Школа «ЛИК» в Барнауле не ставит оценок, но открывает гениев

13:27, 19 марта 2015г, Образование 2176


1
1

Около года в Барнауле работает школа уникальных детей «ЛИК».

На стене учебной комнаты висит плакат из чисел от 1 до 49, на котором два числа повторяются, а одно отсутствует. Мальчику Илье предлагают найти ошибки. Если дублированные числа все мы видим сразу, то для того, чтобы найти отсутствующее, мы, взрослые, начинаем методично искать цифры по порядку. Илья, чуть подумав, заявляет:

- Цифры 50 точно нет!

- А еще 100 нет! – не моргнув глазом, уточняет Мирослав.

Ответы засчитаны. Ведь они абсолютно логичны!

Тест на запоминание картинок убеждает в том, что каждый ребенок – потенциальный авиадиспетчер. Мы, взрослые, явно проигрываем в этом отношении своим детям. Зато мы куда более дисциплинированы: Дети дорисовывают картинки. Что именно хотел изобразить художник? «Это больше всего напоминает куриную лапу» - заявляет консервативный Илья. Мир изо всех сил пытается найти более оригинальное решение, но терпит фиаско. «Да, именно на лапу» - соглашается он. Зато следующий рисунок показывает с неожиданной стороны именно старшего из друзей. Если шарик у Мирослава превращается в цветной мяч, то Илья рисует нечто странное, что в итоге оказывается… оком Саурона..

Близится время экзаменов в школах, и тревожные родители начинают искать помощи для своих детей у репетиторов. Традиционно принято считать, что лучше всего углубленно изучать тот или иной предмет. Но есть и другое мнение: для того, чтобы ребенок учился без труда, нужно научить его усваивать информацию – и сделать это можно через повышение интереса к чтению.

Об этом нам рассказали в школе уникальных детей «ЛИК», что расшифровывается авторами методики, Мариной и Валерием Гайдуковыми, как «лидерство, интеллект, коммуникации». Свою работу школа начала около года назад и уже получила постоянных учеников. Эта школа отличается от других – в ней не ставят оценок, и занимаются с детьми либо индивидуально, либо по парам.

Программа обучения предполагает разделение детей на возрастные группы с соответствующим уклоном:

- 5-7 лет – «Ты – индивидуальность»;

- 8-10 лет – «Ты – гений»;

- 11-14 лет – «Ты - Личность»;

- 15- 17 лет - «Ты – Лидер».

Нас весьма заинтересовал такой подход и для чистоты эксперимента мы с подругой посетили школу с двумя прилежными учениками – первоклассником Мирославом и второклассником Ильей. По возрасту дети подходят к программе «гениев» - и, безусловно, они-то в этом уверены. Ну а мы хотели узнать, на что в действительности способны наши дети, и каковы их склонности. Вводный урок – а по сути, тестирование – длился больше часа, и при этом детям совершенно не хотелось покидать веселые занятия и расставаться с преподавательницей Мариной Владимировной.

Первое же задание поставило в тупик и детей и мам. Старательно усевшись за стол и сложив руки перед собой (ах, наши школы и дисциплина!), Илья и Мир приготовились отвечать на вопросы. А их попросили раскрасить картинки, причем левой рукой. Попыхтев и посопев, дети справились. Мы – мамы – втихую попробовали тоже что-то написать на листочке, но увидев результат, решили, что нам уже поздновато учиться такому.

А дальше задания сменяли друг друга непрерывно, и неизменно забавляли детей. Но тут и мы увидели абсолютную разницу в подходе детей. Если Мирослав с восторгом принимался за любое задание, порой даже не дослушав его, то основательный Илья был озадачен такой сменой привычного порядка. «А зачем это нужно?» - регулярно уточнял он про то или иное задание. Задавал дополнительные вопросы и только после это принимался вдумчиво выполнять задание. Тем временем Мир успевал выполнить свою работу и заглянуть в тетрадку или рисунок старшего друга – а как у него получилось?

.Игра в слова тоже весьма проста. С анаграммами на доске дети справляются просто мгновенно. О таких их способностях, честно говоря, мы не подозревали. Зато Марине Владимировне пришлось попросить подсказку – детскую анаграмму с ходу разгадать не удалось! Мальчикам предлагается написать слова на букву «Ф». Илья тихо страдает, пока не решается попросить подсказки у мамы. Громким шепотом он сообщает: «я слово-то знаю, я не знаю, как пишется фейерверк». Зато Мир не комплексует – в его исполнении «фонтан» превращается в «фонан». Наконец, дети иллюстрируют прочитанный им вслух рассказ о сосульках и воробье. Илья просит:

- Дайте линейку!

- Зачем тебе линейка? – удивляется Марина Владимировна и мы

- Так в картине обязательно должна быть рамка! – удивляется ребенок. И правда, какая же картина без рамки?

Вот так незаметно пролетело время. Каковы же результаты наших детей? О них Марина Гайдукова нам рассказывает. Илья – аудиал и кинестетик, с доминирующим левым полушарием и перфекционист по натуре. Это может в дальнейшем обернуться проблемой: ребенок будет браться лишь за ту работу, которую он точно сделает правильно и переживать за плохие отметки в школе. Поэтому нужно не сосредотачиваться на его оценках и чаще хвалить. Мир – абсолютно творческая личность, кинестетик с доминирующим правым полушарием. Ему не хватает аудиального восприятия. Нужно больше читать, пересказывать и сочинять.

Почему программа для этого возраста называется «Гений»? Авторы методики считают, что именно в этом возрасте дети способны наиболее активно усваивать огромные потоки информации. И крайне важно научить их делать это правильно. А еще – выявить природные склонности и развивать их.

Конечно, это далеко не все, что мы узнали о своих детях. А чем может помочь в их развитии школа? И какие же дети считаются здесь уникальными? Марина Гайдукова смеется:

- Многие родители спрашивают: «А обычного ребенка вы возьмете?». Но абсолютно каждый ребенок уникален. Нужно лишь помочь ему сохранить эту уникальность, развить таланты, раскрепостить. Научить его отстаивать свое мнение (это лидерство), быстро понимать суть заданий и решать их (интеллект), и конечно, общаться (коммуникации). Поэтому мы и создали самостоятельную методику, основанную на доверии и партнерстве с учениками. Не только дети учатся у учителя, но и учитель у них. Умение познавать мир, справляться с большим потоком информации, решать задачи и ставить их самостоятельно пригодится всем детям без исключения. И тогда ребенок поймет, что он действительно Личность.

Ну а наши маленькие личности уже собираются на повторный урок. Школа без оценок оказалась им вполне по душе.

Ольга Панкратьева (текст и фото).

 
Фоторепортаж