе с торжественным букетом гладиолусов.

– Эти детские образы зачастую утрированные, даже шаржированные, многие скульптуры в этой серии вообще гротескные, например, «Моё». Они занятные, забавные и несерьезные, я называю их «скульптуры-шутки», – рассказал автор.

– Ничего себе несерьезные, они же отлиты в бронзе! – удивились собравшиеся.

Как выяснилось, столь непростой и трудоемкий материал автор выбрал потому, что он позволяет изобразить и хоккейную клюшку в руках обиженного мальчишки, и деревья с облаками в анималистических работах последних лет. Даже в монументальной скульптуре Олега Закоморного может быть большое количество тонких деталей. «Считается, что скульптура должна быть очень цельной, а идеальная скульптура – это вообще шар. Но я сейчас немного отхожу от этих законов, начал делать острые, колючие, тонкие скульптуры-паутины, у которых появляются графические качества. Силуэт тут уже является главным», – объяснил свои принципы художник.

Память и фантазия

Впрочем, тему животных Олег Закоморный воплощает не только в скульптуре, но и в графике: рисунки зверей появились в его творчестве уже в середине 90-х, когда скульптор завершил свое профессиональное образование. 

– Конечно, включаются память и фантазия. Анималистическая серия у меня действительно большая. В ранние работы я начал вводить некую среду, и получается, что сам персонаж в композиции маленький, а вокруг него – деревья, скалы, облака, какая-то часть природы. И, конечно, для меня это именно портреты животных, во всяком случае, характеры. Смысл в том, чтобы поймать дыхание барса, передать в рисунке запах, какую-то остроту. Возможно, потом это передается и зрителю.

Тема танца воплотилась, в частности, в статуэтке «Душа танца», которая стала национальной наградой, вручаемой выдающимся деятелям хореографического искусства с 90-х годов (изначально она была просто рядовой работой художника и называлась «Гвоздика», а вообще, Олег Закоморный считает танец и скульптуры родственными видами искусства). Тема космоса и авиации получила логическое продолжение в барельефе Германа Титова, который недавно был торжественно открыт на фасаде музея в селе Полковниково. Что касается парковой скульптуры, то в дополнение к памятнику крестьянину-переселенцу край получил еще вещи Олега Закоморного – скульптуры беременной женщины и женщины с ребенком для строящегося перинатального центра.

О технологии создания большой парковой скульптуры из бронзы художник рассказал учащимся БДШИ № 1 на примере эффектного большого дракона с шипами и когтями.

Мария ИВАНОВА

 
Фоторепортаж